Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Курска на решение Ленинского районного суда города Курска от 8 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 26 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора города Курска к администрация города Курска об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, объяснения представителя администрации города Курска Комягиной А.П. и представителя комитета городского хозяйства города Курска Синякиной В.С, поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Вялковой Т.А, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам,
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Курска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие администрации города Курска, выразившееся в неисполнении обязанностей, и возложить на административного ответчика обязанность в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда произвести работы по проектированию и строительству объектов и сетей водоотведения (канализации и дренажа), обеспечивающих отведение дренажных и поверхностных сточных вод с территории следующих улиц города Курска: улицы Нижней Казацкой, улицы Масловка, улицы Верхней Луговой, улицы Запольной, улицы Дзержинского, улицы Хуторской, улицы Резиновой, улицы Карла Маркса (в том числе от воинской части в сторону ГСК-44, от ГАИ до проспекта А. Дериглазова), улицы Республиканской (в сторону ГСК-14), улицы Маяковского, улицы Станционной, улицы Парижской Коммуны, улицы Союзной, улицы Литовской, поселка "Северный" (за исключением микрорайона 2), улицы Триумфальной, улицы Никитской, улицы Тамчишина, улицы Островского, улицы Дубровинского, улицы Профсоюзной, улицы Ильича, улицы Коммунальной, улицы Цурюпы, улицы Чапаева, улицы Чайковского, улицы 3 Стрелецкой, улицы 1 Стрелецкой, улицы Тимской, улицы Малых, улицы 1 Кожевенной, улицы Интернациональной, улицы Малиновой, улицы Нижней Луговой, улицы Пионеров, улицы Черняховского, улицы Центральной, улицы Краснополянской, Магистрального проезда, улицы 5 Кислинской, улицы 1 Степной, улицы Медвенской, проспекта Ленинского комсомола, улицы Малышева, улицы Комарова, улицы Ольшанского, проспекта Н. Плевицкой, улицы Мичурина, улицы 1 Фатежской, улицы Трудовой, улицы Бурцевка, улицы Пучковка, улицы 1 Орловской, улицы 2 Орловской, улицы Березовой, улицы А.
Хмелевского, улицы Широкой, улицы Ольховской, улицы 2 Ольховской, Ольховского проезда, 1 Ольховского переулка, 2 Ольховского переулка, 3 Ольховского переулка, 4 Ольховского переулка, 5 Ольховского переулка, 6 Ольховского переулка, 7 Ольховского переулка, 8 Ольховского переулка, улицы Овечкина, улицы Сумской, улицы Парковая, улицы Прилужной, улицы Лучистой, улицы Монтажников.
Требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой города Курска проверки по вопросам обеспечения системой ливневой канализации жилой, промышленной и бытовой застройки установлен факт неисполнения органами местного самоуправления обязанности по водоотведению. В частности установлено отсутствие ливневой канализации на вышеуказанных улицах, в результате чего наносится вред окружающей среде, создаются условия подтопления паводковыми и ливневыми водами домовладений, что вызывает причинение имущественного вреда владельцам домов и земельных участков, создает им препятствия в пользовании своей собственностью, несет угрозу жизни и здоровью людей, препятствует прибытию и оказанию помощи оперативных служб.
Решением Ленинского районного суда города Курска от 8 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 26 мая 2022 года, исковые требования удовлетворены в части. Признано незаконным бездействие администрации города Курска, на административного ответчика возложена обязанность в течение двух лет со дня вступления в силу решения суда осуществить проектирование и строительство объектов и сетей водоотведения (канализации и дренажа), обеспечивающих отведение дренажных и поверхностных сточных вод с территории следующих улиц города Курска: улицы Бурцевка, улицы Дзержинского, улицы Дубровинского, улицы Запольной, улицы Интернациональной, улицы Нижне Казацкой, улицы 5 Кислинской, улицы 1 Кожевенной, улицы Комарова, улица Краснополянская, проспект Ленинского комсомола, улица Литовская, Магистрального проезда, улицы Малиновой, улицы Мичурина, улицы Никитской, Ольховского проезда, 1 Ольховского переулка, 2 Ольховского переулка, улицы 2 Орловской, улицы Островского, улицы Парижской Коммуны, проспекта Н. Плевицкой, улицы Пионеров, улицы Республиканской, поселка "Северный" (за исключением микрорайона 2), улицы Союзной, улицы 1 Степной, улицы 1 Стрелецкой, улицы Сумской, улицы Тимской, улицы Триумфальной, улицы А. Хмелевского, улицы Хуторской, улицы Цурюпы, улицы Черняховского. В удовлетворении остальной части требований отказано..
В кассационной жалобе, поданной 25 июля 2022 года, администрация города Курска просит судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Полагает, что органами местного самоуправления в пределах городского округа выполняются мероприятия по отведению ливневых сточных вод и принимаются меры, направленные на надлежащее функционирование ливневой канализации и предотвращение подтопления территории городского округа, в связи с чем бездействия не допущено. Полагает, что установленный срок исполнения решения суда несоразмерен, определен без учета объема и сложности выполнения работ, сопряженных с необходимостью реконструкции существующих автомобильных дорог и улиц.
Комитетом городского хозяйства города Курска представлен отзыв, в котором он выражает согласие с позицией администрации города Курска.
ОАО "РЖД" представлен отзыв на кассационную жалобу, в которых оно просит оставить судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Из материалов дела следует, что муниципальному образованию "Город Курск" на праве собственности принадлежат сети ливневой канализации: по улице 2 Орловской с кадастровым номером 46:29:000000:4775 протяженностью 381 м, 1970 года строительства, по улице Кавказской улице Пучковка с кадастровым номером 46:29:000000:2800 протяженностью 1 778 м, по проспекту Н. Плевицкой с кадастровым номером 46:29:000000:4916 протяженностью 3 209 м, 2019 года строительства, по проспекту Ленинского комсомола с кадастровым номером 46:29:000000:4783 протяженностью 226 м, 1960 года строительства, от улицы 1 Кожевенной до реки Тускарь (в районе улицы Нижней Луговой и улицы Гайдара) с кадастровым номером 46:29:000000:4772 протяженностью 16 м, по улице Театральной на участке от дома N 53 по улице Октябрьской до существующей сети по улице Интернациональной с кадастровым номером 46:29:000000:4757 протяженностью 1 176 м, 1980 года строительства, по улице 1 Кожевенной до реки Тускарь (в районе улице Дружининской) с кадастровым номером 46:29:102245:133 протяженностью 203 м, от улицы 1 Кожевенной до реки Тускарь с кадастровым номером 46:29:102246:640 протяженностью 40 м, 1970 года строительства, по улице Малых с кадастровым номером 46:29:000000:4792 протяженностью 971 м, 1960 года строительства, по улице Ильича с кадастровым номером 46:29:000000:4787 протяженностью 853 м, 1960 года строительства, от К2-8 (торговый центр "Европа") до К2-рз (по улице Союзной напротив дома N 71 и дома N 73); по улице 1 Вишневской, улице Халинской, улице Аэропортовской с кадастровым номером 46:29:000000:0000:00114-00/001:1001/1 протяженностью 350, 35 м, 2011 года строительства, к жилому дому N 2 в жилом районе Северный (микрорайон 2) с кадастровым номером 46:11:111811:415 протяженностью 1 237 м, по улице Дзержинского (от улицы А.
Невского до улицы Добролюбова) с кадастровым номером 46:29:000000:4725 протяженностью 201 м, на территории ГСК-14 (по улице Республиканской напротив Кировского районного суда города Курска) с кадастровым номером 46:29:000000:4779 протяженностью 1 982 м, 1982 года строительства, по улице Запольной с кадастровым номером 46:29:102169:346 протяженностью 87 м, 1970 года строительства, по улице Верхней Луговой с кадастровым номером 46:29:000000:4745 протяженностью 251 м, 1955 года строительства, по улице Карла Маркса (в районе фармколледжа) с кадастровым номером 46:29:000000:4651 протяженностью 686 м, 1972 года строительства, по улице Карла Маркса с кадастровым номером 46:29:000000:4751 протяженностью 426 м, 1972 года строительства, по улице Карла Маркса (в районе мемориального комплекса "Курская дуга") протяженностью 2 296, 7 м, 2002 года строительства, по улице Карла Маркса с кадастровым номером 46:29:000000:4648 протяженностью 547 м, 1972 года строительства, по улице Карла Маркса (территория ГСК-22) с кадастровым номером 46:29:000000:4708 протяженностью 187 м, 1972 года строительства, по улице Карла Маркса (от Триумфальной арки до ГАИ) с кадастровым номером 46:29:000000:4655 протяженностью 1661 м, 1972 года строительства, по улице Карла Маркса (от улицы Кавказской до улицы Ломакина) с кадастровым номером 46:29:000000:4654 протяженностью 1 171 м, 1972 года строительства, по улице Мичурина с кадастровым номером 46:29:000000:4786 продолжительностью 62 м, 1970 года строительства, напорный трубопровод для отвода поверхностных вод от насосной станции около дома N 53 по улице Малиновой до сливного колодца около дома N 80 по улице Бочарова с кадастровым номером 46:29:103010:316:000117-00/001:1001/1 протяженностью 462, 7 м, 2007 года строительства, сооружение дождевой канализации по улице Кавказкой и улице Пучковка от улицы Карла Маркса до улицы 50 Лет Октября с кадастровым номером 46:29:000000:0000:000312-00/001:1001/1, 2010 года постройки, сооружение канализации по улице
Масловка с кадастровым номером 46:29:000000:4785 протяженностью 98 м, 1970 года строительства, сооружение канализации жилого района "Северный" (микрорайон 2), у 1 пускового комплекса к ж/д 2 с кадастровым номером 46:11:111811:415 протяженностью 1 237 м, сооружение выписки дождевых сточных вод в водные объекты и на водосборные площади водных объектов реки Кур по улице Масловка протяженностью 98 м с кадастровым номером 46:29:000000:4785; имеются технические планы на сооружения сетей ливневой канализации по улице Пучковка протяженностью 345 м, 1970 года строительства, по улице Литовской протяженностью 682 м, 1964 года строительства, по улице 3 Песковской (от улицы Литовской до 2 Шоссейного переулка), по 2 Шоссейному переулку протяженностью 767 м, 1970 года строительства, по улице Парковой протяженностью 456 м, 1983 года строительства, на территории ГСК-14 протяженностью 345 м, 1970 года строительства, по улице Сумской протяженностью 1 573 м, 1950 года строительства, по улице Орловской до улицы Гремяченской протяженностью 1 383 м, 1990 года строительства, по проспекту Дружбы, по улице Веспремской, по улице Орловской, по проспекту Сергеева протяженностью 4 743 м, 1983 года строительства, по проспекту Ленинского комсомола до реки Сейм протяженностью 86 м, 1950 года строительства, от пересечения улиц Павлуновского и 1 Фатежской по территории ГСК-65 протяженностью 214 м, 1990 года строительства, по улице Новой Луговой протяженностью 50 м, 1955 года строительства, по проспекту Н. Плевицкой протяженностью 490 м, 2020 года строительства.
В то же время в связи с многочисленными жалобами граждан на неудовлетворительную работу системы ливневой канализации в городе Курске, в том числе в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, и публикациями в средствах массовой информации прокуратурой города Курска инициирована проверка организации обеспечения системой водоотведения (ливневой канализации) жилой, промышленной и деловой застройки города Курска, в ходе которой установлено, что система ливневой канализации отсутствует в границах следующих улиц города Курска: улицы Нижней Казацкой, улицы Масловка, улицы Верхней Луговой, улицы Запольной, улицы Дзержинского, улицы Хуторской, улицы Резиновой, улицы Карла Маркса (в том числе от воинской части в сторону ГСК-44, от ГАИ до проспекта А. Дериглазова), улицы Республиканской (в сторону ГСК-14), улицы Маяковского, улицы Станционной, улицы Парижской Коммуны, улицы Союзной, улицы Литовской, поселка "Северный" (за исключением микрорайона 2), улицы Триумфальной, улицы Никитской, улицы Тамчишина, улицы Островского, улицы Дубровинского, улицы Профсоюзной, улицы Ильича, улицы Коммунальной, улицы Цурюпы, улицы Чапаева, улицы Чайковского, улицы 3 Стрелецкой, улицы 1 Стрелецкой, улицы Тимской, улицы Малых, улицы 1 Кожевенной, улицы Интернациональной, улицы Малиновой, улицы Нижней Луговой, улицы Пионеров, улицы Черняховского, улицы Центральная, улицы Краснополянской, Магистрального проезда, улицы 5 Кислинской, улицы 1 Степной, улицы Медвенской, проспекта Ленинского комсомола, улицы Малышева, улицы Комарова, улицы Ольшанского, проспекта Н. Плевицкой, улицы Мичурина, улицы 1 Фатежскойя, улицы Трудовой, улицы Бурцевка, улицы Пучковка, улицы 1 Орловской, улицы 2 Орловской, улицы Березовой, улицы А.
Хмелевского, улицы Широкой, улицы Ольховской, улицы 2 Ольховской, Ольховского проезда, 1 Ольховского переулка, 2 Ольховского переулка, 3 Ольховского переулка, 4 Ольховского переулка, 5 Ольховского переулка, 6 Ольховского переулка, 7 Ольховского переулка, 8 Ольховского переулка, улицы Овечкина, улицы Сумской, улицы Парковой, улицы Прилужной, улицы Лучистой, улицы Монтажников.
По результатам указанной проверки прокуратурой города Курска главе города Курска 3 августа 2020 года внесено представление N 83-2020 об устранении нарушений законодательства в сфере водоотведения. При этом прокурор указал, что утвержденная постановлением администрации города Курска от 15 октября 2018 года N 2389 муниципальная программа "Организация предоставления населению жилищно-коммунальных услуг, благоустройство и охрана окружающей среды в городе Курске на 2019-2024 годы", которая согласно части 5 статьи 11 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" отнесена к документам стратегического планирования, то есть регулирует деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития, в данном случае муниципального образования город Курск (статья 3), согласно которой к числу мероприятий отнесено, в том числе, проведение работ по ремонту, капремонту и содержанию систем ливневой канализации, не предусматривает повышение охвата городского округа ливневой канализацией, а мероприятия, направленные на эти цели, в ней не предусмотрены.
Во исполнение представления глава города Курска в ответе от 3 сентября 2020 года N 1346/01-03, не отрицая неудовлетворительное состояние имеющихся сетей ливневой канализации и необходимость дополнительного ее обустройства, сообщил, что комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Курска разрабатывается проект постановления администрации города Курска "О внесении изменений и дополнений в постановление администрации города Курска от 15 октября 2018 года N 2389, предусматривающий внесение изменений в муниципальную программу "Организация предоставления населению жилищно-коммунальных услуг, благоустройство и охрана окружающей среды в городе Курске" на 2019-2024 годы", который будет включать, в том числе увеличение охвата системой ливневой канализации городского округа "Город Курск" до расчетных величин.
Постановлением администрации Нижнемедведицкого сельсовета Курской области от 24 декабря 2013 года N 320-П утвержден проект планировки территории поселка "Северный" Нижнемедведицкого сельсовета Курского района Курской области, согласно которому предусмотрено строительство ливневой канализации. В связи с включением территории поселок "Северный" в границы муниципального образования "Город Курск", указанный проект планировки был передан муниципальному образованию "Город Курск".
Решением Курского городского Собрания от 22 декабря 2016 года N 326-5-ОС утверждена корректура Генерального плана города Курска, которой предусмотрены решения в части организации поверхностного стока и размещение сетей ливневой канализации, отраженных на схеме размещения сетей ливневой канализации.
Разрешая заявленные требования и частично удовлетворяя их, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что согласно информации ОАО "Российский институт градостроительства и инвестиционного развития "Гипрогор" (члена саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "Объединение градостроительного планирования и проектирования", разработчика Генерального плана города Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 21 декабря 2021 года N 325-6-ОС) от 2 октября 2021 года N 817/21 необходимо спроектировать и построить объекты и сети водоотведения на участках улиц города Курска: улицы Бурцевка, улицы Дзержинского, улицы Дубровинского, улицы Запольной, улицы Интернациональной, улицы Нижней Казацкая, улицы 5 Кислинская, улицы 1 Кожевенной, улицы Комарова, улицы Краснополянской, проспекта Ленинского комсомола, улицы Литовской, Магистрального проезда, улицы Малиновой, улицы Мичурина, улицы Никитской, Ольховского проезда, 1 Ольховского переулка, 2 Ольховского переулка, улицы 2 Орловской, улицы Островского, улицы Парижской Коммуны, проспекта Н. Плевицкой, улицы Пионеров, улицы Республиканской, поселка "Северный" (за исключением микрорайона 2), улицы Союзной, улицы 1 Степной, улицы 1 Стрелецкой, улицы Сумской, улицы Тимской, улицы Триумфальной, улицы А. Хмелевского, улицы Хуторской, улицы Цурюпы, улицы Черняховского, которые обеспечат отведение дренажных и поверхностных сточных вод с территории вышеперечисленных и прилегающих улиц города Курска.
При этом необходимость строительства объектов ливневой канализации по иным заявленным в иске улицам города Курска отсутствует, поскольку отвод вод может осуществляться по параллельным улицам.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами.
Правильно применив положения пункта 4 части 1 статьи 16, пункта 4.3 части 1 статьи 17, части 1 статьи 34 и части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 1, 4, 5 части 1 статьи 3, части 2 статьи 3, пункта 1 части 1 статьи 6, пунктов 2, 9, 23, 28 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункта 4 статьи 13 Устава города Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 12 апреля 2007 года N 332-3-РС, ГОСТ 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения", утвержденным и введенным в действие постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 31 октября 1973 года N 2410, а также ГОСТ 25150-82 (СТ СЭВ 2085-80) "Канализация.
Термины и определения", введенным в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 февраля 1982 года N 805, Строительными нормами и правилами 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления", утвержденными постановлением Госстроя СССР от 19 сентября 1985 года N 154 и зарегистрированными Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 19 июля 2011 года в качестве СП 104.13330.2011, СП 104.13330 "Строительные нормы и правила 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления", утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 964-пр, суды пришли к обоснованному выводу о том, что к вопросам местного значения, входящим в компетенцию местной администрации, относится вопрос организации водоснабжения и водоотведения в границах городского округа, в целях решения которого местная администрация обладает соответствующими полномочиями, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в том числе полномочиями на принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
При этом вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, а органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2 Федерального закона 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Применительно к настоящему административному делу к вопросам местного значения городского округа также относятся участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного характера (пункты 8 и 28 части 1 статьи 16 этого же федерального закона).
Вопреки доводам администрации города Курска, организация в границах городского округа отведения ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий.
Как видно из материалов административного дела, обстоятельства систематического подтопления значительной части территории города Курска участвующими в административном деле лицами не оспариваются. Наоборот, администрацией муниципального образования город Курск представлены документы, свидетельствующие о принятии администрацией муниципального образования мер в период с декабря 2020 года, то есть, уже после инициированного прокурором настоящего административного дела, в том числе, Генеральный план города Курска, утвержденный решением Курского городского Собрания от 21 декабря 2021 года N 325-6-ОС, а также, разработанная на его основе Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Курска на период с 2021 по 2030 годы, а также мер, направленных на организацию проектирования, строительства, ремонта и содержания сетей ливневой канализации на спорной территории. Однако, данные меры, принимаемые администрацией муниципального образования город Курск, к должному результату, а именно, к отведению ливневых сточных вод, не приводят, поэтому эти меры признаны исчерпывающими быть не могут. В этой связи обоснованы выводы судов о наличии оспариваемого прокурором по настоящему административному делу бездействия администрации муниципального образования город Курск.
Организация водоотведения, в данном случае обустройство ливневой канализации, является обязанностью органа местного самоуправления, направленной, в том числе, на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного и водоотведения, защиту от подтопления территорий и отдельных объектов, безопасности дорожного движения. Данная обязанность напрямую возложена нормами закона на органы местного самоуправления и подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с разработкой проекта, несением затрат и строительством. При этом обстоятельства недостаточного финансирования не могут являться основанием для освобождения администрации от исполнения указанных полномочий, поскольку они не должны влиять на права граждан.
Не могут являться основаниями к отмене судебных постановлений и доводы административного истца относительно недостаточного срока для исполнения решения, поскольку указанный двухгодичный срок являются разумным с учетом общественной значимости разрешаемого вопроса, а также с точки зрения соблюдения баланса публичного и частного интересов.
Администрация города Курска не лишена возможность в порядке статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратиться с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами при рассмотрении дела не допущено.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
В соответствии с пунктом 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" в кассационном определении (дополнительном кассационном определении) также разрешается вопрос об отмене приостановления исполнения судебного акта.
В связи с окончанием производства по кассационной жалобе приостановление исполнения решения Ленинского районного суда города Курска от 8 декабря 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 26 мая 2022 года подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Курска от 8 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 26 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Курска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Ленинского районного суда города Курска от 8 декабря 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 26 мая 2022 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 28 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.