Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Морозковой Е.Е, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования Мелегежское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области на решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 20 января 2022 года (N 2а-219/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 мая 2022 года (N 33а-3150/2022) по административному исковому заявлению Тихвинского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Мелегежское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельные участки, используемые под размещение автомобильных дорог.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, возражения против кассационной жалобы прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тихвинский городской прокурор обратился с административным иском к администрации муниципального образования Мелегежское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области (далее - администрации МО Мелегежское сельское поселение, администрации), указав в обоснование заявленных требований, что Тихвинской городской прокуратурой в 2021 году проведена проверка исполнения земельного законодательства и законодательства о безопасности дорожного движения в администрации МО Мелегежское сельское поселение, в ходе которой установлено, что в деревне Мелегежская Горка имеются автомобильные дороги общего пользования местного значения - ул. Центральная, ул. Нагорная, ул. Зеленая, пер. Цветочный, ул. Садовая, которые в установленном законом порядке включены в реестр муниципальной собственности МО Мелегежское сельское поселение.
Согласно информации, представленной администрацией поселения, по состоянию на 11 июня 2021 года, в нарушение требований законодательства земельные участки, на которых расположены автомобильные дороги на кадастровом учете не стоят, межевание не проведено, право собственности на земельные участки не зарегистрировано.
Бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет земельных участков, занимаемых автомобильными дорогами, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения.
Тихвинский городской прокурор просил суд:
-признать незаконным бездействие администрации МО Мелегежское сельское поселение, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и регистрации прав собственности на земельные участки, используемые под автомобильные дороги местного значения;
-обязать администрацию МО Мелегежское сельское поселение в течение 3 лет со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по постановке на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, используемые под размещение автомобильных дорог общего пользования местного значения в дер. Мелегежская Горка: ул. Центральная, ул. Нагорная, ул. Зеленая, пер. Цветочный, ул. Садовая.
Решением Тихвинского городского суда Ленинградской области от 20 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 мая 2022 года, административные исковые требования прокурора удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации МО Мелегежское сельское поселение, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и регистрации прав собственности на земельные участки, используемые под автомобильные дороги местного значения, администрация МО Мелегежское сельское поселение обязана принять меры по постановке на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, используемые под размещение автомобильных дорог общего пользования местного значения в дер. Мелегежская Горка: ул. Центральная, ул. Нагорная, ул. Зеленая, пер. Цветочный, ул. Садовая.
В кассационной жалобе на решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 20 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 мая 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 15 июня 2022 года, администрация муниципального образования Мелегежское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Материалами дела установлено, что постановлением администрации Мелегежского сельского поселения от 16 декабря 2013 года N 07-202-а "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов МО Мелегежское сельское поселение" (с изменениями от 16 марта 2015 года N 07-35-а) утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов МО Мелегежское сельское поселение.
Согласно представленным администрацией сведениям от 11 июня 2021 года в реестре муниципальной собственности МО Мелегежское сельское поселение находятся автодороги общего пользования местного значения в дер. Мелегежская Горка: ул. Центральная, ул. Нагорная, ул. Зеленая, пер. Цветочный, ул. Садовая, которые поставлены на кадастровый учет, при этом земельные участки, используемые под размещение указанных дорог на кадастровый учет не поставлены, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на указанные земельные участки, не зарегистрировано.
В связи с изложенным, суды пришли к выводу об отсутствии возможности финансирования мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения в полосе отвода автомобильной дороги, которая предназначена для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений, так как земельные участки под дорогами не сформированы, что противоречит нормам действующего федерального законодательства. Отсутствие границ земельных участков, занятых автомобильными дорогами, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
Доводы административного ответчика о том, что постановка земельных участков, занимаемых автомобильными дорогами, на кадастровый учет не относится к дорожной деятельности и никак не может влиять на функционирование, обеспечение сохранности и содержания автомобильных дорог, судами отклонены, как противоречащие требованиям законодательства.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и в непринятии мер по формированию права собственности на земельный участок, занятый вышеуказанными автомобильными дорогами, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения, с которым согласился суд апелляционной инстанции.
Данные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В соответствии со статьями 39.9, 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются органам местного самоуправления исключительно в постоянное (бессрочное) пользование. В решении о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование указывается кадастровый номер земельного участка, а также наименование органа местного самоуправления в случае предоставления ему земельного участка.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесено резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Областным законом Ленинградской области от 10 июля 2014 года N 48-оз "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области" за сельскими поселениями Ленинградской области закреплен вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ.
Согласно статье 51 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом, Приказом Минэкономразвития РФ от 30 августа 2011 года N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
Согласно статье 5 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый номер - это неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер объекта недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Исходя из системного анализа вышеприведенных положений, судами сделан верный вывод о том, что постановка на кадастровый учет земельных участков, занятые автомобильными дорогами, и оформление права собственности являются обязательными.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 20 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 мая 2022 года без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Мелегежское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 20 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 мая 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 7 сентября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.