Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кантемировой Д.К. на решение Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 27 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 6 июля 2022 г. по административному делу N 2а-102/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказу Республики Северная Осетия-Алания к Кантемировой Д.К. о взыскании налоговых платежей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по г. Владикавказу Республики Северная Осетия-Алания (далее также - Межрайонная ИФНС России по г. Владикавказу, инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Кантемировой Д.К. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени за 2018 г, мотивируя свои требования тем, что Кантемирова Д.К. состоит на налоговом учете и является плательщиком транспортного налога. В результате неуплаты транспортного налога образовалась задолженность за 2018 г, на которую начислены пени. Направленные в адрес налогоплательщика уведомление, требование административным ответчиком в установленный срок не исполнены, в связи с чем по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка N 27 Советского района РСО-Алания 23 июля 2020 г. был вынесен судебный приказ, который определением мирового судьи от 25 сентября 2020 г. отменен в связи с возражениями должника.
Решением Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 27 января 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 6 июля 2022 г, административное исковое заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 23 августа 2022 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 30 августа 2022 г, Кантемирова Д.К. просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Подпункт 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
Обязанность по уплате транспортного налога должна быть выполнена налогоплательщиком - физическим лицом в срок, установленный законодательством о налогах и сборах на основании налогового уведомления налогового органа (пункт 1 статьи 45, пункт 2 статьи 52, статья 356, Налогового кодекса Российской Федерации).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней и штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней и штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней и штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Кантемирова Д.К. является собственником транспортного средства марки "Мерседес-Бенц 500", государственный регистрационный знак "данные изъяты", и плательщиком налога.
Межрайонной ИФНС России по г. Владикавказу в адрес Кантемировой Д.К. направлено налоговое уведомление от 15 августа 2019 г. N, в котором рассчитан транспортный налог за 2018 г. и указан срок его уплаты не позднее 2 декабря 2019 г. Поскольку налог ею не уплачен, налогоплательщику инспекцией 28 января 2020 г. выставлено требование N об уплате задолженности транспортному налогу за 2018 г. в размере 32 649 руб, пени - 384, 44 руб. сроком исполнения до 24 марта 2020 г, В связи с неисполнением обязанности по уплате налога по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка N 27 Советского судебного района г. Владикавказ РСО-Алания 23 июля 2020 г. вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу и пени, который определением мирового судьи от 25 сентября 2020 г. отменен в связи с возражениями должника.
Разрешая заявленные Межрайонной ИФНС России по г. Владикавказу требования, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, проверив правильность расчета задолженности по налогу и пени, соблюдение налоговым органом порядка обращения в суд, процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости погашения задолженности по налогу, предшествующей обращению в суд, установив, что обязанность по уплате налога административным ответчиком не исполнена, административный иск удовлетворил.
Судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанным выводом судов первой и апелляционной инстанций, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Выводы судов основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Поскольку требование об уплате транспортного налога административным ответчиком не исполнено, а предусмотренные законом основания для освобождения административного ответчика от обязанности по уплате налогов отсутствуют, вывод судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении заявленных инспекцией требований является законным и обоснованным.
В своих возражениях, представленных в материалы дела, Кантемирова Д.К. указывала, что она не является плательщиком транспортного налога за указанный налоговым органом период в связи с тем, что 10 декабря 2017 г. транспортное средство, на которое исчислен налоговой инспекцией транспортный налог, было отчуждено по договору купли-продажи. Данный довод административного ответчика основан на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (Определения КС РФ от 29.09.2011 N 1267-О-О, от 24.12.2012 N 2391-О, от 26.04.2016 N 873-О, от 29.05.2019 N 1441-О).
Таким образом, налоговые органы не наделены полномочиями по регистрации и учету транспортных средств и при начислении транспортного налога они руководствуются сведениями, полученными от регистрирующих органов.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о пропуске административным истцом срока обращения в суд, были предметом изучения судов, которым дана соответствующая правовая оценка, что нашло отражение в судебных актах, данные доводы направлены на оспаривание обоснованности этих выводов об установленных обстоятельствах и не могут служить основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах выводы судов соответствуют нормам права, оснований для переоценки этих выводов не имеется. Нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену указанных судебных актов, судами не допущено. Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, а также свидетельствуют о несогласии административного ответчика с установленными судами фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, что в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 27 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 6 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кантемировой Д.К. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 октября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.