Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "*" * Е.Ю. на решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 03 ноября 2021 года, постановление начальника отдела по надзору за сетями газораспределения и газопотребления по Московской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ЦУ Ростехнадзора) * С.А. N * от 12 марта 2021 года, которым генеральный директор ООО "*" * Е.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об Административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела по надзору за сетями газораспределения и газопотребления по Московской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ЦУ Ростехнадзора) * С.А. N * от 12 марта 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Басманного районного суда г. Москвы от 03 ноября 2021 года, генеральный директор ООО "*" Е.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об Административных правонарушенияхи ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Генеральный директор ООО "*" * Е.Ю. обратился в Московский городской суд с жалобой на постановление и решение должностных лиц и решение судьи районного суда, в которой ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В судебное заседание явилась защитник генерального директора ООО "*" * Е.Ю. по доверенности * Л.А, которая жалобу и доводы, изложенные в ней, поддержала в полном объеме.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав объяснения явившегося лица, оснований для отмены или изменения постановления, решения должностных лиц и решения судьи не усматривается.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ наступает за грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно п. 1 Примечания к ст. 9.1 КоАП РФ, под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни и здоровью людей.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере деятельности в области промышленной безопасности, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности и общества на опасных производственных объектах.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" следует, что опасными производственными объектами в соответствии с указанным Законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному Закону (пункт 1). Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 2). В силу пункта 3 статьи 2 указанного Закона опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к данному Закону, на четыре класса опасности, перечисленные в названном пункте.
Согласно ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта; обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным
органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
В соответствии с Приложением 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, обращаются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в Приложении 2 к Федеральному закону" от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Из п. 4 Приложения 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ следует, что для газораспределительных станций, сетей газораспределения и газопотребления критерием установления класса опасности и отнесение их к категории опасных производственных объектов является давление газа: II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1, 2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1, 6 мегапаскаля; III класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0, 005 мегапаскаля до 1, 2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0, 005 мегапаскаля до 1, 6 мегапаскаля включительно.
Статьей 7 Технического регламента "О безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870 определяется понятие: "Сеть газопотребления" - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование, размещенный на одной производственной площадке и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием.
На основании Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Во исполнение возложенных полномочий Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением ЦУ Ростехнадзора от * года N * "О проведении внеплановой выездной проверки ООО "*", с целью контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, "Сеть газопотребления ООО "*" peг. N * (III класс опасности) с * года проведена проверка.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки 10.03.2021 установлено, что ООО "*" осуществляет деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта, включающего в себя ГРУ и котельную по адресу: *, а именно: Опасный производственный объект: "Сеть газопотребления ООО "*" peг. N *, по адресу: *, зарегистрирован в государственном реестре *. Свидетельство о регистрации * выдано *.
В частности ОПО в составе: газопровод наружный подземный среднего давления протяженность * п.м, год ввода в эксплуатацию * г, газопровод наружный надземный среднего давления протяженность * п.м, год ввода в эксплуатацию * г, ГРУ с регулятором давления газа * ед, год ввода в эксплуатацию * г, газовое оборудование котлов "*" с горелками "*" - 3 ед, год ввода в эксплуатацию * г.
Ответственным за организацию и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности назначен генеральный директор ООО "*" * Е.Ю.
В ходе проверки установлено, что * Е.Ю. допущены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации ОПО - "* ООО "*" рег. Номер * (III класс опасности, а именно: ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 9, ч. 5 ст. 2, ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 13, ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пп. 12 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; п. 76 Технического регламента "О безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденного постановлением Правительства от 29.10.2010 N 870; п. 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденные приказом Ростехнадзора от 20.10.2020N 420, зарегистрированные в Минюсте России 11.12.2020 N61391; п. 133. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных постановлением Ростехнадзора от 15.12.2020 N 531; абзац а) п. 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 г. N 1365.
Так, ООО "*" осуществляет деятельность по эксплуатации ОПО, обладающего признаками опасности, указанными в приложении 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" без специального разрешения (лицензии) на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Сведения, представленные ООО "*", для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, не являются достоверными, а именно в сведениях, характеризующих опасный производственный объект "Сеть газопотребления ООО "*" peг. N * указан наружный подземный газопровод среднего давления протяженность * п.м, год ввода в эксплуатацию * г. находящийся на балансе филиала АО "*" "*"; указан наружный надземный газопровод среднего давления протяженность * п.м, год ввода в эксплуатацию 2005 г. находящийся на балансе филиала АО "*" "*".
Не проведена экспертиза промышленной безопасности здания котельной, предназначенного для осуществления технологических процессов на опасном производственном объекте в виду отсутствия сведений о предельных сроках безопасной эксплуатации здания в проектной документации; перечень газоопасных работ разработан без применения к конкретным производственным условиям.
Инженер по эксплуатации зданий и сооружений ООО "*" * ответственный за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов сетей газораспределения и газопотребления не прошел аттестацию по специальным требованиям (Б7.1) промышленной безопасности в установленном порядке.
В ООО "*" не проводится обучение работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте с привлечением профессиональной аварийно-спасательной службы, с которой заключен договор, о чем свидетельствует отсутствие графика проведения тренировочных занятий и документов (актов, протоколов) подтверждающих их проведение.
В этой связи действия (бездействия) * Е.Ю. квалифицированы административным органом по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ.
Факт правонарушения и вина * Е.Ю. в его совершении подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела, в том числе: распоряжением Ростехнадзора от * о проведении внеплановой выездной проверки ООО "*"; актом ЦУ Ростехнадзора проверки ООО "*" от *; предписанием об устранении выявленных нарушений от *; уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении; протоколом об административном правонарушении от *; определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от *; постановлением о назначении административного наказания от *; представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от *, а также иными доказательствами, которые были оценены при рассмотрении дела в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу судьей дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Принимая во внимание приведенные выше доказательства, прихожу к выводу, о том, что при рассмотрении дела судья районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установилвсе юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, правильно применил положения действующего законодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, дал правильную юридическую оценку действиям генерального директора ООО "*" * Е.Ю. и сделал обоснованный вывод о его виновности в совершении вышеописанного административного правонарушения, в связи с чем доводы о том, что действия генерального директора ООО "*" * Е.Ю. должны квалифицироваться по ч. 2 ст. 14.1 указанного Кодекса не могут быть приняты во внимание.
Судья районного суда всесторонне, полно и объективно рассмотрел дело об административном правонарушении в отношении заместителя генерального директора ООО "*" * Е.Ю.
Административное наказание является справедливым и назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, при назначении наказания суд учел характер допущенных генеральным директором ООО "*" * Е.Ю. правонарушений и степень их общественной опасности, а также то, что целями привлечения к административной ответственности является наказание и предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицам.
Доводы жалобы на несоответствие выводов должностного лица фактическим обстоятельствам дела и доказательствам, о недоказанности грубого нарушения нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где им была дана надлежащая оценка, не согласиться с которой оснований не усматриваю, поскольку направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств.
Судом правильно отмечено, что наступление последствий грубого нарушения нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов не требуется, и по данной части нормы достаточно непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, что в данном случае является очевидным.
По смыслу положений ст. 2.4 КоАП РФ и примечания к ней, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Поскольку в должностные обязанности генерального директора ООО "*" * Е.Ю. входит руководство производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью указанного юридического лица, он является ответственным за организацию и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и несет всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений и относительно соблюдения лицензионных требований и организации промышленной безопасности находящегося в собственности (аренде) общества опасного производственного объекта, вместе с тем, материалы настоящего дела не содержат доказательств того, что данным должностным лицом принимались меры по предупреждению совершения административного правонарушения в отсутствие каких-либо препятствий к этому, что вопреки утверждениям в жалобе, свидетельствует о наличии в его действиях вины.
*, являясь должностным лицом общества, обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае им сделано не было.
При этом, несоблюдение норм промышленной безопасности создает реальную угрозу жизненно важным интересам личности и общества ввиду возможных аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у должностного лица генерального директора ООО "*" * Е.Ю. имелась возможность для соблюдения законодательства, за нарушение которого ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, вопреки доводам заявителя его действия квалифицированы по ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ верно.
Представленные доказательства и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения свидетельствуют об отсутствии оснований для признания данного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе права на защиту, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 03 ноября 2021 года, постановление начальника отдела по надзору за сетями газораспределения и газопотребления по Московской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ЦУ Ростехнадзора) Старостина С.А. N * от 12 марта 2021 года в отношении заместителя генерального директора ООО "*" * Е.Ю. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.Н. Лашков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.