Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Балдановой А.А. на вступившие в законную силу решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 30 мая 2022 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 04 августа 2022 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТМП" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 38 ст. 19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Балдановой А.А. от 15 апреля 2022 г. N Э-164-в/1 ООО "ТМП" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 38 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Усольского городского суда Иркутской области от 30 мая 2022 г, оставленным без изменения решением Иркутского областного суда от 04 августа 2022 г, постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение в административный орган.
В жалобе государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Балданова А.А. просит указанные судебные решения отменить, считая их незаконными.
ООО "ТМП", извещенное о подаче жалобы, в установленный срок возражения не представило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 38 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок предписания органа, осуществляющего государственный экологический надзор, об устранении нарушений законодательства.
Согласно протоколу об административном правонарушении ООО "ТМП" в срок до 15 февраля 2022 г. не выполнило предписание должностного лица Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от 13 декабря 2021 г. N Э-1162-в о предоставлении недостоверной информации в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом административного органа постановления о привлечении ООО "ТМП" к административной ответственности, предусмотренной ч. 38 ст. 19.5 КоАП РФ.
При пересмотре постановления, судья районного суда пришел к выводу о том, что дело рассмотрено с нарушением требований ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, в связи с чем отменил постановление и возвратил дел на новое рассмотрение должностному лицу.
Судьей Иркутского областного суда оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда установлено не было.
Вместе с тем состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 38 ст. 19.5 КоАП РФ (рассматриваемому должностным лицом) составляет два месяца.
Согласно правовой позиции, выраженной в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что срок исполнения предписания органа, осуществляющего государственный экологический надзор, от 13 декабря 2021 г N, невыполнение которого вменено обществу, установлен до 15 февраля 2022 г.
Следовательно, по настоящему делу двухмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности по ч. 38 ст. 19.5 КоАП РФ начал исчисляться с 16 февраля 2022 г. и истек 16 апреля 2022 г.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого постановление о привлечении к административной ответственности отменено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.
В нарушение приведенных выше положений КоАП РФ 30 мая 2022 г, то есть за пределами срока давности, судья Усольского городского суда Иркутской отменил постановление должностного лица и возвратил дело на новое рассмотрение должностному лицу в связи с существенными нарушениями процессуальных требований, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Оставляя без изменения решение судьи городского суда, судьей областного суда сделан вывод о том, что срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленной ч. 38 ст. 19.5 КоАП РФ, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год, поскольку неисполнение предписания надзорного органа по делу о нарушении требований в области охраны окружающей среды и природопользования, является нарушением требований экологического законодательства.
Вместе с тем, по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо указанных в ст. 4.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 38 ст. 19.5 КоАП РФ, является установленный законом порядок управления, в частности надзорные правоотношения, возникающие между субъектами надзора и субъектами, деятельность которых подвергается надзору.
Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.
С учетом вышеизложенного, неисполнение юридическим лицом предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений природоохранного законодательства не представляет само по себе нарушение норм законодательства об охране окружающей среды.
Изложенное не противоречит правовому подходу, сформулированному в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2009 г, утвержденному Постановлением Президиума Верховного суда Российской Федерации от 03 июня 2009 г.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности юридического лица по ч. 38 ст. 19.5 КоАП РФ составляет два месяца со дня истечения срока, установленного в предписании.
При таких обстоятельствах решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 30 мая 2022 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 04 августа 2022 г. законными признать нельзя.
Поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения ООО "ТМП" истек, а обсуждение вопроса о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, за пределами данного срока возобновлено быть не может, обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части направления дела на новое рассмотрение, с оставлением их без изменения в части выводов об отмене постановления должностного лица.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении в силу положений п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Балдановой А.А. удовлетворить частично.
Решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 30 мая 2022 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 04 августа 2022 г, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТМП" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 38 ст. 19.5 КоАП РФ, отменить в части направления данного дела на новое рассмотрение.
Производство по данному делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.