Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Чернецовой С.М, Малоедовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N 2-65/2022 по иску Грищенко Виктора Михайловича к администрации города Ишима о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди, по кассационной жалобе Грищенко Виктора Михайловича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 04 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чернецовой С.М. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Грищенко В.М. обратился с иском к администрации города Ишима о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
В обоснование требований указал на то, что состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещениях по договорам социального найма, по категории "инвалиды 1 и 2 групп, вставшие на учет после 01 января 2005 года". На 14 июля 2021 года его номер в очереди-64. Истец страдает заболеванием (код заболевания "данные изъяты"), в связи с чем, имеет право на получение жилого помещения вне очереди.
Решением Ишимского городского суда Тюменской области от 27 января 2022 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 04 мая 2022 года вышеуказанное решение отменено и принято новое, которым в иске отказано.
В кассационной жалобе Грищенко В.М. просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Администрация г. Ишима в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно извещены о времени и месте судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте суда.
В судебное заседание Седьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. На основании ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно ч.1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если эти нарушения привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что основания для отмены обжалуемого судебного постановления отсутствуют.
При рассмотрении дела установлено, что Грищенко В.М. с 03 августа 2020 года состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, по категории "инвалиды 1 и 2 групп, вставшие на учет после 01 января 2005", номер очереди в списке инвалидов 1 и 2 группы на 14 июля 2021 года- 64.
С 01 января 2018 года действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года N 987н в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Грищенко В.М. страдает заболеванием с кодом "данные изъяты", которое включено в вышеуказанный перечень. 08 июля 2013 года ему установлена вторая группа инвалидности бессрочно.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что наличие у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелой формы хронических заболеваний, указанных в перечне, п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, является достаточным основанием для предоставления этому гражданину жилого помещения по договору социального найма вне очереди, и реализация прав таких граждан на получение жилых помещений относится к компетенции органов местного самоуправления.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в иске, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями ч.ч. 2, 4 ст. 49, ч.ч. 1, 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и исходил из того, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального наймы предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Истец к данной категории граждан не относится, малоимущим не признан.
Возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области во внеочередном порядке не предусмотрена.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец признан нуждающимся в жилом помещении и имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди, основаны на неверном толковании и понимании норм материального права.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
Таким образом, для возникновения права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний указанными в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства следует, что жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, если они признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях в установленном законом порядке.
Нахождение истца на учете как нуждающегося в жилом помещении не является достаточным основанием для применения положений п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку истец состоит на учет не как нуждающийся и малоимущий с целью получения жилого помещения на условиях договора социального найма из муниципального фонда, а как лицо, относящееся к категории инвалидов, обеспечение жильем которых производится из жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Законом Тюменской области N 137 установлена возможность обеспечения инвалидов жилыми помещениями жилищного фонда Тюменской области независимо от их имущественного положения.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона Тюменской области N 137 жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Во внеочередном порядке жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области не предоставляются.
Таким образом, указанный закон не предусматривает право граждан, которые страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, совместное проживание с которыми невозможно, на внеочередное обеспечение жилым помещением.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции в качестве доказательства принята справка УПФ, содержащая недостоверные сведения, основанием к отмене оспариваемого судебного акта не является.
Оспариваемый судебный акт не препятствует истцу обратиться с заявлением в администрацию г. Ишима с заявлением о признании малоимущим с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на условиях договора социального найма из муниципального жилого фонда, приобщив документы, подтверждающие материальное положение.
Принятое по делу определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для отмены отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 04 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Грищенко Виктора Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.