Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Фонда поддержки научных исследований "Референдум" (некоммерческая организация) на решение Гагаринского районного суда города Москвы от 16 октября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 января 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве к Фонду поддержки научных исследований "Референдум" (некоммерческая организация) о ликвидации, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, объяснения представителя административного ответчика Туровца И.В, поддержавшего жалобу, судебная коллегия
установила:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве обратилось в Гагаринский районный суд г.Москвы с административным исковым заявлением к некоммерческой организации Фонд поддержки научных исследований "Референдум" (далее - Фонд) о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь на то, что с 2006 года Фонд в уполномоченный орган не предоставляет документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе, полученных от международных иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, с 2010 года не размещает ежегодно в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или в средствах массовой информации отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган. В отношении административного ответчика были вынесены письменные предупреждения, которые оставлены без исполнения.
Решением Гагаринского районного суда города Москвы от 16 октября 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 января 2022 года административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 28 апреля 2022 года, поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов в связи с их незаконностью и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.
Согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 данной статьи, обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.
В силу пункта 3.2 данной статьи закона, некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации (пункт 10 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях).
Из материалов дела следует и установлено судом, что Некоммерческая организация Фонд поддержки научных исследований "Референдум" зарегистрирована в качестве юридического лица, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 27 декабря 2002 года за основным государственным регистрационным номером 1027739920812.
Судом установлено и в кассационной жалобе не оспаривается, что административный ответчик длительное время (с 2006 и с 2010 г.г.), систематически не исполняет возложенные на него пунктам 3, 3.2 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях обязанности.
Письменные предупреждения ГУ Минюста России по Москве от 08 сентября 2016 года и от 30 ноября 2016 года о необходимости устранить допущенные нарушения, Фондом проигнорированы.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск суды обеих инстанций исходили из того, что правовые основания для ликвидации административного ответчика в рассматриваемой ситуации имелись.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах.
Судебная коллегия находит указанные выводы правильными основанными на обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
Вопреки доводам жалобы, административный истец вправе был в судебном порядке просить о ликвидации Фонда, допускавшего неоднократное непредставление и неразмещение в установленный срок требуемых по закону сведений.
Судами тщательно исследованы обстоятельства, связанные с направлением Фонду по месту его нахождения предупреждений, а также судебного извещения о дате и времени рассмотрения административного иска в суде первой инстанции, которые не были получены Фондом по зависящим от него причинам.
Ссылка в жалобе о нахождении в собственности Фонда недвижимого имущества, не является препятствием для его ликвидации.
Судьба данного имущества должна разрешаться с учетом требований закона.
Так, в соответствии с положениями п.3 ст.14 Закона о некоммерческих организациях, устав фонда также должен содержать сведения о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
В силу пункта 9.3 Устава Фонда, имущество и средства Фонда при ликвидации после удовлетворения требований кредиторов направляются на уставные цели Фонда и не подлежат перераспределению между участниками Фонда.
Доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в судах первой и второй инстанций или опровергали бы их выводы, и не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит судебные постановления законными и обоснованными, поскольку они вынесены в соответствии с правильно примененным судами законом и с учетом представленных сторонами доказательств. В кассационной жалобе обоснованность выводов судебных инстанций не опровергнута.
Нарушений процессуального закона влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами также не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гагаринского районного суда города Москвы от 16 октября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Фонда поддержки научных исследований "Референдум" (некоммерческая организация) - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 1 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.