Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н, при секретаре судебного заседания Акматовой О.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-7/2022 по административному исковому заявлению и.о. прокурора Чукотского автономного округа к Комитету государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа о признании недействующим постановления Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 17 декабря 2021 года N 29-к/9 "Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП "Айсберг" на 2022-2026 годы", по апелляционное жалобе Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа на решение Суда Чукотского автономного округа от 18 мая 2022 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, возражения на апелляционную жалобу прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
и.о. прокурора Чукотского автономного округа обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа (далее также - Комитет) о признании недействующим постановления Правления Комитета от 17 декабря 2021 года N 29-к/9 "Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП "Айсберг" на 2022-2026 годы" (далее - Постановление N 29-к/9), которое опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 21 декабря 2021 года.
Требования мотивированы тем, что проверкой законности региональных нормативных правовых актов в области государственного регулирования цен (тарифов) установлено, что Постановление N 29-к/9 противоречит пунктам 1 и 4 статьи 24.8, пункту 2 статьи 24.9 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), подпункту "д" пункта 8 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), Основам ценообразования в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484, пунктам 8 и 13 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 года N 424 (далее - Правила N 424). Поскольку деятельность регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности, для данного вида деятельности должна разрабатываться и утверждаться производственная программа. Между тем при утверждении Комитетом единого тарифа на услугу регионального оператора на 2022 - 2026 годы производственная программа МУП "Айсберг" в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами не утверждалась, ранее утверждённая постановлением Правления Комитета от 19 декабря 2016 года N 26-к/4 "Об установлении тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов МУП "Айсберг" на 2017 - 2021 годы" утратила силу с 30 сентября 2020 года в связи с принятием кассационного определения судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2020 года по делу N 88а-6644/2020 и постановления Правления Комитета от 20 ноября 2020 года N 20-к/1.
Кроме того, единый тариф на услугу Муниципального предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" установлен при отсутствии в распоряжении юридического лица объектов размещения отходов, включённых в государственный реестр объектов размещения отходов, а также лицензии на регулируемые виды деятельности по обработке, обезвреживанию и захоронению отходов I-IV классов опасности, что исключает правоспособность юридического лица на реализацию гражданских прав и обязанностей, связанных с отдельными видами деятельности, перечень которых установлен законом.
Решением Суда Чукотского автономного округа от 18 мая 2022 года административное исковое заявление и.о. прокурора Чукотского автономного округа удовлетворено, оспариваемый нормативный правовой акт признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе и.о. председателя Комитета Демещенко М.Г. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, указывая на то, что действующее законодательство не требует, чтобы наличие производственной программы в обязательном порядке предшествовало установлению тарифов, следовательно, отсутствие утвержденной производственной программы не свидетельствует о незаконности принятия Постановления N 29-к/9, поскольку эти нарушения являются несущественными и не привели к искажению запланированных на будущий долгосрочный период показателей в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. При установлении единого тарифа на услугу регионального оператора МУП "Айсберг" по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2022-2026 годы все необходимые данные для расчетов и установления тарифов у Комитета имелись в материалах дела об установлении тарифов. Таким образом, судом первой инстанции при вынесении решения неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, и применен закон, не подлежащий применению.
Относительно доводов апелляционной жалобы и.о. прокурора Чукотского автономного округа были поданы возражения.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы апеддяционной жалобы и возражений на нее, заслушав прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения.
Из материалов дела следует, что МУП "Айсберг" осуществляет деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов населённых пунктов, входящих в зоны деятельности регионального оператора, в отсутствие операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Отношения по установлению тарифов в сфере обращения с коммунальными отходами регулируются Федеральным законом N 89-ФЗ, Основами ценообразования и Правилами регулирования тарифов, а также приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года N 1638/16 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами".
Предельные тарифы, производственные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 6 Федерального закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Комитете государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 07 июня 2007 года N 75 (далее - Положение), Комитет государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа является органом исполнительной власти Чукотского автономного округа, уполномоченным осуществлять на территории Чукотского автономного округа государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль за их применением в рамках полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации.
Из подпункта 28 пункта 2.2, пункта 2.24 Положения следует, что Комитет устанавливает предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждает производственные программы операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Постановление N 29-к/9 принято уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий, опубликовано в установленном порядке, и по этим основаниям не обжалуется.
Согласно с пунктами 1 и 4 статьи 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливается единый тариф.
Пунктом 2 статьи 24.9 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.
В соответствии с пунктами 16, 17 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности. При определении необходимой валовой выручки учитываются расходы регулируемых организаций на реализацию предусмотренных инвестиционными и производственными программами регулируемых организаций мероприятий в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей эффективности.
Для установления единого тарифа региональный оператор направляет в орган регулирования тарифов заявление об установлении единого тарифа с приложением обосновывающих материалов в соответствии с пунктом 8 Правил регулирования тарифов, включая расчет расходов на оказание регулируемого вида деятельности (оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором) и экономическое обоснование исходных данных, а также копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок).
На основании подпункта "д" пункта 8 Правил регулирования тарифов к заявлению об установлении тарифов, в том числе прилагается копия утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и расшифровкой затрат, включенных в нее по видам деятельности.
Таким образом, единый тариф устанавливается органом тарифного регулирования в экономически обоснованном размере по результатам экспертизы представленных регулируемой организацией обосновывающих документов и материалов.
Из материалов дела следует, что 31 августа 2021 года МУП "Айсберг" обратилось в Комитет с заявлением об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2022-2026 годы, приказом Комитета от 14 сентября 2021 года N 87-д открыто дело N 86 "Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП "Айсберг" на 2022-2026 годы".
17 декабря 2021 года прошло заседание Правления Комитета, на котором утверждены единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП "Айсберг" на 2022-2026 годы.
Суд первой инстанции, признавая недействующим Постановление N 29-к/9, пришел к выводу о том, что оно принято Комитетом с нарушением процедуры утверждения тарифов.
Судебная коллегия соглашается с данным вывод суда в силу следующего.
Порядок разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - производственные программы) операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, требования к содержанию производственных программ, процедуру рассмотрения разногласий при их утверждении, а также порядок осуществления контроля за их реализацией урегулирован Правилами N 424.
Согласно пункту 2 Правила N 424, проект производственной программы разрабатывается регулируемой организацией и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Производственная программа разрабатывается на срок действия регулируемых тарифов.
Регулируемая организация обязана направить проект производственной программы на утверждение в уполномоченный орган до 01 сентября года, предшествующего году начала периода реализации производственной программы (пункт 8 Правил N 424).
Уполномоченный орган обязан утвердить производственную программу в срок не позднее 20 декабря года, предшествующего году начала реализации производственной программы (пункт 13 Правил N 424).
В соответствии с пунктом 6 Правил регулирования тарифов регулируемая организация до 01 сентября года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении тарифов.
В случае непредставления регулируемой организацией в полном объеме предусмотренных пунктом 8 Правил регулирования тарифов обосновывающих материалов орган регулирования в течение 10 рабочих дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов направляет заказным почтовым отправлением уведомление о необходимости представления таких материалов в полном объеме. В случае непредставления регулируемой организацией обосновывающих материалов в течение 5 рабочих дней со дня получения такого уведомления орган регулирования без рассмотрения возвращает регулируемой организации материалы с указанием причин возврата (пункт 13 Правил регулирования тарифов).
Как установлено судом, и не оспаривается административным ответчиком, при установлении Комитетом единых тарифов на услугу регионального оператора МУП "Айсберг" на 2022-2026 годы производственная программа в области обращения с твердыми коммунальными отходами не утверждалась, ранее утвержденная производственная программа в области обращения с твердыми коммунальными отходами утратила силу.
Таким образом, в нарушение пункта 8 Правил регулирования тарифов, МУП "Айсберг" не приложило к заявлению об установлении тарифов копию утвержденной в установленном порядке производственной программы или проект производственной программы, в связи с чем Комитетом неправомерно установлены для МУП "Айсберг" единые тарифы на услугу регионального оператора в области обращения с твердыми коммунальными отходами на 2022-2026 годы.
С учетом изложенных обстоятельств дела и положений закона, суд первой инстанции, установив нарушение Комитетом процедуры утверждения тарифов, обоснованно признал Постановление N 29-к/9 недействующим, иные выводы суда не влияют на правильность принятого судебного решения.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции, изложенной административным ответчиком в суде первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права, и на вывод суда не влияют.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям; предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Суда Чукотского автономного округа от 18 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Суд Чукотского автономного округа.
Председательствующий
О Е. Красикова
Судьи
Е.Н. Ненашева
С.Н. Войтко
Мотивированное апелляционное определение составлено 29 сентября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.