Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Горшеева С. С, Пуштаевой В. С, Сураевой Т. М. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 20 декабря 2021 года по административному делу N 2а-347/2021 по административному исковому заявлению Горшеева С. С, Пуштаевой В. С, Сураевой Т. М. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения от 15 апреля 2014 года N 2176 - рк в части не включения в уточненные границы участков, бездействия по устранению нарушенных прав, обязании восстановить права.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав Горшеева С.С, его представителя Матиевскую О.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Горшеев С.С, Пуштаева В.С, Сураева Т.М. обратились в Смольнинский районный суд Санкт - Петербурга с административным исковым заявлением, в котором, уточнив требования в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просили: признать Распоряжение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт - Петербурга от 15 апреля 2014 года N 2176-рк незаконным в части не включения в уточненные границы внешнего контура территории СНТ "Климовец" Малые сады" участков N2/1 N2/2, N2/3; признать незаконным бездействие Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга по устранению нарушения прав граждан (садоводов), допущенных вышеуказанным распоряжением. В качестве меры по восстановлению прав, нарушенных указанным распоряжением, Горшеев С.С, Пуштаева В.С, Сураева Т.М. просили обеспечить в установленный законом тридцатидневный срок подачу документов для постановки участков N2/1, N2/2, N2/3 СНТ "Климовец" Малые сады" на кадастровый учет и оформлению их в собственность граждан.
В обоснование заявленных требований Горшеев С.С, Пуштаева B.С, Сураева Т.М. указали, что являются садоводами СНТ "Климовец" Малый сад, расположенного по адресу: "адрес" которое состоит из двух земельных сегментов: СНТ "Климовец" (Большой сад) и Малый Сад. Малый сад с начала своего существования включал 43 земельных участка. Во владении и пользовании административных истцов с 2000 года находятся земельные участки: N - у Горшеева C.С. площадью 803 кв. м, N 2/2 - у Пуштаевой В. С. площадью 729 кв. м, N 2/3 - у Сураевой Т. М. площадью 1180 кв.м. Комитетом по управлению городским имуществом 30 декабря 2002 года, разрешением N и 1893, строениям на участках N и N присвоены милицейские адреса: N 2/1 - "адрес", "адрес", N - "адрес" "адрес".
Административные истцы указывают, что из Устава СНТ "Климовец" 2003 года усматривается, что создано СНТ "решением граждан в результате учреждения садоводческого товарищества "Климовец", которое ранее было зарегистрировано решением исполнительного комитета Выборгского районного совета народных депутатов от 22 ноября 1973 года N 339" (пункт 1.1).
На условиях, определенных статьями 10, 11 Земельного Кодекса от 01 июля 1970 года, в 1973 году в бесплатное и бессрочное (постоянное) пользование садоводам Малого сада СНТ "Климовец" по списку на 43 человека были предоставлены земельные участки, вместо процедуры выдачи свидетельств о праве собственности, садоводам разрешили оформить свои участки в собственность путем приватизации земли. В этих целях-18- февраля 2009 года согласно техническому заданию за счет средств садоводов была выполнена топографическая съемка для оформления границ землепользования по факту. Из - за изменений в системе, в целях уточнения характеристик земельного участка Малого сада СНТ "Климовец" за счет государственного бюджета для оформления границ землепользования по факту обществом с ограниченной ответственностью "Роскарта" (далее - ООО "Роскарта") были проведены топогеодезические работы, в соответствии с которыми с целью уточнения местоположения границ внешнего контура территории СНТ "Климовец" Малые сады" было издано Распоряжение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт -Петербурга от 15 апреля 2014 года N 2176-рк.
В настоящее время Комитет имущественных отношений Санкт - Петербурга отказывает административным истцам в оформлении участков в собственность со ссылкой, что они отсутствуют в границах земельного участка площадью 29381 квадратных метров, фигурирующего в указанном Распоряжении, как территория "Малые сады".
Административные истцы полагают, что в связи с непредставлением графического результата и акта выполненных работ на подпись председателю СНТ "Климовец", ответственность за издание Распоряжения на основании ничтожных документов должна лежать на государственном органе, его издавшем (или его правопреемнике). Решение об "уточнении границ" не может быть признано законным без согласования этих границ с фактическим пользователем, об отсутствии которого свидетельствует справка из СНТ "Климовец", исх. N 505 от 17 октября 2015 года.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 мая 2021 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 20 декабря 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 01 июля 2022 года административные истцы просят об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Выслушав стороны, проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РСФСР (в ред. от 25 апреля 1991 г.), частью 4 статьи 8 Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. "О земельной реформе" (признаны утратившими силу Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ) все ранее предоставленные для ведения садоводства земельные участки подлежали передаче в собственность граждан бесплатно.
Судами установлено и следует из материалов дела, что решением Исполнительного комитета Ленинградского городского совета депутатов трудящихся от 15 октября 1973 года N885 на Исполком Выборгского райсовета депутатов трудящихся возложена обязанность: определить головную организацию, расположенную в Выборгском районе, рабочие и служащие которой имеют садовые участки на указанной территории (земли торфопредприятия "Шувалово" площадью около 70 га), и зарегистрировать устав садоводческого товарищества; обязать головную организацию оформить в установленном порядке границы землепользования садоводческого товарищества с количеством участков зарегистрированных комиссией Исполкома Выборгского райсовета по состоянию на 1 сентября 1973 года (856 участков) и привести садовые участки и строения в соответствии с действующими нормами.
Решением Исполнительного комитета Выборгского районного совета депутатов трудящихся от. 22 ноября 1973 года N339, в соответствии с решением Ленинградского городского совета и депутатов трудящихся от 15 октября 1973 года N885, утвержден акт межведомственной комиссии по приемке отработанных земель торфопредприятием "Шувалово", в том числе земли, занятые под садоводство в количестве 70, 84 га; возложена обязанность торфопредприятия произвести маркировку границ землепользования через ГРИИ; зарегистрирован Устав садоводческого товарищества, находящегося на бывших землях торфопредприятия "Шувалово"; назначен головной организацией садоводческого товарищества Машиностроительный завод им. Климова, за ним закреплен участок площадью 70, 84 га и впредь наименовать садоводством "Климовец".
В соответствии с решением Президиума Санкт - Петербургского городского Совета народных депутатов от 22 ноября 1991 года N 399 "О садоводствах и огородничествах в Санкт - Петербурге и на территориях, административно подчиненных Петербургскому Горсовету", запрещено до утверждения президиумом Петербургского горсовета схемы размещения и реконструкции садоводств отвод земельных участков под размещение новых и расширение существующих садоводств, а также оформление фактического землепользования садоводств на всей территории Санкт - Петербурга и на территориях, административно подчиненных Петербургскому горсовету. Предоставление земельных участков под огородничества производится сроком на 1 год с последующей пролонгацией на следующий год при наличии возможности использования этих участков под огородничества, а также при отсутствии каких-либо нарушений со стороны землепользователя.
Распоряжением Парголовской поселковой администрации Мэрии Санкт - Петербурга от 08 ноября 1994 года N901-р, утверждены границы землепользования садоводства "Климовец" согласно кадастровой съемки по схеме М1:5000, установлен размер земельного участка - 898889 кв.м. Парголовскому районному отделу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству поручено оформить границы садоводства "Климовец" и выдать свидетельство на право бессрочного постоянного пользования на земельный участок.
В соответствии с распоряжением Мэра Санкт - Петербурга от 04 августа 1995 года N816-р утвержден проект детальной планировки района "Северная Долина", которым функциональное зонирование территории "Малые сады" было установлено с целью размещения на ней жилой застройки, парков и бульваров, а также часть территории СНТ "Климовец" - Малый сад", переданный на условиях краткосрочной аренды подлежал освобождению с преобразованием в квартал малоэтажного строительства.
Комитетом по градостроительству и архитектуре 11 апреля 1996 года N 95-4687 дано заключение об оформлении садоводству "Климовец" правоустанавливающие документы на: землепользование (возможно бессрочное (собственность)) земельным участком площадью 889786 кв.м; на аренду земельных участков сроком до трех лет площадью 26577 кв.м, 1466 кв.м, 307 кв.м, 297 кв.м.
На основании распоряжения Парголовской поселковой администрации Мэрии Санкт-Петербурга от 27 августа 1997 года N 320-р Комитетом по управлению городским имуществом Санкт - Петербурга с СНТ "Климовец" 05 мая 1998 года заключен договор аренды земельного участка N 02-ЗК-01907 площадью 28647 кв.м, для ведения садоводства, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" на срок с 01 января 1998 года по 31 декабря 1998 года.
6 декабря 1999 года Выборгское районное агентство Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга уведомило председателя СНТ "Климовец" о том, что договор аренды земельного участка N 02-ЗК-01907 от 5 мая 1998 года в соответствии с частью 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, считается продленным на неопределенный срок.
На основании обращения СНТ "Климовец", распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 25 апреля 2005 года N643, СНТ "Климовец" были утверждены внешние границы земельного участка площадью 923511 кв.м, "адрес", "адрес", "адрес"
По списку 1992 года в состав территории СНТ входило 1076 земельных участков (вместо установленных 856).
При таких обстоятельствах, суды правомерно пришли к выводу о том, что спорные земельные участки не были предоставлены садоводству на праве бессрочного пользования, как и сама территория Малые Сады, поскольку распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 25 апреля 2005 года N 643 были утверждены границы земельного участка площадью 923 511 кв.м по адресу: "адрес", "адрес"" без учета территории "Малые сады".
Судами установлено, что Горошеев С.С, Пуштаева В.С. являются членами СНТ "Климовец" Малый сад с 2000 года, Сураева Т.М. - с 2005 года, в их пользовании находятся участки N 2/1, N 2/2, N 2/3 соответственно.
Земельные участки административных истцов расположены южнее территории Малые сады за пределами красных линий в соответствии с проектом детальной планировки, утвержденного распоряжением Мэра Санкт-Петербурга от 04.08.1995 года N816-р "Об утверждении проекта детальной планировки района "Северная Долина".
При этом членами садоводства административные истцы стали после 2000 года.
В 2012 году Выборгским районным отделом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт - Петербурга и СНТ "Климовец" согласована схема уточнения границ земельного участка СНТ "Климовец" с включением территории "Малые сады", состоящего из двух контуров: земельного участка площадью 923 511 кв.м, находящегося в безвозмездном пользовании СНТ "Климовец", и земельного участка ориентировочно площадью 31 139 кв.м, предоставленного в аренду.
ООО "Росскарта" провело топогеодезические работы в отношении территории СНТ "Климовец" - территория Малые сады в рамках государственного контракта NОК/17-2 от 18 июня 2013 года.
Сведения о результатах топогеодезических работ, выполненных ООО "Росскарта" по заявлению СНТ "Климовец" в отношении земельного участка площадью 29381 кв.м, по адресу: "адрес", "адрес" внесены в региональную информационную систему "Геоинформационная система Санкт - Петербурга" на основании акта от 18 июля 2013 года.
Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт - Петербурга N2176-рк от 15 апреля 2014 года в целях уточнения местоположения границ внешнего (наружного) контура СНТ "Климовец" в соответствии с проведенными топогеодезическими работами были утверждена границы земельного участка 29381 кв.м, по адресу: "адрес", "адрес" согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для садоводства.
Согласно утвержденной схеме, земельные участки, занимаемые административными истцами, в указанные границы не вошли.
На дату принятия оспариваемого распоряжения N 2176-рк от 15 апреля 2014 года Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт -Петербурга являлся исполнительным органом государственной власти Санкт - Петербурга и осуществлял свои полномочия в сфере земельных отношений в рамках, установленных Положением о Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Санкт- Петербурга.
Факт расположения спорных земельных участков, находящихся в пользовании административных истцов Пуштаевой В.С, Горшеева С.С. на земельном участке, предоставленном СНТ "Климовец" на условиях долгосрочной аренды, подтверждается и материалами гражданских дел N 2-690/2018 и N 2-141/2018 по искам Пуштаевой В.С. и Горшеева С.С. к администрации Выборгского района Санкт - Петербурга о признании права собственности на землю.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что, что поскольку указанные спорные земельные участки не были предоставлены садоводству на праве бессрочного пользования, как и сама территория Малые Сады, то оснований для включения их в границы земельного участка предоставленного садоводству не имеется. Топогеодезические работы проводились ООО "Росскарта" в рамках государственного контракта, в связи с чем, несогласование с уполномоченным лицом СНТ "Климовец" не влияют на законность оспариваемого распоряжения. Спорные земельные участки находятся за пределами красных линий в; соответствии с проектом детальной планировки, утвержденного распоряжением Мэра Санкт - Петербурга от 04 августа 1995 года N816 - р "Об утверждении проекта детальной планировки района "Северная Долина", при этом членами садоводства административные истцы стали после 2000 года. Вместе с тем, самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований является пропуск срока административными истцами для обращения в суд с указанными требованиями.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий (часть 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие при подготовке и принятии проекта планировки и межевания территории, направлены на регулирование общественных отношений, так как градостроительная деятельность имеет целью обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения, устойчивое развитие территорий и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области, что отражено в положениях статей 42 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующих вопросы подготовки и утверждения документации по планировке территории.
Проект планировки и проект межевания территории затрагивают интересы неопределенного круга лиц, поскольку распространяют свое действие не на индивидуально - определенные субъекты, а на круг лиц, объединенных общим признаком (в частности, граждан, проживающих на определенной территории), касаются соответствующего круга государственных органов, организаций, учреждений, должностных лиц, в связи с чем отвечают признакам нормативного правового акта.
Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 вышеназванного кодекса осуществляется при подготовке проекта планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии (часть 3).
Согласно части 6 статьи 43 этого же кодекса на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 данной статьи.
В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красными линиями являются линии, которые обозначают границы территорий общего пользования, то есть территорий, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федераций). Данный запрет в отношении приватизации территорий общего пользования закреплен также в пункте 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные этим кодексом, другими федеральными законами.
Исходя из содержания понятия территории общего пользования и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы таких территорий, установленные в предусмотренном законом порядке, не могли быть включены в образуемый в целях уточнения земельный участок СНТ "Климовец".
В настоящее время на территорию, в границах которой расположены земельные участки административных истцов и территория "Малые сады", постановлением Правительства Санкт - Петербурга от 17 июля 2020 года N526 утвержден проект планировки с проектом межевания территории, ограниченной Ольгинской дорогой, "адрес", заречной ул, "адрес".
В соответствии с утвержденным вышеуказанным Постановлением, проектом планировки территории и проектом межевания территория "Малые сады" отнесена для размещения дачного хозяйства с видом разрешенного использования образуемого земельного участка - ведение дачного хозяйства.
Из публичной карты следует, что земельные участки, занимаемые административными истцами, аналогично, как и в случае с проектом детальной планировки, утвержденным распоряжением Мэра Санкт-Петербурга от 04.08.1995 года N816-р "Об утверждении проекта детальной планировки района "Северная Долина", расположены вне границ территории Малые сады и располагаются в границах красных линий проектируемой улицы, а также в границах образуемого земельного участка (территории) общего пользования - для целей благоустройства.
С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда об отказе в удовлетворении административного иска, являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 20 декабря 2021 года по административному делу N 2а-347/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу Горшеева С. С, Пуштаевой В. С, Сураевой Т. М. - без удовлетворения.
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 20 декабря 2021 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 09 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.