Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, с участием прокурора Каировой О.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Бункер на Таганке" о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части пункта 11234 приложения 1 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП), в части пункта 3106 приложения 1 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП),
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, вступившего в силу с 1 января 2021 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2021 года (далее - Перечень на 2021 год). Нормативный правовой акт опубликован 8 декабря 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, т. 1, 2, 3, 4, а также размещен 25 ноября 2020 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, вступившего в силу с 1 января 2022 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2022 года (далее - Перечень на 2022 год). Нормативный правовой акт опубликован 7 декабря 2021 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, т. 2, 3, 4, 5, 6, а также размещен 24 ноября 2021 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 11234 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП), пунктом 3106 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП) в Перечни на 2021 и 2022 годы включено здание с кадастровым номером ОКС1 по адресу: г. Москва, АДРЕС1.
ООО "Бункер на Таганке" обратилось в Московский городской суд с требованиями о признании недействующим постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года в части включения в Перечень на 2021 год пункта 11234, в Перечень на 2022 год пункта 3106, то есть в части включения в Перечни вышеуказанного здания.
В обоснование требований ООО "Бункер на Таганке" ссылается на то, что вышеназванный объект фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем отсутствуют основания для включения здания в Перечень исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Представитель административного истца Ермолаев И.О. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, правомочия Правительства Москвы на принятие обжалуемого нормативного правового акта не оспаривал.
Представитель Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы Соколова В.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Каировой О.А, полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником нежилого здания с кадастровым номером ОКС1 общей площадью 408, 5 кв. метров по адресу: г. Москва, АДРЕС1, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Поскольку объект с кадастровым номером ОКС1 включен в Перечни на 2021 и 2022 годы, на административном истце с учетом положений статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 3 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" лежит обязанность по уплате налога в отношении принадлежащего ему объекта недвижимости, исходя из его кадастровой стоимости. Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права ООО "Бункер на Таганке" как налогоплательщика, а административный истец вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Проверяя в порядке части 8 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление (в том числе в оспариваемых редакциях) подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке. Стороны также не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Исходя из положений статьи 375, подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в настоящей статье термина - "торговый центр (комплекс)", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1 000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, на территории г. Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
При наличии одного из приведенных условий объект недвижимости признается административно-деловым центром либо торговым центром (комплексом), налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Из материалов дела, отзыва Правительства Москвы следует, что здание включено в оспариваемые Перечни исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты. Правила землепользования и застройки города Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" (далее - Правила землепользования и застройки г. Москвы).
Таким образом, на момент утверждения Перечней 2021 и 2022 года действовали Правила землепользования и застройки г. Москвы.
Согласно пункту 3.2.2 Правил землепользования и застройки г. Москвы (в редакции, действовавшей на момент утверждения оспариваемых перечней), в настоящих Правилах используются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, указанные в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Как следует из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН, ответа Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве на судебный запрос здание с кадастровым номером ОКС1 расположено на земельном участке с кадастровым номером ЗУ с видом разрешенного использования "общественное питание (4.6)".
Указанный вид разрешенного использования содержит указание на код 4.6 по классификации, установленной приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540, и соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом также установлено, что вид разрешенного использования земельного участка "общественное питание (4.6)" был установлен на основании распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы от 26 декабря 2017 года N *, которым образован спорный земельный участок в соответствии с проектом межевания территории квартала.
Земельно-правовые отношения на земельный участок с кадастровым номером ЗУ, на котором расположено принадлежащее административному истцу здание, между ООО "Бункер на Таганке" и г. Москвой не оформлены, в связи с чем административный истец неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение установленных требований к оформлению документов, являющихся основанием для использования земельного участка.
Как пояснил представитель административного истца, отказ со стороны ООО "Бункер на Таганке" в заключении договора аренды земельного участка был обусловлен тем обстоятельством, что установленный земельному участку вид разрешенного использования "общественное питание (4.6)" не соответствует фактическому использованию здания для размещения музея.
В такой ситуации на основании обращения административного истца Комитетом по архитектуре и градостроительству г. Москвы было вынесено распоряжение от 31 июля 2019 года N 662 о подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки г. Москвы в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ, а 26 ноября 2019 года состоялись публичные слушания по указанному проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки г. Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 14 апреля 2020 года N 389-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП" в Правила землепользования и застройки г. Москвы внесены изменения в части вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ЗУ, ему присвоен код 3.6.1. Данные обстоятельства также подтверждаются сведениями Интегрированной автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Москвы (ИАИС ОГД). Вид разрешенного использования земельного участка с кодом 3.6.1 " Объекты культурно-досуговой деятельности" предусматривает р азмещение зданий, предназначенных для размещения музеев, выставочных залов, художественных галерей, домов культуры, библиотек, кинотеатров и кинозалов, театров, филармоний, концертных залов, планетариев и положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не отвечает.
Кроме того, на основании договора от 7 декабря 2020 года был подготовлен скорректированный проект межевания территории квартала, который был утвержден распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 23 ноября 2021 года N *.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, предусмотренный распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 26 декабря 2017 года N * и послуживший основанием для включения в Перечни на 2021 и 2022 годы спорного объекта недвижимости, был изменен по заявлению административного истца.
В силу статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" уполномоченные органы обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка; о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.
Несмотря на то обстоятельство, что в ЕГРН сведения о новом виде разрешенного использования земельного участка внесены не были, заявителем на момент принятия оспариваемых перечней фактически был выбран единственно возможный из предусмотренных зонированием территорий вид разрешенного использования земельного участка - "Объекты культурно-досуговой деятельности".
Тот факт, что расположенное на земельном участке здание используется в соответствии с видом разрешенного использования, установленного постановлением Правительства Москвы от 14 апреля 2020 года N 389-ПП, подтверждается следующими доказательствами.
Так, 1 декабря 2016 года между административным истцом и ООО "Б-42" (в последующем ООО "Музей Бункер 42") был заключен договор аренды, по условиям которого арендатору передано помещение площадью 408, 5 кв. метров (что составляет 100% от общей площади здания) для размещения музея. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "Музей Бункер 42" является деятельность музеев. Согласно нотариальному протоколу осмотра доказательств от 27 сентября 2022 года в принадлежащем административному истцу здании фактически расположен музей. В материалы дела также представлены билеты на посещение музея и благодарственные письма в адрес музея.
В соответствии с экспликацией к поэтажному плану помещения в здании имеют назначение "прочие", а не "общественное питание".
Вопреки доводам административного ответчика сведений о нахождении в здании ресторана "Бункер-42 на Таганке" не добыто. Напротив, возражая против позиции административного ответчика, заявитель представил выписку из ЕГРН на подземное сооружение площадью 4 088, 24 кв. метров с кадастровым номером ОКС2 по адресу: АДРЕС2, которое находится в собственности ООО "ВИМ". Часть помещения площадью 2 733, 8 кв. метров на основании договора аренды от 19 декабря 2013 года передана в аренду ООО "Фиона" для осуществления ресторанной деятельности. Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "Фиона" является деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания.
Соответственно, ресторан находится не в принадлежащем административном истцу здании, а в подземном сооружении, которое на спорном земельном участке не располагается. Об этом свидетельствует и факт изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ЗУ, что было бы невозможно в случае осуществления на нем деятельности по организации услуг общественного питания.
В такой ситуации, учитывая, что на момент утверждения Перечней на 2021 и 2022 годы вид разрешенного использования земельного участка не предполагал размещение на нем объектов общественного питания, а фактически расположенное на участке здание использовалось для размещения музея, суд приходит к выводу о том, что оснований для его включения в оспариваемые Перечни не имелось.
В силу части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Учитывая, что здание не отвечает критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суд удовлетворяет административное исковое заявление ООО "Бункер на Таганке" о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП.
Поскольку пункт 11234 включен в Перечень на 2021 год постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, вступившим в законную силу с 1 января 2021 года, пункт 3106 включен в Перечень на 2022 год постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, вступившим в законную силу с 1 января 2022 года, постольку указанные пункты подлежат признанию недействующими с 1 января 2021 года и с 1 января 2022 года соответственно.
По правилам статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд взыскивает с Правительства Москвы в пользу ООО "Бункер на Таганке" расходы по уплате государственной пошлины в сумме СУММА1.
Кроме того, учитывая, что государственная пошлина административным истцом фактически уплачена в размере СУММА2, административному истцу на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату излишне уплаченная государственная пошлина в размере СУММА1.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим с 1 января 2021 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 11234.
Признать недействующим с 1 января 2022 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 3106.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы www. mos. ru.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ООО "Бункер на Таганке" расходы по уплате государственной пошлины в размере СУММА1.
Вернуть ООО "Бункер на Таганке" излишне уплаченную Е.И.О. за ООО "Бункер на Таганке" по чеку-ордеру N * государственную пошлину в размере СУММА1.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда подпись В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 14 октября 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.