Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бутковой Н.А, судей Пластинина И.В, Шадриной Е.В, при секретаре-помощнике судьи Давидович Ю.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-88/2022 по административному исковому заявлению Искры Сергея Анатольевича, Жиженкова Дмитрия Анатольевича и Ерофеева Юрия Анатольевича о признании не действующими в части приказов Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 26 декабря 2018 г. N 216-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год", от 29 декабря 2020 г. N 128-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", от 24 декабря 2021 г. N 141-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" по апелляционной жалобе Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга на решение Санкт-Петербургского городского суда от 7 апреля 2022 г, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя административных истцов Волкова А.М, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
26 декабря 2018 г. Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга издан приказ N 216-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" (далее - Приказ N 216-п), пунктом 1 которого определён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 г. (далее - Перечень 2019 года), согласно приложению к данному приказу. Официально опубликован 27 декабря 2018 г. на сайте администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" http://www.gov.spb.ru.
29 декабря 2020 г. Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга издан Приказ N 128-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" (далее - Приказ N 128-п), пунктом 1 которого определён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 г. (далее - Перечень 2021 года), согласно приложению к данному приказу. Официально опубликован 30 декабря 2020 г. на сайте администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" http://www.gov.spb.ru.
24 декабря 2021 г. Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга издан Приказ N 141-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" (далее - Приказ N 141-п), пунктом 1 которого определён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 г. (далее - Перечень 2022 года), согласно приложению к данному приказу. Официально опубликован 28 декабря 2021 г. на сайте администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" http://www.gov.spb.ru.
В пункт 1380 Перечня 2019 года, пункт 2418 Перечня 2021 года и пункт 2814 Перечня 2022 года в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на соответствующий год включено нежилое помещение "адрес" с кадастровым номером N, общей площадью 2 114, 1 кв. м, расположенное по адресу: "адрес"
Искра С.А, Жиженков Д.А. и Ерофеев Ю.А. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 1380 приложения к Приказу N 216-п, пункта 2418 приложения к Приказу N 128-п и пункта 2814 приложения к Приказу N 141-п, ссылаясь на то, что принадлежащее им на праве общей долевой собственности нежилое помещение не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Включение названного объекта недвижимости в указанные Перечни неправомерно возлагает на административных истцов обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 7 апреля 2022 г. административные исковые требования удовлетворены. Оспариваемые положения признаны недействующими со дня их принятия.
В апелляционной жалобе Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска.
Относительно апелляционной жалобы административными истцами поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемое правовое регулирование принято в пределах полномочий Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введению его в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Проверяя соответствие содержания перечней в оспариваемых частях нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришёл к выводу о неправомерности включения в них нежилого помещения с кадастровым номером N.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Санкт-Петербурга налог на имущество организаций введён Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 г. N 684-96 "О налоге на имущество организаций", согласно пункту 1 статьи 1.1 которого налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и с учётом особенностей, установленных в пункте 2 данной статьи, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Абзацем вторым пункта 2 этой же статьи установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 г. и последующие налоговые периоды определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 указанной статьи, и нежилых помещений, указанных в подпункте 2 пункта 1 той же статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1 000 кв. м.
Федеральный законодатель предусмотрел, что налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных данной статьёй, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Условия, при наличии одного из которых нежилые здания признаются торговыми центрами, определены в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4 и 5 названной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - Порядок) утверждён постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 г. N 737 и в редакции, действовавшей при принятии Приказа N 216-п, Приказа N 128-п и Приказа N 141-п, устанавливал, что вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 г. N 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 2).
Исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на определение вида фактического использования объектов, является Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее также - Комитет) (пункт 3 Порядка).
Определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком (пункт 4 Порядка).
Вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утверждённым им порядком (пункт 6 Порядка).
Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждён распоряжением Комитета от 2 апреля 2018 г. N 7-р (далее - Порядок N 7-р).
Пунктом 2.1 Порядка N 7-р предусмотрено, что на основании сведений, представляемых Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, Информационно-аналитический отдел совместно с Управлениями контроля использования имущества в течение 15 рабочих дней с даты получения сведений формируют список Объектов, предполагаемых к включению в Перечень на основании информации о виде разрешённого использования земельных участков, назначении или наименовании Объектов. Формирование Списка Объектов осуществляется без проведения их обследования.
Как установлено судом, нежилое помещение с кадастровым номером N при включении в Перечень 2019 года имело наименование и назначение: нежилое помещение, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером N.
В свою очередь, объект недвижимости с кадастровым номером N представляет собой нежилое здание, общей площадью 2 302, 6 кв. м, назначение которого: нежилое, наименование: торговое, расположенное по адресу: "адрес"
Согласно правовой позиции административного ответчика нежилое помещение с кадастровым номером N включено в Перечень 2019 года исходя из того, что расположено в нежилом здании, использование которого предназначено для размещения торговых объектов.
В акте обследования здания (строения, сооружения) и помещения для определения вида фактического использования от 19 июля 2018 г. N указано, что допуск на объект не обеспечен; в результате визуального осмотра установлено, что объект используется для размещения отеля "Винтаж"; под объект общественного питания "Ресторан "Априори" используется более 20% об общей площади объекта. К факту приложены четыре фотографии с изображением фасада здания с кадастровым номером N, в том числе входа в здание с нанесёнными на входные двери наименованиями отеля и ресторана.
При этом, как обоснованно указал суд, что фотографии не позволяют определить, что более 20% нежилого помещения используется под объект общественного питания; причины отсутствия доступа в здание для обследования помещения, в отношении которого возник спор, в акте не указаны и, вопреки требованиям части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доказательства наличия таких обстоятельств суду не представлены.
Проанализировав представленные административным истцом договор аренды нежилого помещения от 20 мая 2013 г. N, заключённого сроком по 31 мая 2023 г, дополнительные соглашения к нему от 31 декабря 2018 г. и от 29 апреля 2020 г, суд правомерно исходил из того, что по условиями названных документов, часть нежилого помещения с кадастровым номером N, общей площадью 245 кв. м передана в аренду для использования под кафе, а часть этого же объекта недвижимости, общей площадью 1 869, 1 кв. м, - для использования в качестве гостиницы.
Следовательно, под объект общественного питания используется 11, 59% площади объекта, по поводу которого возник спор, а потому нежилое помещение с кадастровым номером N не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции административного ответчика нежилое помещение с кадастровым номером N включено в Перечень 2021 года и Перечень 2022 года исходя из того, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости расположено в нежилом здании, использование которого предназначено для размещения торговых объектов.
Между тем, как правильно установлено судом и подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 17 декабря 2020 г, от 18 июня 2021 г, нежилое помещение с кадастровым номером N при включении в Перечень 2021 года и Перечень 2022 года имело назначение: нежилое, наименование: гостиница.
В свою очередь, объект недвижимости с кадастровым номером N, в котором расположено нежилое помещение с кадастровым номером N, при определении Перечня 2021 года имело назначение: нежилое, наименование: торговое, а при определении Перечня 2022 года - назначение: нежилое, наименование: гостиница "Винтаж" (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 18 ноября 2021 г.).
Обследование нежилого помещения с кадастровым номером N при определении Перечня 2021 года и Перечня 2022 года с целью установления вида его фактического использования административным ответчиком не осуществлялось.
Учитывая, что вышеупомянутый договор аренды нежилого помещения от 20 мая 2013 г. N распространял своё действие на дату определения Перечня 2021 года, у суда имелись основания для признания Перечня 2021 года недействующим (в части), поскольку под объект общественного питания использовалось менее 20% площади нежилого помещения с кадастровым номером N.
Исходя из положений пункта 55.10 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утверждённого приказом Росстандарта от 31 января 2014 г, распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 г. N 2496-р, которым в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации определены коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, ГОСТа 31985-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения", введённого в действие приказом Росстандарта от 27 июня 2013 г. N 191-ст, одного лишь наименования нежилого помещения - гостиница, без установления обстоятельств, о которых указано в пунктах 1, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, недостаточно для отнесения его к объектам налогообложения, указанным в данной статье.
Иных достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих обоснованность отнесения нежилого помещения с кадастровым номером N к объектам недвижимости, отвечающим одному из условий, предусмотренных статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административный ответчик, на котором в силу закона возложена обязанность доказать законность включения объекта в Перечень 2019 г, Перечень 2021 года и Перечень 2022 года, не представил.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о наличии оснований для признания оспариваемых положений недействующими с момента принятия вследствие их противоречия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и об удовлетворении административного иска.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену судом апелляционной инстанции постановленного по делу решения, поскольку, по сути, сводятся к несогласию с правовой оценкой суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 7 апреля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Санкт-Петербургский городской суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.