Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдинова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела (дело поступило 23 сентября 2022 года) жалобу должностного лица Сельскохозяйственного кооператива "Колхоз "Терновский" Баранникова Н.Н. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Корабельникова Д.О. от 24 декабря 2021 года N 26-21-12476/16-12/ПР-418/2, решение судьи Труновского районного суда Ставропольского края от 27 апреля 2022 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 29 июня 2022 года, вынесенные в отношении должностного лица - главного гидротехника Сельскохозяйственного кооператива "Колхоз "Терновский" Баранникова Н.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от 24 декабря 2021 года N 26-21-12476/16-12/ПР-418/2 должностное лицо - главный гидротехник Сельскохозяйственного кооператива "Колхоз "Терновский" Баранников Н.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Труновского районного суда Ставропольского края от 27 апреля 2022 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Ставропольского краевого суда от 29 июня 2022 года постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, выражает несогласие с постановлением должностного лица и вынесенными по делу об административном правонарушении судебными актами, в обоснование доводов указывает, что порядок проведения проверки был нарушен, что влечет незаконность ее результатов, а также ссылается на необходимость применения закона, смягчающего ответственность организации.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 года N 27л/с.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 34 названного Федерального закона определено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, что предусмотрено пунктом 1 статьи 39 указанного Федерального закона.
В силу части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения главного гидротехника СПК "Колхоз "Терновский" Баранникова Н.Н. к административной ответственности на основании части 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что уполномоченным должностным лицом колхоза на объекте водопользования в месте осуществления сброса сточных вод в р. Малая Кугульта по адресу: Ставропольский край, Труновский район (географические координаты 45°38"25, 6" С.Ш, 42°12"02, 2" В.Д.) в границах водоохраной зоны реки Малая Кугульта не выполнены требования по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Сброс сточных вод осуществляется в водный объект без очистки.
Проверкой установлено, что сброс сточных вод в реку Малая Кугульта осуществлялся на основании решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 26 мая 2020 года N 26-05.01.05.006-Р-РСБХ-С-2020-06458/00. Согласно данному решению сброс сточных вод должен осуществляться с использованием следующих водоотводящих сооружений: дренаж закрытый трубчатый диаметром 100 мм; открытый коллектор в земляном русле.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе решением о предоставлении водного объекта в пользование (л.д. 12-17); постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 63-66); должностной инструкцией главного инженера-гидротехника (л.д. 71-72); приказом от 8 июля 2019 года N 330 о возложении на главного гидротехника СПК "Колхоз "Терновский" обязанностей по соблюдению требований экологического контроля, приказом о назначении лица, ответственного за ведение учета объемов сочных вод и их качества от 1 декабря 2021 года N 208-п (л.д. 108-109) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Факт сброса сточных вод в водный объект без очистки вопреки требованию по оборудованию хозяйственных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, подтвержден.
Действия должностного лица, выразившиеся в невыполнении требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судебные инстанции сочли, что главный гидротехник СПК "Колхоз "Терновский" имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Утверждение заявителя жалобы о возможности применения положений части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях со ссылкой на то, что нарушения выявлены при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора) по результатам которого вынесено два постановления о привлечении должностного лица к административной ответственности, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, событие рассматриваемого административного правонарушения было выявлено и дело об административном правонарушении было возбуждено в результате мероприятий прокурорского надзора.
Между тем, в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора не относятся к государственному, муниципальному контролю (надзору).
Таким образом, рассматриваемое дело не было возбуждено по результатам проведения какого-либо контрольного (надзорного) мероприятия государственного контроля (надзора) либо муниципального контроля, что позволяло бы применить положения части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящего дела судьей.
Доводы жалобы о том, что СПК "Колхоз "Терновский" не было извещено о проведении прокурорской проверки, не являются основанием для отмены постановления должностного лица и судебных актов, поскольку в силу статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина в том числе юридическими лицами. Требования Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" о предупреждении юридических лиц о проводимой проверке и вынесения требований об устранении выявленных в ходе проверки нарушений на органы прокуратуры не распространяются.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что СПК "Колхоз "Терновский" в адрес Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры направлены документы, которые были истребованы Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой письмом от 10 сентября 2021 года N 7/13-46-2021/3113, что указывает на осведомленность юридического лица о проводимых природоохранной прокуратурой мероприятиях (л.д. 83).
Кроме того, как следует из материалов дела, с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой главный гидротехник Сельскохозяйственного кооператива "Колхоз "Терновский" Баранников Н.Н. был ознакомлен 12 ноября 2021 года. Копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении вручена Баранникову Н.Н. 12 ноября 2021 года, что подтверждается подписью Баранникова Н.Н, где имеется его объяснение "с постановлением согласен, обязуюсь устранить" (л.д. 63-66).
С учетом изложенного довод о нарушении порядка проведения проверки, повлекшего нарушение прав должностного лица и являющегося основанием для признания результатов такой проверки недействительными, подлежат отклонению.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств, а потому не могут являться правовым основанием к их отмене.
Каких-либо существенных нарушений, что позволяло бы ставить под сомнение законность привлечения должностного лица к административной ответственности, в ходе производства по делу не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Корабельникова Д.О. от 24 декабря 2021 года N 26-21-12476/16-12/ПР-418/2, решение судьи Труновского районного суда Ставропольского края от 27 апреля 2022 года и решение судьи Ставропольского краевого суда от 29 июня 2022 года, вынесенные в отношении должностного лица - главного гидротехника Сельскохозяйственного кооператива "Колхоз "Терновский" Баранникова Н.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу должностного лица - главного гидротехника Сельскохозяйственного кооператива "Колхоз "Терновский" Баранникова Н.Н. - без удовлетворения.
Судья Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Фахретдинова
Справка: судья районного суда Щербин А.В.
судья краевого суда Загорская О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.