Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3925/2021 (УИД 70RS0004-01-2021-005362-76) по иску Храмцовой Ларисы Геннадьевны к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области о признании незаконными действий по снятию с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении на учете на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области на решение Советского районного суда г. Томска от 20 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 24 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Храмцова Лариса Геннадьевна (далее по тексту - Храмцова Л.Г.) обратилась в Советский районный суд г. Томска с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области (далее по тексту - УМВД России по Томской области) о признании незаконными действий по снятию с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе двух человек под уникальным номером N 7 N, с даты постановки на учет в соответствии с решением ЦЖБК УМВД России по Томской области от 4 декабря 2012 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Кузнецов Александр Геннадьевич (далее по тексту - Кузнецов А.Г.).
Решением Советского районного суда г. Томска от 20 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 24 мая 2022 г, исковые требования Храмцовой Л.Г. удовлетворены. Признаны незаконными действия УМВД России по Томской области по снятию с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения пенсионера МВД России Храмцову Л.Г. с составом семьи 2 человек: она, супруг Кузнецов А.Г. На УМВД России по Томской области возложена обязанность восстановить Храмцову Л.Г. на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе двух человек под уникальным номером N N, с даты постановки на учет в соответствии с решением ЦЖБК УМВД России по Томской области от 4 декабря 2012 г. С УМВД России по Томской области в пользу Храмцовой Л.Г. взыскана в счет возмещения судебных расходов государственная пошлина в размере 300 рублей.
УМВД России по Томской области обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Советского районного суда г. Томска от 20 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 24 мая 2022 г. отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы указано на незаконность и необоснованность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, принятых с нарушением норм материального права. Судами не учтено, что законодательством Российской Федерации не установлена обязанность жилищно-бытовой комиссии с любой периодичностью проверять жилищные условия лица, состоящего на учете на получение единовременной социальной выплаты. Предоставление сведений и документов в случае изменения жилищных условий или условий, на основании которых сотрудник принят на учет - это строго обязанность самого сотрудника. ЦЖБК УМВД России по Томской области не могут быть известны сведения о смерти лиц, которые оставили Храмцовой Л.Г. наследство, в том числе и о месте открытия такого наследства. В период с 21 августа 2015 г..по 1 февраля 2017 г..обеспеченность Храмцовой Л.Г. жилой площадью на одного человека составляла 29, 7 кв.м, следовательно, оснований состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты у нее не имелось. Не предоставив сведения о наличии свидетельства о праве на наследство по завещанию, свидетельствующего об обеспеченности Храмцовой Л.Г. жилым помещением более 15 кв.м, своими намеренными действиями и невыполнением требований постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г..N 1223, она лишила ЦЖБК УМВД России по Томской области возможности принятия в 2015 г..решения о снятии еес учета для получения единовременной социальной выплаты. После утраты оснований состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты у Храмцовой Л.Г, вопрос о принятии ее повторно на учет для получения единовременной социальной выплаты при наличии нуждаемости в жилом помещении подлежал бы разрешению после обращения с соответствующим заявлением. Решение жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Томской области от 13 мая 2021 г..о снятии Храмцовой Л.Г. с семьей в составе 2-х человек с учета на получение единовременной социальной выплаты законно.
Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением УМВД России по Томской области от 6 декабря 2012 г. N 32/555 (протокол от 4 декабря 2012 г. N 11) Храмцова Л.Г. принята с семьей в составе 2-х человек (она, супруг ФИО10 С.А.) на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО11 С.А. умер.
Согласно протоколу ЦЖБК УМВД России по Томской области от 1 июня 2018 г. N 16 на основании обращения Храмцовой Л.Г. в ее учетное дело внесены изменения в связи со смертью бывшего супруга ФИО12 С.А, а также в связи с регистрацией брака с Кузнецовым А.Г. (брак зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ г.).
Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от 3 октября 2013 г. Храмцова Л.Г. является наследницей имущества ФИО14 Г.М. в виде 1/2 доли (29, 7 кв.м.) в праве общей долевой собственности на трехкомнатную квартиру, общей площадью 59, 4 кв.м, по адресу: "адрес". Регистрация права собственности Храмцовой Л.Г. не произведена.
В апреле 2021 г. Храмцова Л.Г. представила в ЦЖБК УМВД России по Томской области указанное свидетельство о праве на наследство по завещанию, выданное ДД.ММ.ГГГГ г.
На основании решения ЦЖБК УМВД России по Томской области от 13 мая 2021 г. (протокол N 14) Храмцова Л.Г. с семьей в составе 2-х человек (она, супруг Кузнецов А.Г.) снята с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпункта "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223.
В протоколе N 14 заседания ЦЖБК УМВД России по Томской области указано, что по состоянию на 21 августа 2015 г. Храмцова Л.Г. на момент смерти мужа ФИО16 С.А, не предоставив сведения о наличии сведений об имуществе, полученном по наследству по завещанию, что свидетельствует об обеспеченности жилым помещением на одного члена семьи более 15 кв.м, своими намеренными действиями и невыполнением требований постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, лишила ЦЖБК УМВД России по Томской области возможности принятия в 2015 г. решения о снятии с учета для получения единовременной выплаты. В соответствии с подпунктом "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты сотрудник снимается с учета. Обеспеченность жилой площадью на одного человека в период с 21 августа 2015 г. по 1 февраля 2017 г. составляла 29, 7 кв.м, следовательно, оснований состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты у Храмцовой Л.Г. не имелось.
Храмцова Л.Г, указав, что действия УМВД России по Томской области по снятию ее с составом семьи с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не основаны на действующем законодательстве, 13 мая 2021 г, то есть на момент рассмотрения ЦЖБК УМВД России по Томской области вопроса об обеспеченности ее жилым помещение, комиссия должна была оценивать ее текущие жилищные условия и членов ее семьи, действий по намеренному ухудшению жилищных условий она и члены ее семьи не совершали, фактически в квартире по "адрес", она не проживала, в нее не вселялась, данной квартирой пользовался ее брат ФИО15 С.Г, который членом ее семьи не является, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что на дату принятия комиссией решения о снятии Храмцовой Л.Г. с учета для получения единовременной социальной выплаты (13 мая 2021 г.) ее жилищные условия соответствовали пункту 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился, указав, что в период с 26 сентября 2013 г. по настоящее время Храмцова Л.Г. с супругом Кузнецовым А.Г.(с 27 июля 2019 г.) проживают на основании договора найма служебного жилого помещения (от 29 сентября 2013 г. N 197) в квартире общей площадью 25, 5 кв.м. по адресу: "адрес". Долю в праве собственности на квартиру Храмцова Л.Г. получила в наследство в 2013 году, то есть в период нахождения на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Вместе с тем на момент постановки на учет 4 декабря 2012 г. на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе двух человек Храмцова Л.Г. не имела на праве собственности жилую площадь, проживала и была зарегистрирована в жилых помещениях, не принадлежащих ей на праве собственности. Вопрос о проверке жилищных условий Храмцовой Л.Г. до 2021 г. жилищно-бытовой комиссией УМВД России по Томской области не рассматривался. С момента регистрации брака с Кузнецовым А.Г. (ДД.ММ.ГГГГ г.) условия состоять Храмцовой Л.Г. на учете для получения единовременной социальной выплаты были восстановлены (обеспечение жилым помещением на одного члена семьи менее 15 кв.м.). Следовательно, на момент принятия комиссией решения о снятии Храмцовой Л.Г. с учета для получения единовременной социальной выплаты (13 мая 2021 г.) ее жилищные условия соответствовали требованиям пункта 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы о том, что законодательством Российской Федерации не установлена обязанность жилищно-бытовой комиссии проверять жилищные условия лица, состоящего на учете, указав, что они на правильность выводов суда не влияют, поскольку суд пришел к выводу о признании решения от 13 мая 2021 г. незаконным в связи с несоответствием закону основания снятия Храмцовой Л.Г. с учета.
Ссылку в апелляционной жалобе на то, что предоставление сведений и документов в случае изменения жилищных условий или условий, на основании которых сотрудник принят на учет является обязанностью самого сотрудника, комиссии не могут быть известны сведения о наличии у сотрудника имущества, полученного по наследству, возможность самостоятельно получить соответствующие сведения отсутствует, суд апелляционной жалобы отклонил как не имеющую правового значения для существа рассматриваемого спора.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы об обеспеченности Храмцовой Л.Г. в период с 21 августа 2015 г. по 1 февраля 2017 г. жилой площадью более учетной нормы, в связи с чем у нее отсутствовали основания состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты, не предоставив сведения, она лишила комиссию возможности принятия в 2015 г. решения о снятии с учета, суд апелляционной инстанции указал, что они основаны на неверном толковании закона и направлены на иную оценку доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 не предусмотрено такое основание для снятия с учета как улучшение жилищных условий в прошлом периоде при отсутствии таких обстоятельств на момент принятия решения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ) данным Законом регулируются в том числе отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
Так, согласно пункту 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Частью 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно приведенной норме перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее - Правила).
Подпунктом "б" пункта 19 Правил в редакции, действовавшей на момент снятия Храмцовой Л.Г. с учета на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, было установлено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что совершение сотрудником органов внутренних дел или членом его семьи действий, имеющих целью получение единовременной социальной выплаты в большем размере, является основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, либо снятия с такого учета на основании подпункта "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и не установив обстоятельств, свидетельствующих об улучшении Храмцовой Л.Г. жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной выплаты в большем размере, и являющихся основанием для снятия с учета по подпункту "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, суды обоснованно удовлетворили исковые требования Храмцовой Л.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды первой и апелляционной инстанции правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Кассационная жалоба УМВД России по Томской области не содержит ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, приведенные в ней доводы выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам спора и основаны на ином применении к ним положений законодательства, что не является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 20 декабря 2021, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 24 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.