Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.
судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 31 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 19 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Морозкина Н.А. к Федеральной службе исполнения наказаний об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Морозкин Н.А. обратился в суд с названным административным иском, просил признать незаконным бездействие ФСИН России, выразившееся в нерассмотрении его заявлений о переводе в иное исправительное учреждение; возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения.
Требования мотивировал тем, что до осуждения проживал в г. Саранске Республики Мордовия, постановлением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 8 августа 2018 года переведен из исправительной колонии особого режима на тюремный вид режима отбывания наказания на три года. Отбывая наказание в ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю (на дату обращения в суд), он 15 марта 2021 года и от 13 мая 2021 года обращался в ФСИН России с заявлениями о переводе в исправительное учреждение, расположенное ближе к месту проживания его родственников в Республике Мордовия. Письменных ответов на указанные обращения он не получил.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 31 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 19 мая 2022 года, административный иск удовлетворен частично, признано незаконным бездействие ФСИН России, выразившееся в нерассмотрении обращений Морозкина Н.А. от 15 марта 2021 года и от 13 мая 2021 года.
.
В кассационной жалобе, поданной 3 августа 2022 года через суд первой инстанции и поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 10 августа 2022 года, ФСИН России, УФСИН России по Республике Мордовия просят состоявшиеся по делу судебные постановления отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявители кассационной жалобы выражают несогласие с выводами нижестоящих судебных инстанций ввиду несоответствия их установленным по делу обстоятельствам, полагают, что судами неверно применены нормы материального права. Указывают, что положения статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и приказа Минюста России от 26 января 2018 года N 17 "Об утверждении Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое" не устанавливают сроков, в течение которых должен быть осуществлен перевод в другое исправительное учреждение, также как и сроков рассмотрения письменных заявлений осужденных по данному вопросу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, об отложении дела ходатайств в кассационную инстанцию не представили. С учетом части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Морозкин Н.А. приговором суда был осужден к 15 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Постановлением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 8 августа 2018 года осужденный Морозкин Н.А. переведен для дальнейшего отбывания наказания из исправительной колонии особого режима в тюрьму на три года.
Отбывая наказание в ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю Морозкин Н.А. 15 марта 2021 года (поступило в ФСИН России 30 марта 2021 года) и 13 мая 2021 года (поступило в ФСИН России 24 мая 2021 года) обращался в ФСИН России с письменными заявлениями о переводе в тюрьму, расположенную ближе к месту проживания его родственников в Республике Мордовия.
В ходе рассмотрения административного дела в суде первой инстанции 17 ноября 2021 года Морозкину Н.А. на его обращения направлен ответ, которым отказано в переводе в исправительное учреждение, расположенное ближе к месту жительства близких родственников, разъяснено, что согласно статье 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации после отбытия тюремного срока наказания он подлежит возвращению в исправительное учреждение Республики Мордовия.
Удовлетворяя в части заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из установленного факта допущенного административным ответчиком бездействия, выразившегося в нерассмотрении в установленные законом сроки обращения Морозкина Н.А, а также нарушения указанным бездействием прав и законных интересов административного истца.
При этом судом отказано в удовлетворении требований Морозкина Н.А. о переводе в исправительное учреждение, расположенное в Республике Мордовия, поскольку решения о переводе либо об отказе в переводе в другое исправительное учреждение административным ответчиком не принималось, оспаривалось бездействие по нерассмотрению административным ответчиком обращений.
В части отказа в удовлетворении заявленных Морозкиным Н.А. требований судебные акты в кассационном порядке не обжалуются.
При установленных фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации в качестве одной из конституционных гарантий закреплено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращения граждан регламентированы Федеральным законом от 5 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Закон о порядке рассмотрения обращений граждан).
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан).
Согласно части 1 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
Частью 1 статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
В соответствии с пунктом 1 Приказа ФСИН России от 14 августа 2020 года N 555 "Об утверждении Регламента Федеральной службы исполнения наказаний" (далее Приказ N 555) работа с обращениями граждан и организаций в ФСИН России осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ФСИН России.
Согласно пункту 161 Приказа N 555 письменные обращения граждан, поступившие в ФСИН России в соответствии с ее компетенцией, рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации. В исключительных случаях директор ФСИН России, заместитель директора ФСИН России, курирующий соответствующее структурное подразделение ФСИН России, либо начальник структурного подразделения ФСИН России, давший соответствующее поручение, вправе продлить срок рассмотрения письменного обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего письменное обращение.
Пунктом 164 Приказа N 555 обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы.
В ответе гражданину должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения или действия (бездействия) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что на дату обращения в суд первой инстанции с административным иском обращения Морозкина Н.А. не были рассмотрены административным ответчиком, ответы на них не даны, суда пришли к правильному выводу о наличии оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным.
Доводы кассационной жалобы о том, что статья 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и приказ Минюста России от 26 января 2018 года N 17 не содержат положений, устанавливающих срок рассмотрения вопроса по заявлению осужденного о переводе в иное исправительное учреждение, были предметом проверки суда апелляционной инстанции, обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебном акте. Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судами правильно, выводы, изложенные в судебных актах, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене состоявшихся по административному делу судебных актов нижестоящих инстанций не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 31 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 19 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.