Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Сергеевой О.В., с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-520/2022 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Головинского районного суда адрес 9 августа 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении административных исковых требований Лебедева Михаила Владимировича к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес о признании незаконным и отмене решения от 30.07.2022 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты, возложении обязанности зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Лебедев М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес о признании незаконным и отмене решения от 30.07.2022 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты, возложить обязанность зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты, мотивируя требования тем, что 15.07.2022 года представил в избирательную комиссию документы о выдвижении его в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 2, представил необходимые документы, однако оспариваемым решением Избирательной комиссии ему было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты, обоснованное тем, что в заявлении о согласии баллотироваться в качестве основного места работы или службы, занимаемой должности указано "самозанятый", вместе с тем представлена справка о постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход за 2022 год. Избирательная комиссия сочла, что указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности не соответствуют представленной в комиссию заверенной копии документов.
Административный истец Лебедев М.В. и его представитель фио в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали.
Представитель административного ответчика Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - по доверенности фио в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец со ссылкой на то, что суд неправильно истолковал закон.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес, действующего на основании доверенности фио, заключение прокурора фио, полагавшей решение суда отмене не подлежащим, сочтя возможным рассмотреть административное дело в отсутствии административного истца, извещенного надлежащим образом, о причинах неявки не уведомившего, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В силу части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей адрес (пункты 1 и 2 статьи 1) а также Законом адрес от 06.07.2005 N 38 "Избирательный кодекс адрес"(далее Избирательный кодекс адрес).
На основании пункта 2 статьи 33 Закона N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Аналогичные требования содержатся в части 1 статьи 32 Избирательного кодекса адрес.
Согласно пункту 24 статьи 38 Закона N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе являются:
наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (в.1);
недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д").
В силу подпункта "з" пункта 6.4 Закона N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Совета депутатов адрес от 16.06.2022 года N07/01 "О назначении выборов депутатов Совета депутатов адрес" назначены выборы депутатов Совета депутатов адрес на 11 сентября 2022 года. Решение опубликовано 21.06.2022 года в Бюллетене "Московский муниципальный вестник" N16 (317).
Полномочия комиссии, организующей данные выборы - Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес - возложены на Территориальную избирательную комиссию адрес (далее - Избирательная комиссия) на основании решения Московской городской избирательной комиссии от 28.08.2003 г. N 3/5-12 "О возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию адрес".
15 июля 2022 года Лебедев М.В. представил в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в адрес - адрес документы по выдвижению его в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N2 в порядке самовыдвижения, в том числе заявление кандидата в письменной форме о согласии баллотироваться по многомандатному избирательному округу N 2 с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа местного самоуправления, в котором в качестве основного места работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - рода занятий) Лебедевым М.В. указано - "самозанятый".; копию справки о постановке на учет (снятии с учета) физического лица в качестве налогоплательщика на профессиональный доход.
21 июля 2022 года Лебедев М.В. представил в комиссию документы для регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес, в том числе первый финансовый отчет, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, а также протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе.
26 июля 2022 г. административным ответчиком в адрес фио было направлено извещение N 02-06-292 о выявленных фактах неполноты сведений о кандидате, несоблюдении требований закона к представленным в комиссию документам, а именно: указанные кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) не соответствуют представленной в избирательную комиссию заверенной копии документа. Также Избирательная комиссия сообщила Лебедеву М.В. о его праве на внесение изменений и уточнений в документы, содержащие сведения о нём, а также о необходимости не позднее 28 июля 2022 года устранить вышеуказанные недостатки.
28 июля 2022 года Лебедевым М.В. в избирательную комиссию представлено заявление о несогласии с извещением N 02-06-292 от 26 июля 2022 года, в котором просил избирательную комиссию снять претензии о несоответствии представленных документов.
30 июля 2022 года решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес N 12/3 Лебедеву М.В. было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 2 на основании пунктов 3.1 и 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса адрес, поскольку количество достоверных подписей избирателей составляет 0 подписей.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что несоответствие сведений о роде занятий кандидата в депутаты фио, указанном в заявлении кандидата о согласии баллотироваться и подписных листах повлекло признание подписей избирателей недостоверными, указанное обстоятельство в силу действующего законодательства, является правовым основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
В силу пункта 57 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под родом занятий понимается документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся, домохозяйка, временно не работающий.
В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Федеральным законом от 27.11.2018 N 425-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ст. 1 Налогового Кодекса РФ с 1 января 2019 года был добавлен п. 8, который предоставил законодателям право путем принятия федеральных законов предусматривать в течение ограниченного периода времени на территории одного или нескольких субъектов РФ проведение экспериментов по установлению налогов, сборов, специальных налоговых режимов. Аналогичное положение было внесено и в п. 1 ст. 18 адрес налоговые режимы" Налогового Кодекса РФ. К таким специальным налоговым режимам относится согласно подпункта 6 пункта 2 статьи 18 отнесен налог на профессиональный доход.
На основании статьи 4 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, признаются налогоплательщиками налога на профессиональный доход.
При этом термин "самозанятый" на законодательном уровне не закреплен, тогда как именно формулировку "самозанятый" Лебедев М.В. указал в сведениях о роде занятий, подписных листах, создав преимущество при информировании о нем избирателей.
Согласно пункту 18 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, а при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
При таком положении, учитывая, что в заявлении о регистрации в качестве кандидата в депутаты Лебедев М.В. указал недостоверную информацию об основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий), равно, как и в подписных листах, суд пришел к верному выводу о том, что у избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес имелись законные основания для отказа регистрации кандидата в депутаты фио
Изложенные в апелляционной жалобе доводы аналогичны тем, что указаны в административном исковом заявлении, и повторяют правовую позицию стороны административного истца, выраженную в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем по существу направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ, и поэтому не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Головинского районного суда адрес от 9 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца фио - без удовлетворения.
Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.