Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу "данные изъяты" ООО УК "ЖЭУ г. Магнитогорска" Теплых Дмитрия Анатольевича на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" "данные изъяты". от 19 июля 2021 года, решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 18 ноября 2021 года, решение судьи Челябинского областного суда от 19 января 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Теплых Дмитрия Анатольевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" "данные изъяты" от 19 июля 2021 года N 187, оставленным без изменения решением судьи Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 18 ноября 2021 года и решением судьи Челябинского областного суда от 19 января 2022 года, должностное лицо - "данные изъяты" ООО УК "ЖЭУ г. Магнитогорска" Теплых Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию, с применением ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 25 000 руб.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Теплых Д.А. выражает несогласие с указанными судебными актами, просит их отменить.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 05 августа 2022 года.
Изучение материалов истребованного дела и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Согласно ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Лицензионные требования к лицензиату предусмотрены ст. 193 ЖК РФ. Помимо требований, перечисленных в подп. 1-6.1 ч. 1 указанной статьи ЖК РФ, Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные лицензионные требования (п. 7).
Перечень лицензионных требований предусмотрен п. 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110, в соответствии с которым лицензионными являются, в том числе, следующие требования: соблюдение требований, предусмотренных п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных п. 2 ст. 162 ЖК РФ.
В силу п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности, собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется в числе иных действий выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Содержание общего имущества в многоквартирном доме также должно происходить с соблюдением Правил и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила).
В соответствии с п. 4.6.4.1 Правил неисправности системы водоотвода наружного (загрязнение и разрушение желобов и водосточных труб, нарушение сопряжений отдельных элементов между собой и с кровлей, обледенение водоотводящих устройств и свесов) и внутреннего (протечки в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, засорение и обледенение воронок и открытых выпусков, разрушение водоотводящих лотков от здания, протекание стыковых соединений водосточного стояка, конденсационное увлажнение теплоизоляции стояков) следует устранять по мере выявления дефектов, не допуская ухудшения работы системы. Замену отдельных элементов водоотводящих устройств по мере износа следует производить из оцинкованной листовой стали (п. 4.6.4.2 Правил).
Согласно п. 5.7.2 Правил персонал, обслуживающий системы вентиляции жилых домов, обязан производить: плановые осмотры и устранение всех выявленных неисправностей системы; замену сломанных вытяжных решеток и их крепление; устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах; устранение засоров в каналах; устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов.
В силу п. 4.1.15 Правил не допускается: подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и загрязнять подвальные помещения; устанавливать в подвалах и техподпольях дополнительные фундаменты под оборудование, увеличивать высоту помещений за счет понижения отметки пола без утвержденного проекта; рытье котлованов, траншей и прочие земляные работы в непосредственной близости от здания (до 10 м) без специального разрешения; подсыпка грунта вокруг здания выше расположения отмостки на 10-15 см; использовать подвалы и технические подполья жителями для хозяйственных и других нужд без соответствующего разрешения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения.
Пунктом 20 упомянутого Перечня закреплены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме: проверка заземления оболочки электрокабеля, оборудования (насосы, щитовые вентиляторы и др.), замеры сопротивления изоляции проводов, трубопроводов и восстановление цепей заземления по результатам проверки; проверка и обеспечение работоспособности устройств защитного отключения; техническое обслуживание и ремонт силовых и осветительных установок, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов, установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов, элементов молниезащиты и внутридомовых электросетей, очистка клемм и соединений в групповых щитках и распределительных шкафах, наладка электрооборудования; контроль состояния и замена вышедших из строя датчиков, проводки и оборудования пожарной и охранной сигнализации; обеспечение сохранности коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, установленного в помещениях, отнесенных к общему имуществу многоквартирного дома, а также иного оборудования, входящего в интеллектуальную систему учета электрической энергии (мощности).
ООО УК "ЖЭУ г. Магнитогорска" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом на основании лицензии N "данные изъяты" от 21 июля 2016 года.
В соответствии с должностной инструкцией от 03 июля 2018 года "данные изъяты" общества осуществляет контроль за соблюдением требований в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Согласно приказу от 29 августа 2018 года Теплых Д.А. занимает должность "данные изъяты" ООО УК "ЖЭУ г. Магнитогорска".
В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной в период с 19 февраля 2021 года по 02 марта 2021 года Магнитогорским территориальным отделом ГУ "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" на основании распоряжения от 19 февраля 2021 года, было установлено, что ООО "ЖЭУ г. Магнитогорска" не обеспечивает надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома N 62 по ул. 50-летия Магнитки в г. Магнитогорске. Актом проверки зафиксированы следующие нарушения: не проведены работы по ревизии системы электроснабжения, расположенной в щите на девятом этаже подъезда 5, а также по стояку сетей; в районе прохождения ливневой канализации установлены желтые разводы; на ливневой канализации наблюдается отслоение окрасочного слоя, а также наличие коррозии и повреждений. В ходе осмотра квартиры N "данные изъяты" выявлены сухие желтые разводы от вентиляционного окна вдоль вентиляционного короба в помещении кухни; документы, подтверждающие проведение работ по устранению течи вентиляционного канала, не представлены. В подвальном помещении установлены остаточные следы после затопления: влажный грунт, наличие запаха, а также зафиксировано повреждение раструба, установлено наличие течи.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица - "данные изъяты" ООО УК "ЖЭУ г. Магнитогорска" Теплых Д.А. к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Факт совершения вмененного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым судьями была дана надлежащая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены событие административного правонарушения, виновность должностного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Действия Теплых Д.А. правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Вопреки доводам жалобы оснований полагать, что действия должностного лица Теплых Д.А. неверно квалифицированы, поскольку выявленное нарушение не является нарушением лицензионных требований, не имеется; ссылки заявителя на положения ЖК РФ, Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положения о лицензировании не свидетельствуют обратном, указывают на неправильное толкование подателем жалобы норм права.
ООО УК "ЖЭУ г. Магнитогорска" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, имеет лицензию, поскольку данный вид деятельности является лицензируемым.
В соответствии с п. 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416, под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных ст. 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу подп. "ж" п. 4 данных Правил управление многоквартирным домом, помимо прочего, обеспечивается выполнением стандарта по организации и осуществлению расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
ООО УК "ЖЭУ г. Магнитогорск" обязано надлежащим образом осуществлять управление многоквартирным домом, соблюдая и указанные требования, связанные с начислением обязательных платежей и взносов, в том числе по оплате коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме. Надлежащее выполнение управляющей компанией, помимо прочего и вышеуказанных обязанностей, при наличии у него лицензии, является необходимым для соблюдения им лицензионных требований, приведенных в ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Теплых Д.А. является "данные изъяты" ООО УК "ЖЭУ г. Магнитогорска", как лицо, выполняющее организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, является в силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ должностным лицом.
С учетом того, что ООО УК "ЖЭУ г. Магнитогорска" являлось лицензиатом и осуществляло предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, уполномоченное должностное лицо данного юридического лица (Теплых Д.А.) является надлежащим субъектом правонарушения и правомерно привлечено к административной ответственности.
Допущенные уполномоченным должностным лицом общества нарушения правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ как осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований. Доказательств принятия Теплых Д.А. всех возможных мер по соблюдению требований законодательства не имеется.
Всем имеющимся в материалах дела доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Каких-либо неустранимых сомнений в виновности "данные изъяты" Теплых Д.А. по материалам дела не усматривается. Положения ст. 1.5 КоАП РФ соблюдены.
Указание Теплых Д.А. на то, что в его действиях содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ, основано на неверном толковании действующего законодательства, так как осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, данная норма является специальной правовой нормой (применяется только в отношении лицензиатов), имеющей приоритет над общей нормой ст. 7.22 КоАП РФ, которая применяется ко всем лицам, ответственным за содержание и ремонт жилых домов и (или) жилых помещений.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судьями обстоятельств, а также толкованием правовых норм, регулирующих указанные правоотношения, основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Наказание назначено в размере ниже минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией, является обоснованным и справедливым, соответствующим задачам законодательства об административных правонарушениях и цели административного наказания.
При пересмотре дела по жалобам судьями районного и областного судов дело проверено в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, доводам жалоб дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя начальника Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" "данные изъяты" от 19 июля 2021 года, решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 18 ноября 2021 года, решение судьи Челябинского областного суда от 19 января 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Теплых Дмитрия Анатольевича, оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции С.В. Тетюев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.