Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Ефремовой О.Н. и Константиновой Ю.П, при ведении протокола помощником судьи Ковалевой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-404/2022 по административному исковому заявлению садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Загорье" (далее - СНТСН "Загорье") о признании недействующим в части распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области N 287-р от 20 декабря 2021 года "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Московской области на 2022 год"
по апелляционной жалобе СНТСН "Загорье" на решение Московского областного суда от 12 апреля 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Ефремовой О.Н, пояснения председателя правления СНТСН "Загорье" Слепкова В.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Комитета по ценам и тарифам Московской области Усовой М.Г, возражения представителя АО "Мосэнергосбыт" Алексеенко Д.О, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бердинских С.В, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области (далее - Комитет, орган регулирования) от 20 декабря 2021 года N 287-Р установлены цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Московской области на 2022 год (далее - Распоряжение N 287-Р).
Данный акт опубликован 20 декабря 2021 года на официальном сайте Комитета в Интернет-портале Правительства Московской области http://ktc.mosreg.ru и 24 февраля 2022 года в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", N 33.
СНТСН "Загорье" обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим Распоряжение N 287-Р в части включения в пункт 5 Приложения к распоряжению указание на "садоводческие некоммерческие товарищества и огородные некоммерческие товарищества, в отношении объема электрической энергии, приобретаемой в интересах населения, потребляющего электрическую энергию в жилых домах (жилых строениях), расположенных в сельской местности", включения в пункт 6.2 Приложения указания на "садоводческие некоммерческие товарищества и огородные некоммерческие товарищества, за исключением указанных в пункте 5"; в части смешения в пункте 5 Приложения категории потребителей электрической энергии, которые приравнены к населению и указаны в пункте 71(1) Основ ценообразования, с категориями потребителей электрической энергии, которые приравнены к населению и указаны в пунктах 2 и 6 Приложения N 1 к Основам ценообразования; в части установления в пункте 6 Приложения для категории потребителей электрической энергии категории потребителей "садоводческие и огородные некоммерческие товарищества", цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) без применения понижающего коэффициента 0, 7.
Требования административным истцом мотивированы тем, что оспариваемые формулировки в пункте 5 и пункте 6.2 Приложения исключают возможность применения к СНТСН "Загорье" в расчетах за потребленную электрическую энергию понижающего коэффициента 0, 7, установление которого предусмотрено пунктом 71 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", поскольку расчет производится энергосбытовой организацией на основании договора энергоснабжения с кооперативом от 1 января 2007 года по тарифу для тарифной группы "прочие потребители", для которой применение понижающего коэффициента не предусмотрено.
По мнению административного истца, указанные в оспариваемой части распоряжения формулировки противоречат Федеральному закону от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) и электроэнергетики" и приказу Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 19 июня 2018 года N 834 "Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов".
Решением Московского областного суда от 12 апреля 2022 года, с учетом определений от 19 мая 2022 года и от 12 июля 2022 года об исправлении описок, в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с данным решением, СНТСН "Загорье" подана апелляционная жалоба, а также апеллянтом представлено объяснение в порядке статьи 68 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в которых автор жалобы просит отменить решение суда и принять новое об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, поскольку при определении категорий потребителей электрической энергии, приравненных к населению, Мособлкомцен вышел за пределы своих полномочий, не учел положения пункта 71, 7(1) Основ ценообразования, Приказ ФСТ России от 6 августа 2004 года N 20-э/2, допустил смешение понятия категорий потребителей "население, проживающее в сельских населенных пунктах" и "приравненные к нему категории". Суд не учел и не рассматривал довод о том, что недопустимо установление для садоводческих некоммерческих товариществ двух разных цен (тарифов), как для категории "население и приравненные к нему", и для категории "потребители, не являющиеся населением, однако, приобретающие электрическую энергию в целях последующего ее предоставления населению на коммунально-бытовые нужды". Таким образом, судом не принята во внимание приведенная СНТСН "Загорье" в административном иске правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в решении от 26 августа 2020 года по делу N АКПИ20-380, согласно которой садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества приравнены к населению. При этом из решения суда, по мнению автора апелляционной жалобы, не ясно на основании анализа какого применяемого к населению, проживающему в сельской местности, законодательства возможно применение в расчетах за потребленную электрическую энергию понижающего коэффициента 0, 7.
Обращал автор апелляционной жалобы и на то, что в печатном издании оспариваемый нормативный правовой акт опубликован только 22 февраля 2022 года и то не в полном виде.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем административного ответчика Комитета по ценам и тарифам Московской области, представителем заинтересованного лица АО "Мосэнергосбыт", а также участвовавшим в деле прокурором представлены письменные возражения.
Представитель ФАС России, своевременно и надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
С учетом положений статей 10, 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое в части Распоряжение N 287-Р принято в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и в соответствии с компетенцией Комитета, с соблюдением требований законодательства, регулирующего правоотношения в области тарифообразования в сфере электроэнергетики.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации 29 декабря 2011 года принято постановление N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования).
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемое в части Распоряжение N 287-Р принято уполномоченным на дату его принятия органом (Положение о Комитете по ценам и тарифам Московской области, утвержденное постановлением Правительства Московской области N 1321/46 от 1 ноября 2011 года), в установленной форме и по этим основаниям не оспаривается.
В соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 4 Закона Московской области от 19 июля 2005 года N 185/2005-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Московской области", распоряжения центральных исполнительных органов государственной власти Московской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после дня первого официального опубликования их полных текстов в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" или размещения (опубликования) на Интернет-портале Правительства Московской области.
Оспариваемое распоряжение опубликовано в газете "Ежедневные новости. Подмосковье выпуск от 24 февраля 2022 года N 33 (5188) со ссылкой о полном первом опубликовании на официальном сайте Комитета в интернет-портале Правительства Московской области 31 декабря 2021 года.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 указано, что суды, проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, должны учитывать, что в случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на "Официальном интернет-портале правовой информации", официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Установив, что оспариваемое распоряжение было размещено на официальном интернет-портале, а в последующем опубликовано в официальном печатном издании, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемый нормативный правовой доведен до всеобщего сведения в установленном порядке, СНТСН "Загорье" имело возможность ознакомиться с нормативным правовым актом в оспариваемой части, соответственно, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования в печатном издании нормативного правового акта не в полном объеме или позже его первоначального опубликования.
Распоряжением N 287-Р установлены цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Московской области на 2022 год.
В Приложении к Распоряжению N 287-Р установлены категории плательщиков (групп потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток), в том числе в пункте 5 указано население, проживающее в сельских населенных пунктах и приравненные к нему: садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества, в отношении объема электрической энергии, приобретаемой в интересах населения, потребляющего электрическую энергию в жилых домах (жилых строениях), расположенных в сельской местности.
Пунктом 6 Приложения к распоряжению установлена категория плательщиков - потребителей, приравненных к населению, в том числе, в пункте 6.2 указаны садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества, за исключением указанных в пункте 5 Приложения.
Административный истец, закупает по регулируемым ценам (тарифам) электроэнергию на основании типового публичного договора энергоснабжения от 1 января 2007 года N 90130115, заключенного с АО "Мосэнергосбыт", в целях последующего ее предоставления членам Товарищества на коммунально-бытовые нужды и не использует ее для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности.
Полагая, что Комитет в нарушение требований федерального законодательства необоснованно установилкатегории потребителей, дополнив категорию "население, проживающее в сельских населенных пунктах и приравненные к нему" формулировкой "садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества, в отношении объема электрической энергии, приобретаемой в интересах населения, потребляющего электрическую энергию в жилых домах (жилых строениях), расположенных в сельской местности", в результате Распоряжением N 287-Р Комитет установилдля садоводческих некоммерческих товариществ две разные цены. Так, в сельской местности для садоводческих товариществ одноставочный тариф составит на 1 полугодие 4, 15 руб./кВт.ч, а для иных садоводческих товариществ (не в сельской местности) такой тариф установлен 5, 93 руб./кВт.ч.
Суд первой инстанции, отклоняя доводы административного истца в данной части, исходил из того, что Распоряжением N 287-Р установлены цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей, в том числе для садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, которые также входят в перечень категорий потребителей, приравненных к населению. Ввиду закрепления в соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования за Комитетом, как органом регулирования тарифов, предусмотрено право применить понижающий коэффициент от 1 до 0, 7, суд пришел к выводу, что применение в расчетах с населением, проживающим на территории сельской местности, понижающего коэффициента 0, 7 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит. При этом суд указал, что фактически доводы административного иска сводятся к несогласию с применением к административному истцу при расчетах с АО "Мосэнергосбыт" понижающего коэффициента 1, а не 0, 7, что не связано с проверкой нормативного правового акта в порядке абстрактного нормоконтроля, а не касается порядка применения оспариваемого распоряжения, что не входит в предмет проверки в рамках настоящего спора.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда, полагает, что они сделаны при верном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах установленных Федеральной антимонопольной службой предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) (отдельно на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы потребления и сверх этой нормы, - в случае, если в соответствующем субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления).
Предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2022 год, утверждены приказом ФАС России от 13 октября 2021 года N 1107/21.
Пунктом 71 Основ ценообразования предусмотрено, что при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0, 7 до 1.
Также понижающий коэффициент от 0, 7 до 1 применяется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов к ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность) при их утверждении на соответствующий период регулирования для каждой из приравненных к населению категорий потребителей по перечню согласно приложению 1 к настоящему документу (за исключением потребителей, указанных в пункте 71(1) настоящего документа).
Приложением 1 к Основам ценообразования определен исчерпывающий Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности).
Согласно пункту 2 названного перечня к категориям потребителей, которые приравнены к населению отнесены, в том числе, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Как следует из Распоряжения N 287-Р, перечень категорий потребителей в полной мере соответствует Перечню категорий потребителей, которые приравнены к населению, приведенному в приложении 1 к Основам ценообразования, поскольку данным Перечнем СНТ приравнены к тарифной группе "население".
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 35 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных коммерческих объединениях граждан" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать для садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений нормативы платы за электрическую энергию, определенные для сельских потребителей.
Как разъяснено в письме ФАС России от 25 февраля 2022 года N ВК/14594/22 при расчетах за электрическую энергию с населением, проживающим на территории СНТ, тарифы могут применяться с учетом понижающего коэффициента в зависимости от оснащенности домов электрическими плитами и (или) электроотопительными установками в установленном порядке, либо если точка поставки электрической энергии находится в границах сельского населенного пункта, при условии проживания.
Таким образом, установление тарифов на электрическую энергию для садоводов, огородников дачников как для сельских потребителей является правом, а не обязанностью органа тарифного регулирования. Реализация указанного права подлежит осуществлению регулирующим органом с учетом требований действующего законодательства в сфере электроэнергетики.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что, исходя из системного толкования положений действующего законодательства, к населению, проживающему в сельских населенных пунктах, относятся, в том числе, граждане, проживающие в жилых домах (жилых строениях), расположенных на территориях садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, находящихся в сельских населенных пунктах.
Доводы о том, что для СНТ оспариваемым распоряжением фактически установлено два тарифа, судебная коллегия отклоняет, поскольку для населения и приравненных к нему потребителей установлен один тариф (например, одноставочный тариф на 1 полугодие для населения составил 5, 93 руб. и для потребителей, приравненных к населению, 5, 93 руб.).
В последующем Комитетом тарифы рассчитаны с применением понижающих коэффициентов в зависимости от оснащенности домов электрическими плитами и (или) электроотопительными установками, либо в зависимости от местонахождения точки поставки электрической энергии (в границах сельского населенного пункта или в городских населенных пунктах). Изложенное в части оспариваемых административным истцом положений нормативного правового акта в полной мере согласуется с требованиями пункта 71 Основ ценообразования, статьи 35 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных коммерческих объединениях граждан" и не указывает на несоответствие Распоряжения N 287-Р иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Перечисление в пункте 5 Распоряжения N 287-Р лиц, которые отнесены к категории население, проживающее в сельских населенных пунктах, и приравненные к нему, в том числе СНТ, направлено на обеспечение равных условий с населением, проживающим в сельских населенных пунктах, для садоводческих некоммерческих объединений граждан в отношении объемов электрической энергии, потребляемой на коммунально-бытовые нужды в жилых домах (жилых строениях), расположенных в сельских населенных пунктах.
Следовательно, в отношении всех граждан, проживающих в сельских населенных пунктах Московской области, обеспечен единый подход.
Доводы административного истца о несогласии с применением к нему при расчетах с АО "Мосэнергосбыт" понижающего коэффициента 1, являются несостоятельными, поскольку не могут быть предметом проверки соответствия законодательству оспариваемого нормативного правового акта. В данном части судом первой инстанции в обжалуемом решении верно указано, что восстановление прав административного истца возможно в ином судебном порядке.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они аналогичны позиции СНТСН "Загорье", выраженной в суде первой инстанции, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно отказал в признании нормативного правового акта не действующим в оспариваемой части, что соответствует положениям статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Московского областного суда от 12 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Загорье" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.