Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 11 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" на решение Борского городского суда Нижегородской области от 2 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 2 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Фомина И.Ю. к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области (далее - ГУФСИН России по Нижегородской области), федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 11 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" (далее - ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области) о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, судебная коллегия
установила:
Фомин И.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия (бездействие) администрации ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области по его содержанию в названном учреждении в период с 19 сентября 2011 года по 11 мая 2017 года с нарушением минимальных норм жилой площади, норм питания, норм санитарно-технических устройств (унитазы, рукомойники); взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в размере 1 000 000 рублей.
Административные исковые требования обоснованы тем, что с 19 сентября 2011 года по 11 мая 2017 года административный истец отбывал наказание в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в ненадлежащих условиях содержания. Так, в отряде общей площадью около 320 кв.м содержалось от 130 до 140 осужденных; помещение отряда разделено на 4 спальных помещения площадью 21, 8 кв.м, 63 кв.м, 91 кв.м и 16 кв.м, где установлено 87 двухъярусных кроватей, 87 тумбочек, 174 табурета; кабинет начальника отряда размером 8, 75 кв.м; в умывальнике площадью 13, 52 кв.м установлено 8 раковин для умывания; в туалете площадью 14, 04 кв.м - 6 унитазов; комната хранения вещей осужденных площадью 12 кв.м, а раздевалка для верхней одежды и обуви - 8, 74 кв.м; локальный участок 160 кв.м, из них отгорожена электрощитовая - 8 кв.м; сушилка для вещей, горячая вода, бытовая комната, комната воспитательной работы (комнаты отдыха, где должен находиться телевизор) отсутствуют; питание не соответствовало установленным требованиям: овощей и фруктов не выдавали, мясо давали ниже нормы; вещевое довольствие неудовлетворительное.
Решением Борского городского суда Нижегородской области от 2 ноября 2020 года административные исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области по обеспечению надлежащих условий содержания Фомина И.Ю. в период с 19 сентября 2011 года по 11 мая 2017 года в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Фомина И.Ю. взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 5000 рублей.
В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 2 марта 2022 года решение Борского городского суда Нижегородской области от 2 ноября 2020 года изменено в части размера взысканной компенсации, который увеличен с 5000 рублей до 200 000 рублей.
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 16 августа 2022 года в электронном виде через Борский городской суд Нижегородской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 2 сентября 2022 года, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области просят отменить судебные акты, в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Полагают, что доказательств нарушения неимущественных прав административного истца, получения им нравственных страданий, связанных с ненадлежащими условиями его содержания, не представлено. Осужденные выводятся на работу в три смены, поэтому численность одновременного нахождения в помещении сокращается; комнаты воспитательной работы оснащены теле/видео аппаратурой, расширяется работа студии кабельного телевидения, по которому транслируются фильмы, пропагандирующие правопослушное поведение и здоровый образ жизни. Действия администрации учреждения направлены на создание благоприятных условий для осужденных. Доказательств значительного нарушения обеспеченностью необходимой нормой санитарной площади на 1 человека материалы дела не содержат. За весь период отбывания наказания административный истец содержался в условиях, допускающих перелимит в отрядах незначительное количество, кроме того нарушение нормы площади на одного человека допускалось в размере не более 0, 1 кв.м, что в совокупности дает основание сделать вывод о незначительности допущенного нарушения.
Лица, участвующие по делу, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Удовлетворяя частично административные исковые требования, суд первой инстанции установилфакты нарушения условий содержания Фомина И.Ю. при отбывании им наказания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области. В частности, необеспечение минимальной площади жилого помещения в период отбывания наказания с 19 сентября 2011 года по 11 мая 2017 года, необеспечение в минимальном размере количества санитарно-технических устройств (унитазы, рукомойники), превышение численности осужденных в отряде.
Изменяя решение суда первой инстанции в части компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении, апелляционная инстанция исходила из физических и психологических последствий в связи с нахождением в ненадлежащих условиях и пришла к выводу, что взысканный судом первой инстанции размер компенсации явно занижен. При определении размера компенсации учитывался характер и продолжительность нарушений, фактические обстоятельства дела, характер и степень нравственных страданий административного истца, критерии достаточности компенсации, отсутствие доказательств соблюдения надлежащих условий содержания Фомина И.Ю. в местах принудительного содержания.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
Из материалов дела следует, что Фомин И.Ю. осужден "данные изъяты" по "данные изъяты" к 9 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Для отбывания наказания Фомин И.Ю. был направлен в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, куда прибыл 19 сентября 2011 года из ФКУ СИЗО-2 города Кирова УФСИН России по Кировской области.
Постановлением Борского городского суда Нижегородской области от 28 апреля 2017 года на основании статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации освобожден условно-досрочно.
По прибытии в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области Фомин И.Ю. распределён для проживания в отряд N 3, в котором содержался с 22 сентября 2011 года по 30 октября 2011 года, затем переведен в отряд N 8, в котором содержался по 11 мая 2017 года.
Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на постоянной основе проводились проверки материально-бытового обеспечения осужденных и условий их содержания.
В период с 22 сентября 2011 года по 30 октября 2011 года осужденный Фомин И.Ю. содержался в отряде N 3 (1 месяц 8 дней).
Сведений о нарушении норм материально-бытового обеспечения осужденных за указанный период в данном отряде в материалы дела не представлено.
В отряде N 8 Фомин И.Ю. содержался с 30 октября 2011 года по 11 мая 2017 года (5 лет 06 месяцев 11 дней).
В представлении от 5 декабря 2011 года указывается на нарушение требований, установленных статьями 99, 110 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в отряде N 8 численность осужденных в отряде превышает 100 человек; на 107 осужденных имеется лишь 7 унитазов.
В представлении от 5 мая 2012 года указывается на нарушение требований, установленных статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в отряде N 8 на 133 осужденных приходится 232, 6 кв.м, то есть 1, 75 кв.м на человека, превышение лимита 100 человек; по установленной норме осужденные не обеспечены рукомойниками и унитазами, а именно на 133 осужденных имеется лишь 7 рукомойников и 7 унитазов.
В представлении от 13 сентября 2012 года указывается на нарушение требований, установленных статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в отряде N 8 на 140 осужденных приходится 232, 6 кв.м, то есть 1, 66 кв.м на человека; по установленной норме осужденный не обеспечены рукомойниками и унитазами, на 140 осужденных имеется лишь 6 рукомойников и 8 унитазов; табуретами по установленной норме также не обеспечены.
В представлении от октября 2012 года указывается на нарушение требований, установленных статьей 110 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в отряде N 8 установлено превышение 100 человек.
В представлении от 23 апреля 2014 года указывается на нарушение требований, установленных статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в отряде N 8 на 118 осужденных приходится 226, 4 кв.м, то есть 1, 91 кв.м на человека.
Аналогичные нарушения установлены в ходе прокурорских проверок в декабре 2014 года, июне 2015 года, 17 июня 2016 года, по результатам которых внесены представления.
Согласно ответу ГУФСИН России по нижегородской области от 4 апреля 2018 года, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в соответствии с приказом Минюста России N 30 от 14 марта 2014 года функционирует для размещения осужденных мужчин строгого режима бывших работников судов и правоохранительных органов. В ФСИН России в 2017 году были направлены письма по вопросу временного открепления ряда регионов от ГУФСИН России по Нижегородской области, также было направлено предложение о перепрофилировании ФКУ ИК-15 и размещения в учреждении мужчин строгого режима бывших работников судов и правоохранительных органов. В результате проделанной работы прекращено направление осужденных в распоряжение ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области из других субъектов.
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
В пункте 14 названного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 3).
В соответствии с приказом Минюста России от 30 декабря 2005 года N 259 "Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний" отряд создается приказом исправительного учреждения. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с нормативными актами Минюста России в пределах 50 - 100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных.
Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2) (пункт 1). Начальникам управлений Федеральной службы исполнения наказаний по федеральным округам, территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний предписано привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) общежитий, столовых, клубов, объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов УИС в соответствие с табельной положенностью из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования; обеспечить контроль за сохранностью и надлежащей эксплуатацией мебели, инвентаря и оборудования, а также за своевременным проведением их ремонта и обоснованностью списания предметов, пришедших в негодность (пункт 2). Согласно нормам, в спальном помещении общежития исправительного учреждения предусмотрено размещение: кровати металлической - на 1 человека, тумбочки прикроватной - 1 на двух человек, табурета - 1 на человека; в комнате для умывания: умывальник (рукомойник) - 1 на 10 человек.
В пункте 42 Правил внутреннего распорядка установлены требования к оборудованию камер, согласно которым камеры должны быть оборудованы, в том числе столом, и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; светильниками дневного и ночного освещения; вентиляционным оборудованием (при наличии возможности), напольной чашей (унитазом), умывальником.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130-ДСП утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России (СП-17-02 Минюста России), которой установлено, что количество умывальников и ножных ванн в учреждениях должно соответствовать расчету 1 единица на 15 осужденных, а унитазов - 1 единица на 10 человек.
В силу статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Судебная коллегия полагает, что суды нижестоящих инстанций правильно пришли к выводу о нарушении административными ответчиками условий содержания осужденного Фомина И.Ю, которые выразились в период отбывания наказания в необеспечении минимальной площади жилого помещения, в связи с переполненностью отряда, санитарно-техническими устройствами (унитазы, рукомойники).
Определяя размер компенсации, апелляционная инстанция учитывала длительность отбывания наказания административным истцом в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в ненадлежащих условиях, характер и продолжительность нарушений условий отбывания наказания, в связи с чем оснований считать, что определенный размер компенсации является несоответствующим характеру и продолжительности нарушения условий содержания допущенных в отношении административного истца, не имеется. Размер присужденной компенсации определен с учетом конкретных обстоятельств по настоящему административному делу, характера и степени причиненных административному истцу нравственных страданий, степени разумности и справедливости.
Доводы кассационной жалобы основаны на иной оценке доказательств, однако не содержит фактов, которые не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к изменению оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Борского городского суда Нижегородской области от 2 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 2 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.