Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Матросовой Г.В, судей Филатовой В.Ю, Шеховцовой Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Борисовой М.Е. к Государственному унитарному предприятию города Москвы "Мосгортранс" о признании приказа об отстранении от работы незаконным, начислении и выплате заработной платы за период незаконного отстранения от работы, компенсации морального вреда, по кассационным жалобам Государственного унитарного предприятия города Москвы "Мосгортранс"
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 апреля 2022 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В, выслушав пояснения представителей Государственного унитарного предприятия города Москвы "Мосгортранс" Сорокиной Е.Р. и Вавиловой А.М, поддержавших доводы кассационных жалоб,
УСТАНОВИЛА:
Борисова М.Е. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному унитарному предприятию города Москвы "Мосгортранс" (далее - ГУП "Мосгортранс") о признании приказа об отстранении от работы незаконным, начислении и выплате заработной платы за период незаконного отстранения от работы, компенсации морального вреда.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 23 ноября 2021 года исковые требования Борисовой М.Е. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 апреля 2022 года решение Люберецкого городского суда Московской области от 23 ноября 2021 года отменено. Принято по делу новое решение, которым признан незаконным приказ от 15 июля 2021 года N-к об отстранении Борисовой М.Е. от работы в ГУП "Мосгортранс". На ГУП "Мосгортранс" возложена обязанность допустить Борисову М.Е. к осуществлению трудовой деятельности. С ГУП "Мосгортранс" в пользу Борисовой М.Е. взыскана заработная плата за период с 15 июля 2021 года по 11 апреля 2022 года в размере 852 703 рублей 14 копеек, компенсация морального вреда в размере 20 000 рублей. С ГУП "Мосгортранс" в доход бюджета муниципального образования "городской округ Люберцы" взыскана государственная пошлина в размере 12027, 03 рублей.
В поданных представителем ГУП "Мосгортранс" Сорокиной Е.Р. кассационных жалобах изложена просьба об отмене апелляционного определения ввиду несоответствия выводов судебной коллегии фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с приказом от 08 февраля 2019 года N-к и трудовым договором от 08 февраля 2019 года N Борисова М.Е. принята на работу в ГУП "Мосгортранс" на должность главного специалиста в Юридическую службу Отдел правовой документации сектор по Восточному, Юго-Восточному и Южному округам.
Приказом от 25 марта 2019 года N-к Борисова М.Е. переведена с должности главного специалиста в структурное подразделение - Юридическую службу договорной отдел сектор договорного отдела на основании дополнительного соглашения от 25 марта 2019 года N.
В соответствии с приказами от 11 июня 2020 года N, от 30 июня 2020 года N, от 15 июля 2020 года N, от 15 июня 2021 года N Борисова М.Е. осуществляет трудовые функции в соответствии с Графиками присутствия работников на рабочем месте и реестром посещаемости [удаленно (дистанционно)].
Приказом ГУП "Мосгортранс" от 25 июня 2021 года N "Об усилении мер, направленных на обеспечение охраны здоровья работников" директорам филиалов Предприятия надлежит обеспечить вакцинацию работников вверенного подразделения в количестве 100% от общей численности работников вверенного подразделения, за исключением работников, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV). В случае, если работники не получили первый компонент профилактической прививки или однокомпонентную вакцину от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в срок до 15 июля 2021 года, а второй компонент профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в срок до 15 августа 2021 года начальнику службы кадров ГУП "Мосгортранс", директорам филиалов ГУП "Мосгортранс" подготовить проекты приказов об отстранении таких работников от работы, за исключением работников, имеющих противопоказания.
Судами установлено, что Борисова М.Е. направила заявление Генеральному директору ГУП "Мосгортранс" об отказе от вакцинации против COVID-19 посредством передачи заявления и.о. начальника юридической службы ГУП "Мосгортранс".
02 июля 2021 года и.о. начальника юридической службы ФИО7, начальником отдела локальных нормативных актов юридической службы ФИО8, начальником сектора договорного отдела юридической службы ФИО9 составлен акт об отказе Борисовой М.Е. от подписания обязательства проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Борисовой М.Е. разъяснено, что в случае отказа от вакцинации, не прохождения вакцинации она будет отстранена от работы с 15 июля 2021 года.
На основании служебной записки заместителя начальника службы кадров ГУП "Мосгортранс" от 15 июля 2021 года N-сл-603 издан приказ от 15 июля 2021 года N-к об отстранении от работы с 15 июля 2021 года работников согласно приложению, в котором указана Борисова М.Е, на период эпидемиологического неблагополучия (до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения, либо до прохождения вакцинации или предоставления справки о медицинских противопоказаниях) без сохранения заработной платы на период отстранения.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый приказ ГУП "Мосгортранс" от 15 июля 2021 года N-к "Об отстранении от работы" является законным, поскольку издан с соответствии с действующими нормами права, закрепляющими перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требующими обязательного проведения профилактических прививок, на основании постановления главного санитарного врача города Москвы, которым предусмотрено проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в частности, работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере транспорта общего пользования, такси.
Учитывая отсутствие оснований для признания недействительным приказа от 15 июля 2021 года N-к "Об отстранении от работы", полагал требования о взыскании заработной платы за время отстранения от работы и компенсации морального вреда не подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указав на то, что, исходя из норм Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционным болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок" утвержден исчерпывающий перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок", выполняемая Борисовой М.Е. работа в должности главного специалиста договорного отдела структурного подразделения Юридической службы в ГУП "Мосгортранс" в перечне отсутствует, ГУП "Мосгортранс" по роду и характеру своей деятельности не отнесено к группам работ, перечень которых определен в постановлении Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционным болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок".
При этом отметил, что ответчик, как работодатель, не имеет полномочий обязывать своих работников пройти профилактические прививки, так как в силу положений части 2 статьи 11 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, указав на наличие в действиях ГУП "Мосгортранс" принуждения истца к вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Полагал, что главные санитарные врачи регионов не вправе обязывать работодателей организовать вакцинацию сотрудников, тем более обеспечить определенный процент охвата сотрудников организаций или предприятий профилактической вакцинацией.
Учитывая, по мнению суда апелляционной инстанции, незаконность изданного ГУП "Мосгортранс" приказа от 15 июля 2021 года N-к, пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца заработной платы за период отстранения от работы и компенсации морального вреда.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанции не основанными на подлежащих применению нормах материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Трудового Кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников; незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе, имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
Перечень оснований для отстранения работника от работы приведен в статье 76 Трудового Кодекса Российской Федерации, согласно абзацу 7 части 1 данной нормы трудового права работодатель обязан отстранить работника от работы по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Трудового Кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац 7).
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (абзац 8).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (абзац 9).
В силу статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) нельзя допускать к работе носителей возбудителей инфекционных заболеваний.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор согласно статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ подразумевает деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
В соответствии с подпунктами 1, 4, 5 пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя организацию и проведение проверок выполнения юридическими лицами, а также гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и (или) устранению последствий таких нарушений, выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения, а также выдачу предписаний о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ главный государственный санитарный врач при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделен полномочием выносить мотивированное постановление о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (абз. 2); разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (абзац 3).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1).
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Федерального закона (пункт 3).
Соблюдение санитарных правил, санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 10 Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N внесено изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих", согласно которому "коронавирусная инфекция" (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Согласно пунктам 4.1, 4.2 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает: принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19 групп риска); выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию; установление границ очага (организации, транспортные средства, местожительство и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID-19; разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции - максимальное ограничение контактов); проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19 при появлении симптомов, не исключающих COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения); дезинфекцию; экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска; профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях; соблюдение больными, лицами с подозрением на COVID-19 и находившимися в контакте с больными COVID-19, обязательного режима изоляции.
В соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 постановления Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 15 июня 2021 года N указано обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, в частности, работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в отдельных сферах, в том числе, в сфере транспорта общего пользования, такси.
В соответствии с пунктом 2 данного постановления на руководителей организаций, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, в сферах, установленных в пунктом 1 данного постановления, предписано в срок до 15 июля 2021 года организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 августа 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60 % от общей численности работников, сотрудников.
С учетом исковых требований Борисовой М.Е, их обоснования, возражений ответчика относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права, обстоятельствами, имеющими значение для дела, являлись: установление факта осуществления деятельности ГУП "Мосгортранс" в организации, поименованной в постановлении Главного государственного санитарного врача по городу Москве, осуществление деятельности истца в ГУП "Мосгортранс" на основании трудового договора, была ли привита истец от новой коронавирусной инфекции, имеются ли медицинские противопоказания против вакцинации, причины отказа истца от вакцинации при отсутствии прививки и медицинских противопоказаний.
Разрешая заявленные требования, суд апелляционной инстанции не принял во внимание вышеприведенные нормы, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, не установил, сославшись на добровольность согласия гражданина на медицинское вмешательство, неправомерность принуждения со стороны ответчика к вакцинации против новой коронавирусной инфекции, отсутствие полномочий у главных государственных санитарных врачей на указания обязательности вакцинации.
Данные выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют приведенным выше нормативным положениям.
Судом не учтено, что и на момент рассмотрения дела как судом первой, так и апелляционной инстанций Борисова М.Е. не предприняла мер по вакцинации.
В связи с вышеизложенным, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 апреля 2022 года нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на правильность разрешения заявленного спора, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, в связи с чем подлежит отмене с направлением гражданского дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить заявленные требования в соответствии с подлежащими применению к спорным правоотношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 апреля 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.