Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бессонова Владимира Анатольевича на решение Правобережного районного суда города Липецка от 24 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 16 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Бессонова Владимира Анатольевича к управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бессонов В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 17 мая 2021 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.
В обоснование требований указал, что 20 апреля 2021 года Бессонов В.А. обратился в управление имущественных и земельных отношений Липецкой области (далее также - Управление) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером N площадью 452 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", в аренду сроком на 20 лет для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Решением управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 17 мая 2021 года Бессонову В.А. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что на данном земельном участке расположено недвижимое имущество (здание), которое не принадлежит заявителю. Вместе с тем, на земельном участке нет объекта недвижимости, на участке складируется мусор. Основания для отказа в предоставлении земельного участка отсутствуют.
Решением Правобережного районного суда города Липецка от 24 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 16 мая 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной 10 августа 2022 года через суд первой Бессонов В.А, не соглашаясь с принятыми судами судебными актами, просит об их отмене ввиду незаконности и необоснованности с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска. В обоснование указывает на отсутствие на испрашиваемом земельном участке каких-либо объектов недвижимости, а также о невозможности осуществить изменение вида разрешенного использования указанного земельного участка до его приобретения или оформления в аренду.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судами при рассмотрении административного дела, 20 апреля 2021 года Бессонов В.А. обратился в управление имущественных и земельных отношений Липецкой области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером N площадью 452 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", в аренду сроком на 20 лет для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 17 мая 2021 года N Бессонову В.А. отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду указанного земельного участка. Основанием отказа явилось то, что на испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимости, не принадлежащий заявителю, а также то, что вид разрешенного использования земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Кроме того, установлено, что по состоянию на 21 апреля 2021 года права на участок с кадастровым номером N площадью 452 кв. м, расположенного по адресу: "адрес".5, не зарегистрированы, объектов капитального строительства на данном участке не расположено, за исключением сооружения водопровода и канализации протяженностью 2 059 м; земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, назначение "для государственного жилого фонда", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно акту обследования земельного участка от 23 апреля 2021 года на данном земельном участке расположено разрушенное здание. Последняя инвентаризация указанного здания датирована октябрем 1993 года, здание на тот период относилось к муниципальной собственности.
Согласно сообщению управления имущественных и земельных отношений администрации города Липецка объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес", в реестре муниципального имущества города Липецка не числится. По сообщению департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка от 28 августа 2019 года информация о предоставлении кому-либо участка с кадастровым номером N отсутствует.
Земельный участок с кадастровым номером N расположен в территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами Ж-3, с основным видом разрешенного использования земельного участка "среднеэтажная жилая застройка многоквартирными жилыми домами до 8 этажей". При этом, индивидуальное жилищное строительство отнесено в данной зоне к условно-разрешенным видам использования.
Из представленных административным истцом при рассмотрении дела фотографий по состоянию на ноябрь 2021 года установлено, что земельный участок полностью расчищен от остатков здания.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что оспариваемый отказ вынесен уполномоченным органом, в пределах предоставленной компетенции, без нарушения процедуры и порядка его принятия, при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов административного истца.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подпункт 8 пункт 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть по видам: основным, условно-разрешенным, вспомогательным. Вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно-разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка определен статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Проект решения о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьи 5.1 названного Кодекса, с учетом положений указанной статьи.
Как установлено судами и следует из материалов дела, вид разрешенного использования испрашиваемого административным истцом земельного участка согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости определен как "для государственного жилого фонда"; согласно Правилам землепользования и застройки города Липецка упомянутый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-3 (зона застройки среднеэтажными домами), где в качестве условно-разрешенного вида использования поименован вид использования с кодом "2.1", а именно "для индивидуального жилищного строительства".
По результатам рассмотрения заявления уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю; в решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1), если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14).
По смыслу указанных норм, подлежащих применению с учетом общих положений земельного законодательства (статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации), обязывающих собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, возникновение исключительного права на приобретение земельного участка зависит от достижения той цели, для которой он предоставлялся лицу.
Земельным кодексом Российской Федерации установлены различные порядок и процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством.
Так, законом определен порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Из системного анализа положений статьи 39.1, пункта 1 статьи 39.3, пункта 1 статьи 39.6, подпунктов 1, 14 статьи 39.16, статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Указанные выше обстоятельства и нормы права свидетельствуют о несоответствии фактических целей использования испрашиваемого земельного участка разрешенному использованию этого земельного участка, что в соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В тоже время судебная коллегия не может согласиться с выводом судов о том, что на спорном земельном участке находится объект недвижимости, не принадлежащий заявителю, что также являлось основанием для отказа ему в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости, Федеральный закон N 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с поименованным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений.
По смыслу положений частей 3, 5 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (пункт 2 части 2 статьи 7 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно сведениям, имеющимся в материалах дела, по состоянию на 21 апреля 2021 года, права на земельный участок с кадастровым номером N площадью 452 кв. м, расположенный по адресу: "адрес"5, не зарегистрированы, объектов капитального строительства на данном участке не расположено, за исключением сооружения водопровода и канализации протяженностью 2 059 м.
Согласно сообщению управления имущественных и земельных отношений администрации города Липецка объект недвижимости по адресу: "адрес", в реестре муниципального имущества города Липецка не числится.
Учитывая изложенное, административным ответчиком не доказан факт нахождения на испрашиваемом земельном участке зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, принадлежащих иным лицам.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для изменения или отмены судебного акта или которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Правобережного районного суда города Липецка от 24 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 16 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бессонова Владимира Анатольевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 19 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.