Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Савельевой Л.А.
судей Абдрахмановой Э.Г, Сапрыгиной Л.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 16 мая 2022 года по административному делу N 2а-847/2022 по административному иску Згребневой Марии Сергеевны к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным решения
заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы и возражений на жалобу,
УСТАНОВИЛА:
Згребнева М.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным решения от 13 августа 2021 года N 1141-о; возложении обязанности принять решение о направлении Згребневой М.С. согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории по заявлению Згребневой М.С. от 28.07.2021 года N 210728035.
Считает, что у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в перераспределении земельного участка, поскольку перераспределение земельного участка, принадлежащего административному истцу, предусмотрено проектом межевания территории, площадь земельного участка увеличивается не более максимальных размеров для земельных участков. В настоящее время доступ к земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты" от земель общего пользования осуществляется через территорию земельного участка, подлежащего к перераспределению. Иной доступ земельного участка к землям общего пользования отсутствует. Образование самостоятельного земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, что нарушает требования ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 15 февраля 2022 года в удовлетворении требований Згребневой М.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 16 мая 2022 года решение Центрального районного суда г. Тюмени от 15 февраля 2022 года отменено, по делу принято новое решение.
Решение Департамента имущественных отношений Тюменской области N 1141-0 13 августа 2021 года об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории признано незаконным. На Департамент имущественных отношений Тюменской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав Згребневой М.С. путем повторного рассмотрения заявления о перераспределении земельного участка от 28 июля 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной 01 августа 2022 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Департамент имущественных отношений Тюменской области просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 16 мая 2022 года, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение, неправильное применение норм материального права, допущенные судом апелляционной инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает на то, что перераспределение земельных участков направлено на устранение недостатков землепользования, в целях приведения границ земельного участка в соответствие с требованиями закона и градостроительных регламентов, а также для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ и чересполосицы.
Згребневой М.С. испрашивался к перераспределению земельный участок площадью 840 кв.м. из которого можно образовать самостоятельный земельный участок.
Проблема с доступом к земельному участку от мест общего пользования могла быть решена иным путем. В настоящее время действует постановление администрации г.Тюмени от 24 декабря 2021 года N 71 "Об утверждении изменений в проекты межевания территории в границах микрорайонов "данные изъяты" планировочного района N1 "Березняковский"", в соответствии с которым перераспределение земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" не предусмотрено, к земельному участку предоставлен доступ от земельных участков общего пользования.
Обращают внимание, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 380 кв.м. был образован на основании волеизъявления Згребневой М.С. путем раздела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 1700 кв.м. на четыре земельных участка: с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 699 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 456 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 380 кв.м. и с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 165 кв.м.
Считают, что действия Згребневой М.С. направлены на обход предусмотренной земельным законодательством процедуры предоставления земельных участков из государственной собственности исключительно на торгах, проводимых в форме аукциона.
В возражениях на кассационную жалобу Згребнева М.С. просит апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 16 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 326, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что такого характера нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что с 24 марта 2020 года Згребнева М.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 380 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома.
Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 380 кв.м. был образован на основании волеизъявления Згребневой М.С. путем раздела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 1700 кв.м. на четыре земельных участка: с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 699 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 456 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 380 кв.м. и с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 165 кв.м.
28 июля 2021 года Згребнева М.С. обратилась в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, утвержденным постановлением главы г. Тюмени от 26.12.2018 года N 35-ПГ "Об утверждении проектов межевания территорий в границах элементов планировочной структуры (микрорайонов) планировочного района N 1 "Березняковский".
Из материалов дела усматривается, что с аналогичными заявлениями о перераспределении земельных участков Згребнева М.С. обращалась и в отношении остальных трех земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты".
Согласно заявлению, поданному в Департамент имущественных отношений Тюменской области, Згребнева М.С. просила перераспределить земельный участок с условным номером ЗУ326, площадью 840 кв.м. находящийся в государственной или муниципальной собственности, и земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 380 кв.м, находящийся в частной собственности, в соответствии с проектом межевания, утвержденным Постановлением Главы города Тюмени от 26.12.2018 года N 35-ПГ "Об утверждении проектов межевания территорий в границах элементов планировочной структуры (микрорайонов) планировочного района N 1 Березняковский", согласно которому площадь ЗУ326 (и соответственно испрашиваемого земельного участка) составит 1220 кв.м.
Решением Департамента имущественных отношений Тюменской области N 1141-0 от 13 августа 2021 года в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории отказано по следующим основаниям:
- образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок;
- заявление подано в случаях, не предусмотренных п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ; перераспределение земельных участков не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании в целях приведения границ земельного участка в соответствие с требованиями закона и градостроительных регламентов, для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ и чересполосицы.
Разрешая заявленные Згребневой М.С. требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности решения Департамента имущественных отношений Тюменской области N 1141-о от 13 августа 2021 года об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. При этом суд первой инстанции согласился с тем, что заявление подано Згребневой М.С. в случаях, не предусмотренных п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ, поскольку перераспределение земельных участков приведет к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности, при этом необходимости в устранении недостатков в землепользовании, в целях приведения границ земельного участка в соответствие с требованиями закона и градостроительных регламентов, для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ и чересполосицы, не имеется. Кроме того, районным судом учтено, что на спорной территории образован самостоятельный земельный участок и организован проезд к существующим земельным участкам Згребневой М.С.
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда не согласилась с такими выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении требований Згребневой М.С. о признании незаконным решение Департамента имущественных отношений Тюменской области N 1141-0 13 августа 2021 года, суд апелляционной инстанции указал на то, что предоставление Згребневой М.С. испрашиваемого земельного участка в указанных размерах (1220 кв.м.) не противоречит предельным размерам, установленным ст. 19 Правил землепользования и застройки города Тюмени, утверждённых решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 года N 154, а согласно схеме земельного участка, являющейся приложением к акту обследования земельного участка N 21/а-1911 от 02 августа 2021 года (дело 23-85867), доступ к земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты", принадлежащему Згребневой М.С, минуя смежные земельные участки, отсутствует.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами суда апелляционной инстанции и находит заслуживающими внимание доводы кассационной жалобы Департамента имущественных отношений Тюменской области.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.
Общие правила и условия образования земельных участков определены ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ), согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1).
Согласно подпунктам 1, 3 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом, или утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.
Из содержания положений п. 1 ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Пунктом 3 названной статьи установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (п. 3 ст. 39.28 настоящего Кодекса).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается, в том числе, в случае: перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 9 и 14 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В силу пп. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в том числе в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
При этом, процедура перераспределения земельных участков не может преследовать фактическую цель предоставления лицу дополнительного земельного участка на льготных условиях без проведения торгов, поскольку в противном случае использование этой процедуры может быть расценено в качестве способа обхода закона (установленных законом процедур предоставления земельного участка в собственность).
Суд первой инстанции, установив, что рядом с земельным участком административного истца имеется земельный участок, площадь которого (840 кв.м.) свидетельствует о наличии возможности формирования из указанных государственных земель Тюменской области самостоятельного земельного участка, отвечающего требованиям, предусмотренным ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом необходимости в устранении недостатков в землепользовании, в целях приведения границ земельного участка административного истца в соответствие с требованиями закона и градостроительных регламентов, для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ и чересполосицы, не имеется, пришел к верному выводу о законности оспариваемого отказа Департамента имущественных отношений Тюменской области от 13 августа 2021 года в перераспределении земельного участка и отсутствии в силу этого нарушения прав административного истца.
Наличие проекта межевания территории, предусматривающего перераспределение спорных земельных участков, само по себе не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения в отсутствие предусмотренных подп. 2 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств.
Возможность формирования из государственных земель Тюменской области расположенных рядом с земельным участком Згребневой М.С. по самостоятельного земельного участка, отвечающего требованиям предусмотренным ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, подтверждена постановлением администрации г.Тюмени от 24 декабря 2021 года N 71 "Об утверждении изменений в проекты межевания территории в границах микрорайонов "данные изъяты" планировочного района N1 "Березняковский"", в соответствии с которым на спорной территории образован земельный участок для индивидуального жилищного строительства, перераспределение земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" не предусмотрено и к данному земельному участку предоставлен доступ от земельных участков общего пользования.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что площадь испрашиваемых к перераспределению земель составляет 840 кв.м, что позволяет сформировать самостоятельный земельный участок для его использования под индивидуальное жилищное строительство, что в свою очередь является в силу подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Кроме того, поскольку оспариваемое решение Департамента имущественных отношений Тюменской области принято в связи с возможностью формирования из испрашиваемой земли самостоятельного земельного участка, отвечающего требованиям о предельных минимальных размерах, предъявляемых к образуемым земельным участкам, а также недопустимости значительного увеличения площади земельного участка, находящего в частной собственности, суд апелляционной инстанции не вправе был признавать необоснованным оспариваемое решение Департамента со ссылкой на иные обстоятельства (наличие либо отсутствие доступа к земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты", принадлежащему Згребневой М.С.), которые не являлись предметом рассмотрения административного ответчика, что согласуется с разъяснениями, содержащимися в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".
В связи с допущенными судом апелляционной инстанции существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход административного дела, обжалуемый судебный акт нельзя признать законным, он подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 16 мая 2022 года отменить.
Оставить в силе решение Центрального районного суда г. Тюмени от 15 февраля 2022 года.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 15 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.