Апелляционное определение СК по гражданским делам Сахалинского областного суда от 27 сентября 2022 г. по делу N 33-2354/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего - Прокопец Л.В, судей - Доманова В.Ю, Загорьян А.Г, при секретаре - помощнике судьи Остапенко Я.В, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Медведева Геннадия Николаевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, о начислении и выплате пенсии по старости, -
по апелляционной жалобе представителя ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области - Чайкиной Т.Н. на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 08 июня 2022 года, которым исковые требования удовлетворены и постановлено:
Признать период работы Медведева Геннадия Николаевича с 23 февраля 1998 года по 04 июля 2003 года работой, протекающей в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Признать за Медведевым Геннадием Николаевичем право на назначение пенсии с 03 июля 2015 года.
Признать решение УПФР в г.Южно-Сахалинске Сахалинской области от 12 августа 2015 года N об отказе в установлении пенсии по старости с 27 июня 2015 года незаконным. Возложить обязанность на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области включить периоды работы Медведева Геннадия Николаевича с 27 июня 2015 года по 02 апреля 2017 года в страховую пенсию по старости, произвести начисление и выплату страховой пенсии по старости с 27 июня 2015 года по 02 апреля 2017 года, с 03 июля 2015 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Прокопец Л.В, судебная коллегия
установила:
08 декабря 2021 года Медведев Г.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (далее - ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Сахалинской области) о признании решения незаконным, признании периодов работы, протекавшими в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, начислить и выплатить пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований он указал, что в июне 2015 года обратился к ответчику с заявлением и пакетом документов для назначения досрочной страховой пенсии по старости. По результатам рассмотрения заявления было вынесено решение N от 12.08.2015г. об отказе в установлении пенсии, в связи с недостаточностью стажа работы в местах, приравненных к районам Крайнего Севера (18 лет 5 месяцев 24 дня). При этом из льготного стажа работы был исключен период работы с 23 февраля 1998 года по 04 июля 2003 года в ОАО "Дальморнефтегеофизика", так как работа производилась на судне SV "Orient Explorer", порт приписки которого Панама. Предложено доработать до 20 лет стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Отметил, что на момент получения решения у него не было оснований не доверять выводам специалистов Пенсионного органа. После получения решения он продолжил осуществлять трудовую деятельность в Акционерном обществе "Аэропорт Южно-Сахалинск", и в апреле 2017 года повторно обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, которая ему была назначена с 03 апреля 2017 года. В начале 2021 года от своих бывших коллег узнал, что они оспорили отказ пенсионного органа относительно признания периода трудовой деятельности в ОАО "Дальморнефтегеофизика", когда работа осуществлялась на морских судах, порт приписки которых не относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В течение 2021 года он неоднократно обращался в Пенсионный фонд с заявлениями о пересмотре решения от 12.08.2015г, в удовлетворении заявлений ему было отказано.
Полагал, что решение вопроса о признании периода его трудовой деятельности на судне с 23 февраля 1998 года по 04 июля 2003 года, протекавшей в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не может быть поставлено в зависимость от порта приписки судна, так как фактически он был трудоустроен на работу в организацию, расположенную в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (далее - МПКС), при начислении ему заработной платы работодатель применял районный коэффициент 1, 6. Просил признать период его работы с 23 февраля 1998 года по 04 июля 2003 года работой, протекавшей в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, признать право на назначение страховой пенсии, признать решение от 12 августа 2015 года N93719/15 об отказе в установлении пенсии по старости с 27 июня 2015 года незаконным, возложить на Пенсионный фонд обязанность включить указанный период работы в стаж, произвести начисление и выплату страховой пенсии по старости за период с 27 июня 2015 года по 02 апреля 2017 года.
В судебном заседании истец Медведев Г.Н. на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области - И Е.Г. с иском не согласилась.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица - АО "Дальморнефтегеофизика" в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещен.
Судом принято вышеприведенное решение, которое обжалует представитель ответчика ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Сахалинской области - Чайкина Т.Н, просит это решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В своей апелляционной жалобе она излагает обстоятельства дела и указывает, что решение принято с нарушением норм материального права. Отмечает, что истцом был пропущен срок исковой давности для обращения в суд, поскольку с 2015 года ему было известно о периодах работы, которые не вошли в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
На данную жалобу поступил письменный отзыв от третьего лица АО "Дальморнефтегеофизика" Ф.И.О.8, полагавшего решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, выслушав представителя ответчика ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Сахалинской области И Е.Г, поддержавшую апелляционную жалобу, возражения против удовлетворения этой жалобы истца Медведева Г.Н, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого по делу решения.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.
Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 указанного Федерального закона N400-ФЗ - право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом. В силу части 1 статьи 8 Федерального закона N400-ФЗ - по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона N400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ - страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в зависимости от года назначения пенсии) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
При этом при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 33 Федерального закона N400-ФЗ).
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (часть 2 статьи 33 Федерального закона N400-ФЗ).
На основании пункта 6 части 1 статьи 32 указанного Федерального закона - страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в зависимости от года назначения пенсии) мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Аналогичные положения содержались и в подпунктах 2 и 9 пункта 1, пункта 2, пункта 3 статьи 27, подпункте 6 пункта 1 статьи 28, пункте 2 статьи 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего до 01 января 2015 года).
В силу части 3 и части 4 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ - периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона N400-ФЗ, осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N516.
Следовательно, для наличия у истца права на досрочную страховую пенсию по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях" по достижении пятидесятилетнего возраста (с двойным понижением возраста) необходим ряд условий: наличие страхового стажа не менее 25 лет, наличие специального стажа не менее 12 лет 6 месяцев, наличие стажа работы в районах Крайнего Севера 15 лет, либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 20 лет.
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", - в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются в календарном порядке периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота, утвержденным Постановлением Минтруда России от 20.02.1996г. N11 (действовавшим в спорный период), в рабочее время членов экипажа судна (плавсостава) входит время выполнения ими работ по обслуживанию судна и поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии в период выполнения рейсового задания с включением в него вспомогательных, подготовительных, ремонтных и других работ, обеспечивающих основные функции плавсостава, что согласуется с пунктом 5 Разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 г. N5.
Кроме того, из пункта 9 Указаний Минсоцзащиты Российской Федерации от 20 апреля 1992 года N1-28-У следует, что при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет, в специальный стаж наряду с периодами работы в составе членов экипажей судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, занятых на перевозках грузов, пассажиров, добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приеме готовой продукции на промысле и других работах, включаются отдельные периоды, непосредственно предшествовавшие или следовавшие за этими работами. К периодам работы, следующим за окончанием рейса, относятся: стоянки в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсовое техническое обслуживание или ремонт, а также периоды нахождения членов экипажей по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, периоды временной нетрудоспособности, командировки и другие случаи, когда не требуется приказа о переводе на другую работу (т.е. не изменяющие характера и условий труда). К периодам, предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания, относятся: оплачиваемый резерв, ремонт и периоды, когда член экипажа судна используется по своей специальности и по завершении работ направляется в составе экипажа судна для выполнения рейсового задания.
Руководствуясь приведенными нормами закона, положениями статьи 22 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях", разъяснениями, содержащимися в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", положениями статей 56 и 67 ГПК РФ, учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, суд правомерно удовлетворил заявленные истцом требования, возложив на ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ в Сахалинской области обязанность включить период работы Медведева Г.Н. с 23 февраля 1998 года по 04 июля 2003 года в льготный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и назначить досрочно трудовую пенсию с 03 июля 2015 года.
Удовлетворяя исковые требования Медведева Г.Н, суд первой инстанции обоснованно указал, что в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, подлежат включению периоды работы истца с 23 февраля 1998 года по 04 июля 2003 года в АО "Дальморнефтегеофизика", которое расположено в г.Южно-Сахалинске Сахалинской области.
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N1029 (с последующими изменениями и дополнениями), Сахалинская область относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Согласно трудовой книжке истца и справке Росгеологии (АО "ДМНГ") о стаже его работы от 28 марта 2022 года N05/368, Медведев Г.Н. проработал в ФГУП "Трест Дальморнефтегеофизика" на судах флота предприятия с 10 ноября 1993 года по 04 июля 2003 года в должности моториста. При расчете заработной платы ему начислялась надбавка за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера 50% и районный коэффициент 1, 6, а также была установлена продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска с учетом дополнительных дней за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Указанные сведения работодатель своевременно представлял в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске, уплачивая за работника соответствующие страховые взносы.
Таким образом, Медведев Г.Н. фактически трудоустраивался на работу в местность, приравненную к районам Крайнего Севера, и фактически с 23 февраля 1998 года по 04 июля 2003 года осуществлял свои трудовые функции в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Обстоятельств, свидетельствующих об обратном, в судебном заседании установлено не было.
Приведенные в решении выводы суда основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах и правильном применении норм материального права, достаточно подробно изложены в решении, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.
Довод апелляционной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно признан несостоятельным. Спорные правоотношения вытекают из законодательства о социальном обеспечении, носят публично-правовой характер, регулируются самостоятельной отраслью законодательства, поэтому нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие исковую давность (статьи 195, 196, 200 ГК РФ) неприменимы к указанным правоотношениям в сфере пенсионного обеспечения граждан. Пенсионным законодательством (в том числе, положениями пункта 4 статьи 5 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях") срок обращения за назначением страховой пенсии не ограничен. Таким образом, правовых оснований для применения последствий пропуска срока исковой давности к рассматриваемым правоотношениям у суда не имелось.
Остальные доводы апелляционной жалобы были предметом обсуждения в ходе судебного разбирательства, нашли свое отражение в решении, фактически указывают на иную оценку установленных по делу обстоятельств, основанную на ошибочном применении норм материального права, на правильном выводов суда первой инстанции не влияют и не влекут отмену обжалуемого судебного постановления.
При таких данных судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения, поскольку решение судом постановлено в соответствии с требованиями закона и установленными по делу доказательствами, которым дана правильная правовая оценка.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 08 июня 2022 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу
представителя ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области - Чайкиной Т.Н. - без удовлетворения.
Данное апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г.Владивосток Приморского края) путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий: Прокопец Л.В.
Судьи: Доманов В.Ю.
Загорьян А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.