Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чиркова Т.Н., рассмотрев жалобу действующего в интересах акционерного общества "Учалинский горно-обогатительный комбинат" защитника Ягудина Р.Р. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Челябинской области от 09 декабря 2021 года, решение судьи Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 17 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Учалинский горно-обогатительный комбинат",
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Челябинской области от 09 декабря 2021 года, оставленным без изменением решением судьи Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 17 февраля 2022 года, акционерное общество "Учалинский горно-обогатительный комбинат" (далее - АО "Учалинский ГОК") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник АО "Учалинский ГОК" Ягудин Р.Р. просит об отмене вынесенных по делу об административном правонарушении актов и прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, полагая о незаконности привлечения юридического лица к административной ответственности, указав также на нарушение правил подсудности.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, в отношении АО "Учалинский ГОК" на основании решения заместителя Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проведена плановая проверка в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора).
В результате проведенной проверки выявлено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при накоплении отходов производства и потребления, которые отражены в акте выездной плановой проверки. Юридическому лицу выдано предписание N 037-2021-П/п от 13 августа 2021 года об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении АО "Учалинский ГОК" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Должностное лицо, рассматривая дело об административном правонарушении, пришло к выводу о наличии состава вмененного административного правонарушения в деянии АО "Учалинский ГОК", с чем согласился судья Верхнеуральского районного суда Челябинской области.
Вместе с тем, принятое судьей районного суда решение по делу об административном правонарушении признать законным нельзя.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении в отношении АО "Учалинский ГОК" составлен 14 сентября 2021 года государственным инспектором Уральского межрегионального управления Росприроднадзора.
Главным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора 18 ноября 2021 года вынесено определение о назначении места и времени рассмотрения и вызове участника производства по делу об административном правонарушении, из которого усматривается, что рассмотрение дела об административном правонарушении по материалам по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в отношении АО "Учалинский ГОК" назначено на 14:30 часов 09 декабря 2021 года в Уральском межрегиональном управлении Росприроднадзора по адресу: г. Челябинск, ул. Елькина, д. 75, каб. 106.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено государственным инспектором Уральского межрегионального управления Росприроднадзора по адресу: г. Челябинск, ул. Елькина, д. 75, каб. 10.
Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 КоАП РФ. Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 названного кодекса.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 названного кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии с этой нормой жалоба на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Челябинской области от 09 декабря 2021 г. N 767-2021 подлежала рассмотрению по месту рассмотрения дела об административном правонарушении - Советским районным судом города Челябинска.
Таким образом, жалоба защитника на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Челябинской области от 09 декабря 2021 года рассмотрена судьей Верхнеуральского районного суда Челябинской области с нарушением правил территориальной подсудности.
Процедуры пересмотра принятых судами решений закреплены в процессуальном законодательстве в целях создания механизма эффективного восстановления нарушенных прав.
В силу положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении нарушен. Допущенное судьей районного суда нарушение требований КоАП РФ носит существенный характер.
Согласно правовой позиции, приведенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2007 года N 623ОП и от 15 января 2009 года N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 17 февраля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении АО "Учалинский ГОК", подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Советский районный суд города Челябинска.
Изложенное в настоящем постановлении согласуется с выводами, сформулированными в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 июня 2020 года.
Содержащиеся в поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции жалобе доводы подлежат проверке при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
решение судьи Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 17 февраля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Учалинский горно-обогатительный комбинат" отменить.
Дело направить на новое рассмотрение Советский районный суд города Челябинска.
Судья Т.Н. Чиркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.