Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Узловский район на решение Узловского городского суда Тульской области от 8 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 14 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Узловского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Узловский район об обязании совершить действия.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, объяснения представителя администрации муниципального образования Узловский район Якуббовой Е.Л, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам
установила:
Узловский межрайонный прокурор обратился в суд с названным административным исковым заявлением, просил обязать администрацию муниципального образования Узловский район (далее - Администрация) обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного имущества двух воздушных линий ВЛ 0, 4кВ от РП-6, проходящих через территорию земельного участка, расположенного по адресу "адрес", в срок до 31 декабря 2021 года.
В обоснование административного иска указал, что через территорию сформированного земельного участка Вобликова В.В. проходят две воздушные линии электропередач ВЛ 0, 4кВ от РП-6, посредством которых осуществляется электроснабжение объединений гаражей. Собственник указанных воздушных линий не установлен, они не находятся на балансе и обслуживании общества с ограниченной ответственностью "Энергосеть". Администрация не предприняла надлежащих мер к установлению собственника воздушных линий и их постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества. Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации воздушных линий может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации и ограничение электроснабжения неопределенного круга потребителей.
Решением Узловского городского суда Тульской области от 8 июня 2021 года административный иск удовлетворен. Постановлено обязать Администрацию обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного имущества двух воздушных линий ВЛ 0, 4кВ от РП-6, проходящих через территорию земельного участка с кадастровым номером N в срок до 31 декабря 2021 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 14 декабря 2021 года названное решение изменено, срок совершения указанных удом действий определен до 1 июля 2022 года. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 20 июня 2022 года, Администрация просит отменить состоявшиеся судебные постановления. Считает, что линии электропередач могут быть перемещены без несоразмерного ущерба их назначению, Администрация не вправе производить демонтаж объектов, находящихся в частной собственности, целесообразна передача воздушных линий в собственность сетевой организации.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (абзац первый пункта 3).
В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Пунктом 5 названного Порядка предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (абзацы первый, второй).
Таким образом, органом местного самоуправления, уполномоченным на обращение с заявлением о принятии бесхозяйной вещи на учет, является орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, в силу статьи 29 Устава муниципального образования Узловский район администрация муниципального образования Узловский район исполняет полномочия администрации города Узловая Узловского района.
При проведенной прокурором проверке выявлено, что на территории муниципального образования город Узловая имеются две воздушные линии электропередач ВЛ 0, 4кВ от РП-6, проходящие через территорию земельного участка с кадастровым номером N площадью 2038 кв.м, расположенного по адресу "адрес"
Сведения о данных воздушных линиях в ЕГРН отсутствуют. Документы о принадлежности воздушных линий кому-либо в материалы дела не представлены.
По результатам проведенной проверки 15 января 2021 года адрес главы Администрации внесено представление с требованием незамедлительно принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений, а именно - по установлению собственников двух вышеуказанных воздушных линий электропередач.
В ответ на представление первым заместителем главы Администрации направлено сообщение от 10 февраля 2021 года, в котором указано, что ВЛ 0, 4кВ не могут быть отнесены к объектам недвижимости, расположены на земельном участке, собственником которого муниципальное образование не является, поэтому представление не подлежит удовлетворению.
Разрешая спор и отказывая в административном иске, городской суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что линии электропередач имеют признаки бесхозяйного недвижимого имущества, при этом решение вопросов электроснабжения населения муниципального образования отнесено к ведению органов местного самоуправления, которые обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе электрических сетей, и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.
Изменяя решение суда в части, суд апелляционной инстанции отметил, что суд первой инстанции, установилне разумный срок для устранения нарушений до 31 декабря 2021 года.
Оснований не согласиться с выводами судов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Так, доводы кассационной жалобы, направленные на оспаривание выводов судебных инстанций о бесхозяйности воздушных линий, подлежат отклонению, поскольку данных о собственнике названного имущества Администрация суду не представила. Ссылки Администрации на возможность перемещения отдельных опор воздушных линии без несоразмерного ущерба их назначению, не опровергают факт отнесения воздушных линий в целом к объектам недвижимости (линейным объектам).
Мнение автора кассационной жалобы о целесообразности передачи воздушных линий в собственность сетевой организации не может быть принято во внимание, поскольку предметом судебной проверки является законность бездействия Администрации, не принимающей мер по постановке на учет бесхозяйного имущества, а не целесообразность такого бездействия (пункт 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
Таких нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено. Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Узловского городского суда Тульской области от 8 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 14 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Узловский район - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 26 августа 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.