Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференцсвязи жалобу и дополнения к ней Щербакова М.В., защитника Хайруллиной А.Д., поданную на постановление судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 22 сентября 2022 года, которым Щербаков ... признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного ареста сроком на 8 суток,
УСТАНОВИЛ:
21 сентября 2022 года УУП Отдела МВД России по Даниловскому району г. Москвы в отношении Щербакова М.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Симоновский районный суд города Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе и дополнениях к ней, поступивших на рассмотрение в Московский городской суд, Щербаков М.В, защитник Хайруллина А.Д. просят об отмене судебного акта и прекращении производства по делу, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе недоказанность создания Щербаковым М.В. помех в движении гражданам и транспорту, в связи с чем неверную квалификацию действий последнего по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ и наличие оснований для переквалификации его действий на ч. 5 той же статьи; нарушение сотрудниками полиции прав Щербакова М.В. при нахождении в отделении полиции; суровость назначенного наказания без учета смягчающих вину обстоятельств.
Щербаков М.В, защитник Хайруллина А.Д. жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалоб, выслушав Щербакова М.В, защитника Хайруллину А.Д, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
Частью 5 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу п. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 12 апреля 2007 г. N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа города Москвы либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ под участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Как следует из материалов дела 21 сентября 2022 года в период времени с 19 часов 00 минут по 20 часов 00 минут Щербаков М.В, находясь по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 2\1 в составе группы граждан не менее 400 человек, скандирующих лозунги антивоенного характера, перекрывших пешеходные тротуары и проезжую часть, принял участие в публичном мероприятии в сочетании форм митинга и шествия, несогласованном с органами исполнительной власти г. Москвы, создавшем тем самым помехи движению пешеходам, не являющимся участниками публичного мероприятия, и движению транспорта.
Указанные действия Щербакова М.В. квалифицированы по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Щербакова М.В. подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; рапортами сотрудников полиции Мареева А.О. и Еркина А.С, а также их письменными объяснениями; протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение и протоколом об административном задержании; сообщением первого заместителя руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы; иными материалами дела.
Допустимость и достоверность принятых судьей районного суда во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для вывода суда о наличии в действиях Щербакова М.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, и для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу судьей районного суда дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Ссылку в жалобе на недоказанность создания помех в движении пешеходам и движению транспорта по проезжей части, отсутствии причинно-следственной связи между совершенными Щербаковым М.В. противоправными действиями и возникшими последствиями, нельзя признать состоятельной.
В данном случае количество участников несогласованного публичного мероприятия, проводимого 22 сентября 2022 года по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 2/1, в котором Щербаков М.В. также принял участие, свидетельствует о его массовости проведения в условиях, не предназначенных для одновременного нахождения такого количества граждан, что очевидно привело к невозможности свободного передвижения в первую очередь иных граждан, не являющихся участниками публичного мероприятия по пешеходной зоне (тротуару), их доступу к объектам социальной и транспортной инфраструктуры, расположенных по указанному адресу, а также движению транспорта по проезжей части.
Следовательно, названные действия Щербакова М.В. обоснованно квалифицированы по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Оснований для переквалификации указанных выше действий Щербакова М.В. на ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Утверждение в жалобе о нарушении прав Щербакова М.В. сотрудниками полиции отобранием мобильного телефона не исключает административной ответственности последнего по настоящему делу.
В данном случае Щербаков М.В, в случае допущенных в ходе содержания в отделении полиции нарушений своих прав, вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, допустивших такие нарушения, в установленном законом порядке.
Иные доводы жалобы сводятся к несогласию заявителя с установленными судьей районного суда фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, что не может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого судебного акта.
Административное наказание в виде административного ареста назначено Щербакову М.В. в пределах санкции ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3. 9 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом личности виновного, характера совершенного административного правонарушения, его общественной опасности, и является справедливым, а также соответствует предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ, препятствующих назначению Щербакову М.В. административного наказания в виде административного ареста, по делу не установлено и к жалобе не представлено.
Объективных данных для признания назначенного судом первой инстанции наказания чрезмерно суровым, в том числе по приведенным в жалобе доводам, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок давности привлечения Щербакова М.В. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 22 сентября 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Щербакова... оставить без изменения, жалобу и дополнения к ней Щербакова М.В, защитника Хайруллиной А.Д.- без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.