Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 22 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Герасимова Сергея Владимировича о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков", Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, выслушав представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Агафонову С.С, поддержавшую доводы жалобы, возражения представителя административного истца Смирновой И.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гаврилова Д.А, полагавшего судебные акты не подлежащими отмене, судебная коллегия
установила:
11 декабря 2013 года Правительством Москвы принято постановление N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее - Постановление, постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП), которое подписано Мэром Москвы и опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 11 декабря 2013 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 2, 17 декабря 2013 года.
Пунктом 1.2 названного постановления утвержден перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения, о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости (приложение 2) (далее также Перечень, приложение N 2).
Под пунктом 2258 в Приложение N 2 включены нежилые помещения (пристройки), расположенные по адресу: г.Москва, Алтуфьевское шоссе, д.28.
Гаврилов С.В, являясь собственником указанных объектов недвижимости, обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" в части включения в Приложение N 2 пункта 2258, ссылаясь на то, что включенный в Перечень объект недвижимости не является самовольной постройкой, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы.
Решением Московского городского суда от 22 ноября 2021 года административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 4 мая 2022 года, поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов в связи с их незаконностью и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении административного иска.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления, обладал достаточной компетенцией для его принятия, оспариваемый нормативный правовой акт принят в надлежащей форме, введен в действие и опубликован в установленном порядке.
Кроме этого, судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежат нежилые помещения, расположенные по адресу: г.Москва, Алтуфьевское шоссе, д.28:
- входная группа площадью 22, 4 кв. м, входящая в состав группы помещений с кадастровым номером 77:02:0008002:9133, общей площадью 911, 3 кв. м;
- пристройка площадью 182, 6 кв. м, входящая в состав группы помещений с кадастровым номером 77:02:0008002:9133, общей площадью 911, 3 кв. м;
- пристройка с кадастровым номером 77:02:0008002:9134, площадью 107, 1 кв. м.
Согласно пункту 2.2 постановления Правительства Москвы N 819-ПП Департамент городского имущества города Москвы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1.2 постановления, в срок до 31 января 2014 года, а при актуализации перечня объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1.2 постановления, в течение одного месяца с даты актуализации заявляет в суд требования, в том числе о признании объекта самовольной постройкой и его сносе (освобождении земельных участков), предоставлении Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы права сноса самовольной постройки (освобождения земельных участков) за счет ответчика в случае неисполнения судебного акта в течение месяца с момента его вступления в законную силу.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суды обеих инстанций исходили из того, что во исполнение пункта 2.2 постановления Правительства Москвы N 819-ПП, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились в Арбитражный суд г. Москвы, решением которого от 4 марта 2021 года отказано в признании пристроек самовольными постройками, в признании зарегистрированного за административным истцом права собственности на пристройки отсутствующим, об освобождении от пристроек земельного участка, что, с учетом содержания названного решения суда, исключает возможность отказа в удовлетворении настоящего административного иска.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах.
Судебная коллегия находит указанные выводы правильными основанными на обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы, в том числе направленные на оспаривание преюдициальности состоявшегося судебного акта арбитражного суда, являлись предметом оценки суда и обоснованно отклонены, как несостоятельные.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит судебные постановления законными и обоснованными, поскольку они вынесены в соответствии с правильно примененным судами законом и с учетом представленных сторонами доказательств. В кассационной жалобе обоснованность выводов судебных инстанций не опровергнута.
Нарушений процессуального закона влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами также не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 22 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 1 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.