Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу защитника главного врача Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский психоневрологический диспансер" Припузова "данные изъяты" - Барашковой Т.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 мая 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 мая 2022 года, должностное лицо - главный врач Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский психоневрологический диспансер" Припузов О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 июля 2022 года постановление судьи городского суда изменено, размер административного наказания в виде административного штрафа снижен до 20 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник главного врача Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский психоневрологический диспансер" Припузова О.А. - Барашкова Т.А. ставит вопрос об отмене вступивших в законную силу судебных актов, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы защитника Барашковой Т.А, представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Из статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) следует, что принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии со статьей 162 БК РФ участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Из пункта 2 статьи 306.1 БК РФ следует, что бюджетным нарушением является действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативно правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, и которое влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 2.2 Плана работы Счетной палаты на 2022 год, сформированного по поручению Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2021 года ГС N 860-VI, в отношении Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский психоневрологический диспансер" проведена плановая проверка законности и результативности использования бюджетных средств, направленных на оказание населению специализированной медицинской помощи медицинскими организациями, подведомственными Министерству (Якутия) за 2020, 2021 годов и текущий период 2022 года.
В ходе проверки были установлено, что в нарушение положений части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктов 2.1 и 4.3.3 Соглашения от 11 января 2021 года N, главным врачом Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский психоневрологический диспансер" Припузовым О.А. допущено нецелевое использование средств субсидии на выполнение государственного задания в размере 1 341, 2 тыс. руб, которые направлены на оплату отпускных и выплат компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера.
14 марта 2022 года по результатам проверки главным инспектором Счетной палаты составлен акт проверки контрольного мероприятия N.
Должностным лицом, ответственным за использование средств за счет субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, на оказание государственных услуг (выполнение работ), с ДД.ММ.ГГГГ является главный врач Припузов О.А, в соответствии с приказом о назначении Министерства от 22 октября 2018 года N.
Таким образом, главный врач Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский психоневрологический диспансер" Припузов О.А. допустил нарушение условий предоставления субсидий.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Главный врач Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский психоневрологический диспансер" Припузов О.А. не проявил должной степени заботливости и осмотрительности, необходимой для строгого соблюдения действующих норм и правил, нарушил требования вышеуказанного законодательства, в связи с чем судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о правомерном привлечении его к административной ответственности.
Доводы об отсутствии состава административного правонарушения в действиях главного врача учреждения Припузова О.А. и недоказанности его вины в совершении административного правонарушения со ссылкой на указания Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) по результатам селекторного совещания с органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ N, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку не могут указывать на отсутствие вины в действиях Припузова О.А, так как при нецелевом направлении денежных средств должностное лицо осознавало противоправность своих действий.
Вопреки доводам жалобы, исходя из характера и степени потенциальной опасности, наличия существенных нарушений охраняемым законом общественных отношений, а также обстоятельств совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для признания вменяемого Припузову О.А. деяния малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании статьи 2.9 названного Кодекса не имеется.
Устранение последствий нецелевого использования бюджетных средств главным врачом Припузовым О.А. путем их возврата, что следует из платежного поручения N от 22 апреля 2022 года, с учетом характера совершенного правонарушения, также не является основанием для прекращения производства по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федеральных законов от 08.12.2020 г. N 410-ФЗ, от 14.07.2022 г. N 290-ФЗ) за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Вопреки утверждению заявителя, с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, в том числе с учетом допущенного нецелевого использования средств субсидии на выполнение государственного задания, что нельзя расценивать как правонарушение не несущее существенной опасности охраняемым общественным правоотношениям.
Непосредственным объектом указанного правонарушения является санкционированный государством порядок расходования средств федерального бюджета. Совершение данного правонарушения неизбежно отражается на государственной финансовой дисциплине, нарушении единой бюджетной политики и тем самым наносит вред интересам государства. Возникновение существенной угрозы общественным интересам в бюджетной сфере обусловлено самим фактом неисполнения установленной обязанности. Противоправная деятельность в финансовой сфере препятствует законодательно урегулированному движению денежных средств всех элементов финансовой системы и является общественно опасным социально-правовым явлением, негативно влияющим на обеспечение финансовой безопасности.
Доводы жалобы, включая и о том, что вины Припузова О.А. в совершенном правонарушении не имеется, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств.
Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Припузова О.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено Припузову О.А. в минимальном размере санкции статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 названного Кодекса, с учетом характера, обстоятельств совершенного правонарушения, является справедливым, соразмерным тяжести совершенного правонарушения.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 мая 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 июля 2022 года, вынесенные в отношении главного врача Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский психоневрологический диспансер" Припузова "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Барашковой Т.А. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.