Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бутковой Н.А, судей Пластинина И.В, Шадриной Е.В, при секретаре Веселовой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-140/2022 по административному исковому заявлению Барсуковой Ольги Николаевны о признании недействующим в части решения Челябинской городской Думы от 9 октября 2012 г. N 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы" по апелляционной жалобе Барсуковой Ольги Николаевны на решение Челябинского областного суда от 4 июля 2022 г, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, объяснения представителя административного истца Вотиновой Т.Ю, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя административного ответчика Челябинской городской Думы Власова Ю.В. и представителя заинтересованного лица Администрации города Челябинска Москаленко М.Ю, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Курышкиной О.А, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
9 октября 2012 г. Челябинской городской Думой принято решение N 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы", (далее - Решение N 37/13), которое 12 октября 2021 г. официально опубликовано в Сборнике правовых актов Челябинской городской Думы четвертого созыва, N 37 (часть 3) и на официальном сайте Челябинской городской Думы http://www.chelduma.ru.
Утверждённые данным решением Правила землепользования и застройки включают в себя Порядок применения Правил землепользования и застройки (приложение N 1); Карту градостроительного зонирования города Челябинска (приложение N 2); Градостроительные регламенты и Градостроительный регламент территориальных зон, включённых в границы комплексного развития территорий города Челябинск (приложение N 3); Карту зон с особыми условиями использования территории города Челябинска (приложение N 4); Карту территорий города Челябинска, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (приложение N 5); Перечень территориальных зон (приложение N 6).
Картой градостроительного зонирования города Челябинска к Правилам землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером 78:36:0404020:56, общей площадью 381 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Конституции, д. 1, отнесён к двум территориальным зонам: жилой зоне усадебной и коттеджной индивидуальной жилой застройки (В.1.1) и зоне инженерной и транспортной инфраструктур улично-дорожной сети, основных улиц в застройке (К.3.2).
Барсукова О.Н, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 78:36:0404020:56, обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать не действующим Решение N 37/13 в части установления на Карте градостроительного зонирования города Челябинска в границах данного земельного участка с координатами, указанными в административном иске, двух территориальных зон, ссылаясь на его противоречие Градостроительному кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, и нарушение её прав, свобод и законных интересов собственника по использованию земельного участка.
Решением Челябинского областного суда от 4 июля 2022 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Барсукова О.Н. просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм процессуального и материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В жалобе поддерживается правовая позиция, изложенная в суде первой инстанции.
Относительно апелляционной жалобы Челябинской городской Думой, администрацией города Челябинска, и прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Барсукова О.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером 74:36:0404020:56, общей площадью 381 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Конституции, д. 1, категория земель: земли населённых пунктов.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 13 августа 2019 г, от 27 мая 2021 г. вид разрешённого использования данного земельного участка не установлен.
Кроме того, на праве собственности Барсуковой О.Н. принадлежит земельный участок с кадастровым номером 74:36:0404020:97, общей площадью 526 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, район Советский, ул. Конституции, д. 1, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для эксплуатации строения и ведения личного подсобного хозяйства.
Как указал административный истец, названные участки являются смежными и имеют общую границу.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 26 мая 2020 г. на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0404020:56 расположен жилой дом с кадастровым номером 74:36:0404020:59.
Уведомлением от 25 июня 2022 г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области сообщило о приостановлении осуществления кадастрового учёта и одновременной государственной регистрации прав в отношении двух земельных участков, образованных путём перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0404020:56 и 74:36:0404020:97, ввиду того, что образуемый земельный участок не полностью входит в границы территориальных зон.
19 января 2022 г. Барсукова О.Н. обратилась в Администрацию города Челябинска с заявлением о предоставлении информации о наличии реестровой ошибки в сведениях о границе территориальной зоны "жилой зоны усадебной и коттеджной индивидуальной жилой застройки (В.1.1)" в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0404020:56.
4 февраля 2022 г. Администрация города Челябинска сообщила Барсуковой О.Н. о том, что земельный участок с кадастровым номером 78:36:0404020:56 расположен в двух территориальных зонах: жилой зоны усадебной и коттеджной индивидуальной жилой застройки (В.1.1) и зоны инженерной и транспортной инфраструктур улично-дорожной сети, основных улиц в застройке (К.3.2).
При рассмотрении дела суд установил, что Решение N 37/13 принято уполномоченным органом в соответствии с его компетенцией, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и официального опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункту 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено аналогичное требование о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешённого использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с пунктом 3.37 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр, улично-дорожная сеть - это система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций, границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Кроме того, приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2017 г. N 52-пнст утверждён предварительный национальный стандарт Российской Федерации ПНСТ 247-2017 "Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения", который применяется наравне с действующими стандартами в области организации дорожного движения и может быть основой при проектировании объектов улично-дорожной сети и организации удобного и безопасного дорожного движения (пункт 1.1).
В пункте 3.1 указанного предварительного национального стандарта определено, что улично-дорожная сеть - это предназначенная для движения пешеходов и транспортных средств совокупность улиц, дорог общего пользования, внутриквартальных и других проездов, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, а также мосты, эстакады, подземные переходы, набережные, площади, разворотные площадки городских маршрутных транспортных средств, уличные автомобильные стоянки с инженерными и вспомогательными сооружениями, а также иные объекты, оборудованные техническими средствами организации дорожного движения в пределах красных линий градостроительного регулирования.
Элемент улично-дорожной сети согласно пункту 2 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221, - улица, проспект, переулок, проезд, набережная, площадь, бульвар, тупик, съезд, шоссе, аллея и иное.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 ноября 2015 г. N 171н утвержден Перечень элементов улично-дорожной сети, в который включены: аллея, бульвар, магистраль, переулок, площадь, проезд, проспект, проулок, разъезд, спуск, тракт, тупик, улица, шоссе.
Изложенное соотносится с понятием территории общего пользования, приведённым в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, где указано, что территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации автомобильные дороги относятся к категории линейных объектов.
В силу пункта 3 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.
Следовательно, определение в документах градостроительного зонирования территории общего пользования, в том числе в связи с планируемым размещением в её границах автомобильной дороги, не влечёт установление в отношении такой территории самостоятельной территориальной зоны и градостроительного регламента.
Из Карты функциональных зон Генерального плана города Челябинска, утверждённого решением Челябинской городской Думы от 21 декабря 2021 г. N 25/4, усматривается, что большая часть земельного участка с кадастровым номером 78:36:0404020:56 расположена в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, а его незначительная часть - в функциональной зоне улично-дорожной сети.
Из Карты градостроительного зонирования города Челябинска следует, что большая часть земельного участка с кадастровым номером 78:36:0404020:56 расположена в территориальной зоне "жилые территориальные зоны (зоны усадебной и коттеджной индивидуальной жилой застройки) (04 14 05 В.1.1.)", а его незначительная часть - в территориальной зоне "зоны инженерной и транспортной инфраструктур (зоны улично-дорожной сети (зоны магистралей городского и районного значения) (04 74 К.3.1).
Также материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 78:36:0404020:56 частично расположен в границах территории общего пользования, в красных линиях ул. Рылеева города Челябинска.
Постановлением Администрации города Челябинска от 11 июля 2016 г. N 284-п утверждена документация по планировке территории (проект планировки территории с проектом межевания территории) в границах улиц: Блюхера, Дарвина, Троицкая, Рылеева в Советском районе города Челябинска, из которой следует, что часть земельного участка с кадастровым номером 78:36:0404020:56, отнесённая к территориальной зоне К.3.1, обозначена красными линиями, под которыми в силу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату издания данного постановления) понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Проанализировав приведённые нормы федерального законодательства, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для разрешения административного спора, суд обоснованно указал, что нахождение земельного участка с кадастровым номером 78:36:0404020:56 в двух территориальных зонах, одна из которых фактически определяет границы территории общего пользования, не влечёт неопределённости правового режима земельного участка, поскольку позволяет установить в отношении него одну территориальную зону и отобразить в ней территорию общего пользования, на которую действие градостроительного регламента не распространяется.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что оспариваемое Решение N 37/17 (в части) не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, является правильными.
Доводы апелляционной жалобы являлись правовой позицией административного истца в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не усматривает.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Челябинского областного суда от 4 июля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Барсуковой Ольги Николаевны - без удовлетворения.
На состоявшиеся судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Челябинский городской суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.