Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу инспектора ДПС ОР ДПС ГИБДД МУ МВД России "Сызранское" ФИО1 на вступившее в законную силу решение судьи Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Малыгина Дмитрия Геннадьевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением ИДПС ОГИБДД МУ МВД России "Сызранское" N18810063220000951299 от 6 мая 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Сызранского городского суда Самарской области от 10 июня 2022 года, Малыгин Дмитрий Геннадьевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Решением судьи Самарского областного суда от 14 июля 2022 года постановление ИДПС ОГИБДД МУ МВД России "Сызранское" N18810063220000951299 от 6 мая 2022 года и решение судьи Сызранского городского суда Самарской области от 10 июня 2022 года отменены, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях Малыгина Д.Г. состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель ставит вопрос об отмене решения судьи Самарского областного суда от 14 июля 2022 года, считая его незаконным.
Малыгин Д.Г, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы на указанное выше решение, представил возражения на данную жалобу, в которых просил оставить решение судьи областного суда без изменения.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы и возражений позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.
В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.
Действующим порядком, определяющим обязанность по регистрации транспортных средств, предусмотрено, что механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления (пункт 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации)).
В силу части 3 статьи 8 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N283-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. N1507 (ред. от 27.11.2021) "Об утверждении Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники" владелец техники обязан зарегистрировать ее или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение срока действия государственного регистрационного знака "ТРАНЗИТ" или в течение 10 календарных дней со дня выпуска техники в свободное обращение в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, либо со дня выдачи паспорта техники или дня оформления электронного паспорта техники (для техники, не подлежащей таможенному декларированию), либо со дня временного ввоза техники на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев, либо со дня приобретения прав владельца техники, снятия с учета, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N1090 (далее - Правила дорожного движения) водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории; регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов).
Как следует из постановления должностного лица, 6 мая 2022 года в 22 часа 10 минут Малыгин Д.Г. у д.49 по улице Советская г. Сызрани Самарской области управлял транспортным средством БМВ Х6, не зарегистрированным в установленном порядке, при себе отсутствовал договор купли-продажи транспортного средства, чем нарушил требования пункта 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Малыгина Д.Г. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя постановление ИДПС ОГИБДД МУ МВД России "Сызранское" N18810063220000951299 от 6 мая 2022 года и решение судьи Сызранского городского суда Самарской области от 10 июня 2022 года и прекращая в отношении Малыгина Д.Г. производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья Самарского областного суда исходил из того, что Малыгиным Д.Г. с жалобой, поданной в суд первой инстанции, представлен договор купли-продажи транспортного средства BMW X6M, идентификационный номер WBSCY010409D07537, согласно которому Малыгин Д.Г. 5 мая 2022 года приобрел у Малыгина А.Д. вышеуказанное транспортное средство (л.д. 6); в судебном заседании суда апелляционной инстанции факт купли-продажи транспортного средства подтвердил свидетель Малыгин А.Д, следовательно, на дату совершения вменённого административного правонарушения, указанную в постановлении (6 мая 2022 года), установленный пунктом 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, десятидневный срок для регистрации транспортного средства не истёк, в связи с чем привлечение к административной ответственности являлось необоснованным.
Обращаясь в Шестой кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, настаивает на необоснованности выводов судьи областного суда об отсутствии в вышеобозначенном деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагая, что Малыгин Антон Дмитриевич, приобретя право собственности на транспортное средство BMW Х6М, идентификационный номер N на основании ПТС, выданного 08.09.2020 года центральной акцизной таможней, не выполнил обязанность, возложенную на него пунктом 1 части 3 статьи 8 Федерального Закона Российской Федерации от 03.08.2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в части обращения с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации. В подтверждение своих доводов должностное лицо сослалось на сведения РЭО ГИБДД МУ МВД России "Сызранское", согласно которых транспортное средство BMW Х6М, идентификационный номер N на государственном учете ранее и по состоянию на 20.05.2022 года не состояло. В таких случаях, по мнению заявителя, к административной ответственности подлежит лицо, управляющее не зарегистрированным в установленном порядке транспортном средством независимо от того, на ком лежит обязанность по его регистрации.
Субъективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины, установление которой является обязательным в ходе рассмотрения дела.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 3 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в управлении транспортным средством, в отношении которого не выполнена предусмотренная законом обязанность по его регистрации (постановке на государственный учет) или по внесению изменений в регистрационные данные транспортного средства в случаях, установленных законом, в том числе когда транспортное средство было снято с регистрационного учета и при этом не реализована обязанность по его регистрации в установленный законом срок, либо регистрация транспортного средства прекращена (аннулирована). Административной ответственности по указанной норме подлежит лицо, управляющее не зарегистрированным в установленном порядке транспортным средством, независимо от того, на ком лежит обязанность по его регистрации.
Из представленного в материалы дела судье (а не сотруднику ГИБДД при вынесении им 6 мая 2022 года постановления) копии договора купли-продажи транспортного средства BMW Х6М от 5 мая 2022 года, следует что 8 сентября 2020 года Центральной акцизной таможней транспортному средству BMW Х6М выдан паспорт транспортного средства "адрес" (л.д.6).
При этом в пункте 1.2 указанного договора собственник транспортного средства до его передачи покупателю, а также свидетельство о регистрации транспортного средства не указаны.
По сведениям РЭО ГИБДД МУ МВД России "Сызранское" за период с 1 января 2020 года по 20 мая 2022 года за Малыгиным А.Д. (выступающим в качестве продавца согласно представленной заявителем копии договора купли-продажи от 5 мая 2022 года) транспортное средство BMW Х6М, в том числе 2020 года изготовления, идентификационный номер N, никогда не регистрировалось. По состоянию на 20 мая 2022 года указанный автомобиль на учете не состоял и ранее не регистрировался.
По данным базы ФИС ГИБДД-М, используемой в регистрационной деятельности РЭО ГИБДД МУ МВД России "Сызранское", за период с 1 января 2020 года по 20 мая 2022 года (дата выдачи сведений) за Малыгиным Д.Г. транспортные средства не регистрировались, с учета не снимались и в настоящее время не зарегистрированы (л.д.13-20, 26-27).
Допуск транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации разрешен только после регистрации их в установленном порядке.
Регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что Малыгин Д.Г. 6 мая 2022 года управлял транспортным средством BMW Х6М, ранее вообще не состоявшим на государственном учете в Российской Федерации, будучи ввезенным на территорию Российской Федерации 8 сентября 2020 года и на момент остановки транспортного средства не зарегистрированным в установленном порядке, что не отрицается самим Малыгиным Д.Г.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается именно в управлении водителем транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, а не в невыполнении его собственником обязанности по регистрации.
Каких-либо объективных данных об исполнении договора купли-продажи от 5 мая 2022 года, заключенного между, судя по всему, родственниками - ФИО3 (продавец) и ФИО2 (покупатель), не имеется. Сведений о регистрации транспортного средства BMW Х6М ФИО2 ни при рассмотрения дела не представил, наоборот, в суде первой инстанции заявил, что по договору купли-продажи от 9 мая 2022 года автомобиль был вновь продан очередному аналогичному "собственнику" без соответствующей государственной регистрации транспортного средства. До настоящего времени автомобиль BMW Х6М, 2020 года изготовления, идентификационный номер N, в установленном законом порядке не зарегистрирован (ответ на запрос прилагается).
Материалами дела установлено, что названное транспортное средство BMW Х6М ввезено на территорию Российской Федерации 8 сентября 2020 года, на регистрационный учет не ставилось и до момента выявления административного правонарушения (в срок, значительно превышающий 10 суток - 1 год 7 месяцев 27 дней) в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Изложенные обстоятельства при рассмотрении данного дела не получили надлежащей оценки судьи Самарского областного суда.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства судья областного суда не выполнил в полном объеме требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, что не позволило ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При установленных обстоятельствах решение судьи Самарского областного суда от 14 июля 2022 года, вынесенное в отношении Малыгина Дмитрия Геннадьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать принятым с соблюдением требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом, в связи с чем названный акт подлежат отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Шестом кассационном суде общей юрисдикции жалобы инспектора ДПС ОР ДПС ГИБДД МУ МВД России "Сызранское" Коржевского А.С. срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, то возможность возобновления производства по делу и правовой оценки действий Малыгина Д.Г. утрачена. Иное бы ухудшило положение лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении было прекращено, что недопустимо.
При таком положении постановление ИДПС ОГИБДД МУ МВД России "Сызранское" N18810063220000951299 от 6 мая 2022 года и решение судьи Сызранского городского суда Самарской области от 10 июня 2022 года также не могут быть оставлены в силе, они подлежит отмене. Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Изложенное согласуется с правовой позицией, выраженной Верховным Судом Российской Федерации в постановлениях от 2 марта 2018 г. N 5-АД18-16, от 26 мая 2022 г. N 19-АД22-5-К5, от 28.12.2020 N 74-АД20-9, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021) (вопрос 12).
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление ИДПС ОГИБДД МУ МВД России "Сызранское" N18810063220000951299 от 6 мая 2022 года, решение судьи Сызранского городского суда Самарской области от 10 июня 2022 года, решение судьи Самарского областного суда от 14 июля 2022 года, вынесенные в отношении Малыгина Дмитрия Геннадьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Э.Г. Штейн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.