Судья Московского городского суда Михалева Т.Д., изучив административное исковое заявление Герасимова Олега Алексеевича, Самохина Михаила Алексеевича, Фадеевой Олеси Михайловны о признании выборов недействительными, признании недействительными решений участковой избирательной комиссии N 2117 района Чертаново Южное г. Москвы и решений вышестоящих избирательных комиссий об итогах выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в г. Москве,
УСТАНОВИЛ:
Герасимов О.А, Самохин М.А, Фадеева О.М. обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением к участковой избирательной комиссии N 2117 района Чертаново Южное г. Москвы, избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Чертаново Южное, территориальной избирательной комиссии района Чертаново Южное г. Москвы, Московской городской избирательной комиссии, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о признании выборов недействительными, признании недействительными решений участковой избирательной комиссии N 2117 района Чертаново Южное г. Москвы и решений вышестоящих избирательных комиссий об итогах выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в г. Москве.
Ознакомившись с административным исковым заявлением, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела: об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума; об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинутого по одномандатному избирательному округу; об отмене регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); об отмене регистрации кандидата, в том числе включенного в зарегистрированный список кандидатов, об отмене регистрации списка кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации; о расформировании избирательных комиссий, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 21 настоящего Кодекса; об определении срока назначения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы публичной власти федеральных территорий, а также в органы местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Согласно ч. 15 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
Из ч. 16 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что избиратель, участник референдума вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в соответствующих выборах, референдуме.
Московский городской суд как суд города федерального значения в рамках рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации рассматривает дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий.
Как усматривается из административного искового заявления, административными истцами оспариваются принятые решения участковой избирательной комиссии N 2117 района Чертаново Южное г. Москвы, относительно итогов выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в г. Москве.
Поскольку заявленные требования не относятся к подсудности Московского городского суда, административное исковое заявление не может быть принято к производству суда и подлежит возвращению истцам на основании п.2 ст. 129 КАС РФ. Административным истцам разъясняется право на предъявление административного искового заявления в Чертановский районный суд г. Москвы по месту нахождения участковой избирательной комиссии.
Касаемо требований к Московской городской избирательной комиссии, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, то в случае, если такие решения приняты в ходе проверки решений нижестоящих комиссий, то их законность также подлежит проверке районным судом.
В том случае, если административными истцами оспариваются самостоятельные решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, не связанные с проверкой решений нижестоящих комиссий, то такие требования относятся к подсудности Верховного Суда Российской Федерации.
Если административными истцами оспариваются решения Московской городской избирательной комиссии как комиссии субъекта Российской Федерации, не связанные с проверкой решений нижестоящих комиссий, то такие требования относятся к подсудности Московского городского суда.
Однако, административное исковое заявление об оспаривании решений Московской городской избирательной комиссии не соответствует требованиям КАС РФ.
Так, согласно разъяснениям, данным в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" к решениям избирательной комиссии, комиссии референдума исходя из положений, содержащихся в п.п. 21 и 38 ст. 2, п. 1 ст. 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" относятся облечённые в установленную форму (постановление, решение) или закреплённые в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально.
Согласно пунктам 4, 5, 7, 9 части 2 статьи 125 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны: сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение; содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования; сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась; перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
В нарушение приведенной нормы в заявлении не указано, какие права, свободы и законные интересы административных истцов нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение; не указано какие конкретно решения, действия или бездействие Московской городской избирательной комиссии оспариваются административными истцами; не приведены основания и доводы, посредством которых административные истцы обосновывают свои требования; не указано, подавалась ли жалоба на решения, действия или бездействие Московской городской избирательной комиссии и результаты её рассмотрения; в заявлении отсутствует указание не перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагаются: уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов в электронном виде. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, подаваемых на бумажном носителе, не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого; документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств.
В нарушении указанной нормы административными истцами не представлены документы об уплате государственной пошлины, также отсутствует заявление об освобождении об уплаты государственной пошлины в случае наличия оснований.
Административными истцами не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административные истцы основывают свои требования (обжалуемые решения, сведения об обращении в Московскую городскую избирательную комиссию и т.д.).
Документы представляются в суд по числу лиц, участвующих в деле, в том числе и для прокурора, участие которого в данной категории дел обязательно.
Согласно ст. 130 КАС РФ судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 КАС РФ, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения. В такой ситуации административное исковое заявление в части требований об оспаривании решений Московской городской избирательной комиссии подлежит оставлению без движения.
На основании части 2 статьи 314 КАС РФ частная жалоба на определение суда по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подана в течение пяти дней со дня принятия судом указанного определения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 129, 130, 198, 199 КАС Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
административное исковое заявление Герасимова Олега Алексеевича, Самохина Михаила Алексеевича, Фадеевой Олеси Михайловны в части требований о признании выборов недействительными, признании недействительными решений участковой избирательной комиссии N 2117 района Чертаново Южное г. Москвы, избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Чертаново Южное, территориальной избирательной комиссии района Чертаново Южное г. Москвы, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вернуть административным истцам.
Административное исковое заявление Герасимова Олега Алексеевича, Самохина Михаила Алексеевича, Фадеевой Олеси Михайловны в части требований о признании недействительными решений Московской городской избирательной комиссии оставить без движения на срок до 04 ноября 2022 года включительно.
Разъяснить заявителям, что, если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами.
На определение может быть подана частная жалоба через Московский городской суд в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение 5 дней со дня его вынесения.
Судья Т.Д. Михалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.