Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании, в котором был объявлен перерыв с 30 августа 2022 года до 31 августа 2022 года, поданную22 августа 2022 года и поступившую в кассационный суд 26 августа 2022 года кассационную жалобу избирательного объединения Оренбургского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 18 августа 2022 года по административному делу N 2а-592/2022 по административному исковому заявлению избирательного объединения Оренбургского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" к территориальной избирательной комиссии Адамовского района Оренбургской области и избирательной комиссии Оренбургской области о признании незаконными и отмене решения территориальной избирательной комиссии Адамовского района Оренбургской области и постановления Избирательной комиссии Оренбургской области, обязании территориальной избирательной комиссии Адамовского района Оренбургской области устранить допущенное нарушение и восстановлении срока для подачи документов для заверения списка кандидатов.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, объяснения в их поддержку представителей избирательного объединения Оренбургского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" по доверенностям Бадашевой А.Г, Селезнева А.А, возражения представителя территориальной избирательной комиссии Адамовского района Оренбургской области по доверенности Кучинской Э.В. и избирательной комиссии Оренбургской области по доверенности Ивановой Н.С. против удовлетворения кассационной жалобы, мнение прокурора Макарова Е.Н, полагавшего судебный акт подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
избирательное объединение Оренбургского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - избирательное объединение, административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением, указав, что 26 июля 2022 года Оренбургским областным отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в территориальную избирательную комиссию Адамовского района Оренбургской области (далее - ТИК Адамовского района) представлен список кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования Адамовский район Оренбургской области пятого созыва по трехмандатному избирательному округу N 4 и иные документы в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона Оренбургской области от 9 июня 2022 года N 321/100-VII-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области".
27 июля 2022 года ТИК Адамовского района вынесено решение N 37/171-5 об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования Адамовский район Оренбургской области пятого созыва по трехмандатному избирательному округу N 4, выдвинутых избирательным объединением при проведении дополнительных выборов Совета депутатов муниципального образования Адамовский район Оренбургской области пятого созыва по трехмандатному избирательному округу.
В качестве основания для вынесения решения об отказе в заверении списка кандидатов указано на отсутствие своевременного извещения ТИК Адамовского района о предстоящем выдвижении кандидатов со стороны Оренбургского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", предусмотренное подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях".
Постановлением Избирательной комиссии Оренбургской области от 29 июля 2022 года N 68/463-7 жалоба Оренбургского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" оставлена без удовлетворения, решение ТИК Адамовского района - без изменения.
По мнению административного истца, указанные решение и постановление ТИК Адамовского района и Избирательной комиссии Оренбургской области являются незаконными, поскольку процедура извещения территориальной избирательной комиссии избирательным объединением нарушена не была. Кроме этого, административный истец указал, что на мероприятии, связанном с выдвижением политической партией своих кандидатов, присутствовали представители избирательной комиссии Оренбургской области, которые какие-либо замечания относительно процедуры выдвижения кандидатов не заявили.
Решением Адамовского районного суда Оренбургской области от 5 августа 2022 года требования административного истца были удовлетворены; постановлено признать незаконными и отменить решение территориальной избирательной комиссии Адамовского района Оренбургской области от 27 июля 2022 года N 37/171-5 и постановление Избирательной комиссии Оренбургской области от 29 июля 2022 года N 68/463-7. На территориальную избирательную комиссию Адамовского района Оренбургской области возложена обязанность устранить допущенное нарушение законодательства путем заверения списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования Адамовский район Оренбургской области пятого созыва по трехмандатному избирательному округу N 4, выдвинутых избирательным объединением Оренбургского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" при проведении дополнительных выборов Совета депутатов муниципального образования Адамовский район Оренбургской области пятого созыва по трехмандатному избирательному округу N 4. Решение суда обращено к немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 18 августа 2022 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене судебного акта суда апелляционной инстанции, как постановленного при неправильном применении норм материального права, просит оставить в силе решение суда первой инстанции. В качестве доводов кассационной жалобы заявитель, повторяя содержания административного искового заявления, не соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о правомерности оспариваемых решения и постановления, утверждает, что процедура извещения территориальной избирательной комиссии административным истцом была соблюдена.
По доводам кассационной жалобы административными ответчиками поданы письменные возражения против ее удовлетворения.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационных жалобы и представления своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения, выразившиеся в неправильном применении норм материального права, допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Совета депутатов муниципального образования Адамовский район Оренбургской области от 22 июня 2022 года N 154 назначены дополнительные выборы по трехмандатному избирательному округу N 4 на 11 сентября 2022 года.
Оренбургское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" направило в ТИК Адамовского района по электронной почте 18 июля 2022 года в 20 часов 05 минут извещение о том, что 22 июля 2022 года в 11 часов 00 минут состоится заседание Бюро Оренбургского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" по выдвижению списка кандидатов по дополнительным выборам депутатов Совета депутатов муниципального образования Адамовский район Оренбургской области пятого созыва по трехмандатному избирательному округу N 4.
Указанное извещение было зарегистрировано ТИК Адамовского района 19 июля 2022 года в соответствии с решением ТИК Адамовского района от 12 июля 2022 года N 34/163-5, согласно которому документы, поступившие вне режима работы комиссии, в выходные и нерабочие праздничные дни, в период подготовки и проведения дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования Адамовский район Оренбургской области пятого созыва по трехмандатному избирательному округу N 4, регистрируются на следующий рабочий день.
22 июля 2022 года состоялось заседание Бюро Комитета Оренбургского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", что следует из выписки из протокола от 22 июля 2022 года N 1/31, на котором присутствовали представители избирательной комиссии Оренбургской области.
27 июля 2022 года ТИК Адамовского района вынесено решение N 37/171-5 об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования Адамовский район Оренбургской области пятого созыва по трехмандатному избирательному округу N 4, выдвинутых избирательным объединением при проведении дополнительных выборов Совета депутатов муниципального образования Адамовский район Оренбургской области пятого созыва по трехмандатному избирательному округу.
Разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из соблюдения избирательным объединением требований, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ), а также достижения целей, установленных это нормой права, направленной на обеспечение возможности присутствия представителя избирательной комиссии на таком мероприятии для контроля за соблюдением закона и Устава партии при выдвижении списка кандидатов.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая противоположное решение, суд апелляционной инстанции указал, что избирательным объединением не соблюден предусмотренный подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 95-ФЗ порядок, поскольку извещение было направлено избирательным объединением 18 июля 2022 года в 20 часов 05 минут по окончании рабочего дня территориальной избирательной комиссии, а регистрация этого документа была осуществлена только на следующий день - 19 июля 2022 года, то есть территориальная избирательна комиссия была извещена о мероприятиях, связанных с выдвижением избирательным объединением своих кандидатов, менее чем за три дня до наступления юридически значимого события. Кроме этого, суд апелляционной инстанции указал, что факт присутствия на проводимом избирательным объединением мероприятии представителей избирательной комиссии Оренбургской области правового значения не имеет, поскольку это не освобождает избирательное объединение от исполнения требований Федерального закона N 95-ФЗ.
Судебная коллегия с выводами суда апелляционной инстанции согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, что привело к судебной ошибке.
Так, защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), в связи с чем правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), а также иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Согласно пункту 14.2 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 данной статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 14.1 поименованной статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", названным Федеральным законом.
Подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ определено, что политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Как следует из материалов административного дела, посредством электронной почты с адреса Оренбургское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" 18 июля 2022 года направлено информационное письмо на адрес электронной почты ТИК Адамовского района, содержащее в себе информацию о том, что 22 июля 2022 года в 11 часов 00 минут состоится заседание Бюро Оренбургского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" по выдвижению списка кандидатов по дополнительным выборам депутатов Совета депутатов муниципального образования Адамовский район Оренбургской области пятого созыва по трехмандатному избирательному округу N 4.
Факт направления данного извещения и поступления его на официальную электронную почту соответствующей территориальной избирательной комиссии 18 июля 2022 года был неоднократно подтвержден представителями ТИК Адамовского района при рассмотрении административного дела судами первой и апелляционной инстанций.
Следовательно, материалами дела с достоверностью подтверждается выполнение региональным отделением политической партии приведенных предписаний об обязательном извещении о проведении мероприятий (конференции) по вопросам выдвижения кандидатов в депутаты в органы местного самоуправления.
Факт регистрации указанного извещения ТИК Адамовского района на следующий день 19 июля 2022 года, в том числе, исходя из того обстоятельства, что территориальная избирательная комиссии направила для участия в мероприятии по выдвижению избирательным объединением кандидатов своих представителей в лице членов избирательной комиссии Оренбургской области, в данном случае правового значения не имеет, поскольку цели, предусмотренные пунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ и направленные на обеспечение возможности присутствия представителя избирательной комиссии на указанном мероприятии для контроля за соблюдением закона и Устава партии при выдвижении списка кандидатов, были достигнуты.
Как верно отмечено судом первой инстанции, представители избирательной комиссии, присутствовавшие на мероприятии по выдвижению избирательным объединением кандидатов, каких-либо замечаний по процедуре его проведения не высказали, равно как и не сообщали о несоблюдении избирательным объединением сроков извещения избирательной комиссии, что препятствовало бы направлению на это мероприятие представителей ТИК Адамовского района.
Участие в упомянутом мероприятии представителей избирательной комиссии Оренбургской области, а не территориальной избирательной комиссии Адамовского района, в данном случае не может ставиться в вину избирательного объединения, добросовестно исполнившего свою обязанность по извещению соответствующей избирательной комиссии. Напротив, действия ТИК Адамовского района, направившей своих представителей в лице избирательной комиссии Оренбургской области, указывают о том, что ею созданы такие условия, которые однозначно должны были быть расценены избирательным объединением как свидетельство исполнения обязанностей, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в частности в определении от 15 сентября 2016 года N 1742-О "По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений части 5 статьи 42 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", соблюдение прав и законных интересов отдельных кандидатов, исключенных из соответствующего списка, обеспечивается возможностью обжаловать такое решение в вышестоящую избирательную комиссию или в суд (статья 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), который при рассмотрении дела обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.
Неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоблюдение руководящих разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, что заключалось лишь установлением формальных условий применения положений избирательного законодательства, без учета юридически значимых фактических обстоятельств дела, привело к судебной ошибке, исправление которой возможно только путем отмены обжалуемого судебного акта.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции о незаконности решения ТИК Адамовского района и постановления избирательной комиссии Оренбурского области правильными, основанными на применимых нормах материального права, и правильной оценке представленных сторонами доказательств.
Возложение судом первой инстанции на ТИК Адамовского района обязанности по заверению списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования Адамовский район Оренбургской области пятого созыва по трехмандатному избирательному округу N 4, выдвинутых избирательным объединением Оренбургского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", также является обоснованным, поскольку, как следует из пояснений представителя ТИК Адамовского района в суде кассационной инстанции, каких-либо иных оснований, кроме указанных в оспариваемом решении, препятствовавших заверению названного списка, ТИК Адамовского района установлено не было.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 18 августа 2022 года отменить, оставить в силе решение Адамовского районного суда Оренбургской области от 5 августа 2022 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 31 августа 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.