Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, с участием прокурора Юнусовой А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании 10 октября 2022 года гражданское дело по иску Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту Ларькова Николая Викторовича, Маркиной Людмилы Николаевны, Яшкиной Марины Алексеевны, Назаровой Галины Юрьевны, Сучкова Дмитрия Валерьевича, Мельникова Александра Викторовича, Матиевич Наталии Николаевны, Стаценко Юлии Юрьевны, Краснослободцева Петра Николаевича, Манзюкова Александра Евгеньевича, Тимофеевой Ирины Валерьевны, Данилова Александра Ивановича, Орлова Александра Анатольевича, Гагарина Сергея Юрьевича, Одинокова Олега Владимировича, Евсюкова Алексея Тимофеевича, Шапкина Александра Николаевича, Орловой Аллы Викторовны, Алакина Сергея Владимировича, Никитиной Натальи Викторовны, Сысоевой Натальи Алексеевны, Ансимовой Жанны Александровне, Авдеенко Натальи Геннадьевны, Храмова Павла Николаевича, Андреевой Марины Николаевны, Алибаева Гайрата Ганиевича, Сысоева Андрея Юрьевича, Сушковой Любови Николаевны, Дарвина Олега Васильевича, Шишлянникова Александра Викторовича, Хавина Андрея Геннадьевича, Титова Владимира Владимировича, Ивакина Владимира Валерьевича, Захарова Сергея Викторовича, Царьковой Натальи Анатольевны, Ненаховой Светланы Яковлевны, Ионкина Сергея Вячеславовича, Роговой Натальи Николаевны, Филимоновой Любови Васильевны, Авдошиной Елены Николаевны, Почебут Вероники Александровны, Ивакиной Ирины Викторовны, Демичева Андрея Федоровича, Тарасенкова Николая Павловича к Ртищевскому муниципальному унитарному предприятию "Теплотехник" о перерасчете заработной платы
по кассационному представлению прокурора Саратовской области
на решение Ртищевского районного суда Саратовской области от 8 декабря 2021 года по гражданскому делу N2-772-1-/2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 24 марта 2022 года по гражданскому делу N 33-1990/2022, заслушав доклад судьи Юдиной С.В, пояснения прокурора Юнусовой А.И, поддержавшей кассационное представление, возражения по доводам кассационного представления представителя ответчика Ртищевского муниципального унитарного предприятия "Теплотехник" Майоровой М.С, действующей на основании доверенности,
УСТАНОВИЛА:
Ртищевский межрайонный прокурор Саратовской области обратился в суд в защиту прав Ларькова Н.В, Маркиной Л.Н, Яшкиной М.А, Назаровой Г.Ю, Сучкова Д.В, Мельникова А.В, Матиевич Н.Н, Стаценко Ю.Ю, Краснослободцева П.Н, Манзюкова А.Е, Тимофеевой И.В, Данилова А.И, Орлова А.А, Гагарина С.Ю, Одинокова О.В, Евсюкова А.Т, Шапкина А.Н, Орловой А.В, Алакина С.В, Никитиной Н.В, Сысоевой Н.А, Ансимовой Ж.А, Авдеенко Н.Г, Храмова П.Н, Андреевой М.Н, Алибаева Г.Г, Сысоева А.Ю, Сушковой Л.Н, Дарвина О.В, Шишлянникова А.В, Хавина А.Г, Титова В.В, Ивакина В.В, Захарова С.В, Царьковой Н.А, Ненаховой С.Я, Ионкина С.В, Роговой Н.Н, Филимоновой Л.В, Авдошиной Е.Н, Почебут В.А, Ивакиной И.В, Демичева А.Ф, Тарасенкова Н.П. к Ртищевскому муниципальному унитарному предприятию "Теплотехник" (далее по тексту - Ртищевскому МУП "Теплотехник") о перерасчете заработной платы.
Решением Ртищевского районного суда Саратовской области от 8 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 24 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В поданном кассационном представлении прокурор Саратовской области ставил вопрос об отмене принятых судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывая, что следовало применить аналогию права, установив необходимость применения при утверждении тарифа методом индексации межотраслевых тарифных соглашений для определения состава расходов, необходимых для оплаты труда.
Заслушав доклад судьи, выслушав участника процесса, проверив материалы дела в пределах доводов кассационного представления, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам представления и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 05.08.2021 г. основным видом деятельности Ртищевского МУП "Теплотехник" является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (код 35.30.14), который отнесен к видам экономической деятельности "Жилищно-коммунальное хозяйство" (приказ Минстроя России от 27 апреля 2016 года N 286/пр "Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли жилищно-коммунального хозяйства").
Согласно Уставу Ртищевское МУП "Теплотехник" является коммерческой организацией; основной целью деятельности предприятия является извлечение прибыли; предприятие создано с целью обеспечения тепловой энергией потребителей муниципального образования Ртищевского района Саратовской области, производства иных работ, неразрывно связанных с производством и передачей тепловой энергии.
Истцы Ларьков Н.В, Маркина Л.Н, Яшкина М.А, Назарова Г.Ю, Сучков Д.В, Мельников А.В, Матиевич Н.Н, Стаценко Ю.Ю, Краснослободцев П.Н, Манзюков А.Е, Тимофеева И.В, Данилов А.И, Орлов А.А, Гагарин С.Ю, Евсюков А.Т, Шапкин А.Н, Орлова А.В, Алакин С.В, Никитина Н.В, Сысоева Н.А, Ансимова Ж.А, Авдеенко Н.Г, Храмов П.Н, Андреева М.Н, Алибаев Г.Г, Сысоев А.Ю, Сушкова Л.Н, Дарвин О.В, Шишлянников А.В, Хавин А.Г, Титов В.В, Ивакин В.В, Захаров С.В, Царькова Н.А, Ненахова С.Я, Ионкин С.В, Рогова Н.Н, Филимонова Л.В, Авдошина Е.Н, Почебут В.А, Ивакина И.В, Демичев А.Ф, Тарасенков Н.П. являются работниками Ртищевского МУП "Теплотехник", с ними в заключены трудовые договоры (соглашения).
Условиями заключенных между истцами и ответчиком трудовых договоров в зависимости от конкретных должностей предусмотрены: повременная оплата, премии к заработной плате за месяц работы согласно положениям коллективного договора о премировании работников предприятия; вознаграждения согласно положению коллективного договора о порядке выплаты вознаграждения работникам за общие результаты за год; оплата за работу сверхурочно, в выходные и праздничные дни в соответствии с Трудовым кодексом РФ и коллективным договором; надбавки согласно положению о выплате надбавки за стаж работы, доплаты за работу в ночное время и в других случаях, предусмотренных коллективным договором, положением об оплате труда и трудовым законодательством, об индексации тарифных ставок в порядке, предусмотренном трудовым законодательством и коллективным договором, условия о том, что месячная заработная плата работника, отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
08.12.2016 г. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения утверждено "Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы".
Соглашение вступило в действие с 01.01.2017 г. и пролонгировано согласно положениям ч. 2 ст. 48 ТК РФ до 31.12.2022 г. включительно.
Согласно Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы от 08.12.2016 г, пролонгированному до 2022 года дополнительным соглашением от 07.12.2018г, минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 01.01.2019 г. в организациях коммунального теплоснабжения составляет 10 303 руб.
Пунктом 1.8. Отраслевого тарифного соглашения предусмотрено, что соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных договоров, региональных отраслевых соглашений и индивидуальных трудовых договоров для Организаций, на которые оно распространяется.
В случае отсутствия коллективного договора настоящее Соглашение имеет прямое действие в Организациях, на которые оно распространено и присоединившихся к нему в установленном порядке.
Согласно пункту 2.3. Отраслевого тарифного соглашения минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению N к настоящему Соглашению.
Заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.3.1. Отраслевого тарифного соглашения в случае несоответствия даты установления минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, предусмотренной настоящим Соглашением, и даты изменения фактического уровня тарифов на газ, электроэнергию, тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, работодатель вправе синхронизировать дату установления минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда с датой изменения фактического уровня тарифов.
В пункте 1.9. Отраслевого тарифного соглашения указано, что в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы работодателей, предусмотренные настоящим Соглашением, учитываются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органами в области государственного регулирования тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую, тепловую энергию, органами местного самоуправления при установлении регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также на соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими нерегулируемую деятельность.
В случае установления регулирующими органами тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую и тепловую энергию, на иные жилищно-коммунальные услуги без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов Организаций. При этом работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимального уровня оплаты труда, установленного в субъекте Российской Федерации.
Кроме того, как следует из материалов дела ответчик не признал тарифную сетку, приведенную в приложении N 3 к Отраслевому тарифному соглашению обязательной к применению со ссылкой на то, что данным приложением предусмотрены положения о том, что в организациях отрасли могут быть сохранены действующие системы оплаты труда и соотношения в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала в соответствии с приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.12.1986 г. N 505, а также постановлением от 21.02.1990 г. N 66/3-138 "О совершенствовании организации зарплаты и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников за счет собственных средств предприятий и организаций ЖКХ и бытового обслуживания населения", принятым Госкомтруда СССР, Секретариатом ВЦСПС.
Из представленных стороной ответчика в суд первой инстанции документов следует, что в декабре 2020 года профсоюзом Ртищевского МУП "Теплотехник" работодателю направлен проект коллективного договора сроком действия с 05.02.2021 г. по 04.02.2024 г.
Указанный проект предусматривал применение рекомендуемой тарифной сетки оплаты труда, утвержденной ОТС с переходом на новую систему оплаты труда с применением квалификационных уровней, установленных профессиональными стандартами и тарифными коэффициентами.
Кроме того, проект предусматривал увеличение Фонда оплаты труда до 89000000 рублей, а также отчисление в областной профсоюз в размере 2% от фонда оплаты труда.
Проект коллективного договора подписан работодателем 11.03.2021 г. с протоколом разногласий. Со стороны представителя работников протокол согласования разногласий не составлялся. В установленный ст. 40 ТК РФ трехмесячный срок для урегулирования разногласий стороны не пришли к соглашению по спорным моментам. Коллективный договор заключен не был.
Представителем работодателя разработан проект коллективного договора и 02.09.2021 г. направлен для рассмотрения профсоюзу, сведений о результатах его рассмотрения не имеется.
Согласно заключению эксперта ООО "Федерация экспертов Саратовской области" от 23.11.2021 г. N 233/2021, порядок формирования фонда оплаты труда Ртищевского МУП "Теплотехник" с 01.05.2020 г. по 30.04.2021 г. соответствует коллективному договору и локальным нормативным актам, утвержденным в рамках коллективного договора. Начисление заработной платы в данном периоде производилось в соответствии с коллективным договором и локальными нормативными актами, утвержденными в рамках коллективного договора. Система оплаты труда, установленная коллективным договором в части компенсационных и стимулирующих выплат, соответствует требованиям Отраслевого тарифного соглашения.
Порядок установления тарифных коэффициентов для назначения и выплаты заработной платы в соответствии с подпунктом "б" пункта 2.2 Отраслевого тарифного соглашения предусматривает возможность использовать работодателями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих для тарификации работ и присвоения профессиональной квалификации рабочим, специалистам и служащим. Таким образом, использование межразрядных коэффициентов, указанных в ETC, разработанной МУП на основании ЕТКС, не противоречит действующему законодательству, а с точки зрения сложности и объема выполняемых сотрудниками работ является экономически обоснованным.
Пунктом 12 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" под передачей тепловой энергии, теплоносителя понимается совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
Оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя является регулируемым видом деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за оказанные услуги осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию (подп. "б" п. 18 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию приведены в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 г. N190-ФЗ "О теплоснабжении".
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (п. 1 ч. 2 ст. 5, п. 1 ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 23.11.2018 г. N 48/21 с учетом изменений, внесенных постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 18.12.2020 г. N 35/10 установлены тарифы на тепловую энергию и долгосрочные параметры регулирования для потребителей Ртищевского МУП "Теплотехник" с использованием метода индексации установленных тарифов на 2019-2023 годы согласно Приложению N 2 к постановлению Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 23.11.2018 г. N 48/21.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется, в том числе, в соответствии с Законом о теплоснабжении, постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее также Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее также Правила регулирования), Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным ст. 8 Закона о теплоснабжении, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 г. N 760-э.
Таким образом, базовый уровень операционных расходов организации, включающий в себя расходы на оплату труда, устанавливается на долгосрочный период регулирования, и в течение такого периода пересмотру или изменению при корректировке необходимой валовой выручки не подлежит. При корректировке долгосрочных параметров регулирования расходы на оплату труда организации устанавливаются только путем индексации базового уровня операционных расходов.
Согласно п. 2 Основ ценообразования долгосрочные параметры регулирования - параметры расчета тарифов, устанавливаемые органом регулирования на долгосрочный период регулирования, в течение которого они не пересматриваются.
В силу п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 г. N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации; применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.
Из приведенной нормы права следует, что превышение утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации среднего индекса размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги недопустимо.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.11.2018 г. N2490-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2019 - 2023 годы.
Согласно данному распоряжению средний индекс для Саратовской области в 2019 году составил на первое полугодие 2019 года - 1, 7% (предельно допустимое отклонение - 0%), на второе полугодие 2019 года - 2% (предельно допустимое отклонение - 2%), на 2020 -2023 годы (предельно допустимое отклонение - 2%).
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 132, 135 ТК РФ, правовой позицией, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 28 мая 2020 года N 1257-О, указали, что действия по установлению работникам размера заработной платы относятся к исключительным полномочиям работодателя, в связи с чем, размеры тарифных ставок (должностных окладов) не могут быть установлены судом.
Суды обоснованно исходили из того, что заработная плата начислялась и выплачивалась истцам в соответствии с условиями трудовых договоров, размер заработной платы превышал установленный законом минимальный размер оплаты труда в Саратовской области, а также превышал средний по отрасли, что не нарушает положений Отраслевого тарифного соглашения.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (статей 2, 5, 8, 21, 22, 27, 45, 48, 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации), подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные прокурором в представлении доводы, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Ртищевского районного суда Саратовской области от 8 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 24 марта 2022 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.