Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, с участием прокурора фио, при секретаре Устинове Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
административное дело N2а-425/2022 по апелляционной жалобе административного истца Нахимсона А.Э. на решение Хамовнического районного суда адрес от 4 августа 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении административных исковых требований Нахимсона Александра Эммануиловича к Избирательной Комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес об отмене решения об отказе в регистрации кандидата - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Нахимсон А.Э. обратился в суд с административным иском к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес, в которым просил признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии N9/8 от 28.07.2022 об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 1, обязать административного ответчика принять решение о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 1 Нахимсона А.Э.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что
28 июля 2022 года избирательной комиссией принято решение об отказе ему в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 1 на основании пункта 8 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса адрес, в связи с тем, что все
22 подписи избирателей в подписных листах признаны недействительными, поскольку при указании данных сборщика, которым являлся сам кандидат, на каждом подписном листе вместо числа, месяца и года рождения был указан только год рождения. Однако, в верхней части каждого подписного листа в данных кандидата, который, в данном случае является и сборщиком подписей для себя самого, указаны и число, и месяц, и снова год рождения. Таким образом, требование Избирательного кодекса адрес об указании на каждом подписном листе данных сборщика в полном объёме соблюдено, поскольку закон не указывает, должны ли эти данные содержаться в одном месте подписного листа или в разных. Тождественность кандидата и сборщика подтверждается как частью персональных данных кандидата, указанных в подписном листе, так и всей совокупностью этих данных в документах, сданных кандидатом в избирательную комиссию. С учётом возможности сравнения почерков и подписей кандидата и сборщика, требования подстрочника подписного листа в случае, если кандидат является и сборщиком, являются дублирующими и избыточными. Как указывает административный истец, оспариваемое решение вынесено с нарушением действующего законодательства и нарушает как его права, так и права избирателей, которые высказались за его право участвовать в выборах, что и послужило поводом для обращения с иском в суд.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, указывая на то, что судом допущено нарушение норм материального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца Нахимсона А.Э. и его представителя адвоката фио, представителя административного ответчика по доверенности фио, выслушав заключение прокурора фио, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Судом установлено, что в соответствии с решением Совета депутатов муниципального адрес в адрес от 16 июня 2022 года N 11/1 на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес в адрес.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 22 июня 2022 года N 4/3 утвержден образец заполнения подписных листов на выборах депутатов Совета депутатов муниципального адрес в адрес.
Решением избирательной комиссии от 22 июня 2022 года N 4/4 было определено минимальное количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес в адрес по многомандатному избирательному округу N 1 - 18 штук, максимальное - 22 штуки.
22 июня 2022 года решением избирательной комиссии N 4/2 был утвержден состав рабочей группы для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального адрес в адрес.
25 июля 2022 года рабочей группой по результатам проверки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Нахимсоном А.Э. 18 июля 2022 года, все 22 подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, признаны недействительными.
При проверке рабочей группой 25 июля 2022 года предоставленных кандидатом Нахимсоном А.Э. подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес в адрес по многомандатному избирательному округу N 1, были выявлены нарушения оформления подписных листов, предусмотренные пунктом 8 части 7
статьи 37 Избирательного кодекса адрес.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 28 июля 2022 г. N9/8, Нахимсону А.Э. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес в адрес по многомандатному избирательному округу N 1 по основаниям, предусмотренным пунктом 5 части 20
статьи 37 Избирательного кодекса адрес.
Проверяя доводы административного истца Нахимсона А.Э. о незаконности решения избирательной комиссии, в судебном заседании судом первой инстанции были исследованы подлинные подписные листы, содержащие подписи избирателей в поддержку самовыдвижения указанного кандидата в количестве семи листов, и установлено, что во всех подписных листах сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме, а именно, не полностью указана дата рождения, указан только год рождения.
Также в ходе проведения досудебной подготовки судом обозревались оригиналы документов, копии которых, представленные административным ответчиком в материалы дела в подтверждение своих возражений, соответствуют оригиналам.
Разрешая заявленные требования, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку у административного ответчика имелись основания для отказа в регистрации кандидата в депутаты Нахимсона А.Э, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что в подписных листах, представленных Нахимсоном А.Э, сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, были указаны не в полном объеме, что противоречит закону и является основанием для признания недействительными всех представленных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей.
Данные выводы суда мотивированы и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N67-ФЗ).
В соответствии счастью 2 статьи 33 Федерального закона N67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
К числу оснований для отказа регистрации кандидата, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 указанного Федерального закона относится недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт д).
Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, а при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации (п.18).
Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти адрес и выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в адрес, а также иные вопросы проведения выборов в адрес, отнесенные федеральным законодательством к ведению адрес, урегулированы Законом адрес от 06.07.2005 N38 "Избирательный кодекс адрес" (далее - Избирательный кодекс адрес).
В соответствии с пунктом 5 статьи 37 Избирательного Кодекса адрес в результате проверки подписи могут быть признаны достоверными, недостоверными и (или) недействительными.
В силу пп. "з" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом
или карандашом.
Аналогичная норма закреплена в п. 8 ч. 7 ст. 37 адрес кодекса адрес.
В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ.
Из подписных листов кандидата согласно приложению 8 к Федеральному закону
N 67-ФЗ следует, что в строке "подписной лист удостоверяю" должны быть указаны - фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина с указанием даты его выдачи, наименования или кода выдавшего его органа, подпись лица, осуществляющего сбор подписей, и дата ее внесения.
Принимая во внимание вышеизложенные положения закона и фактические обстоятельства дела, судебная коллегия находит, что постановленное по делу решение является законным и обоснованным.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи, материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом истолкован верно, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Учитывая формальный характер требований избирательного законодательства, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы необоснованными.
По делу отсутствуют, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хамовнического районного суда адрес от 4 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.