Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Виноградовой О.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского поселения "Дарасунское" муниципального района "Карымский район" Забайкальского края (далее - администрации городского поселения "Дарасунское"), поданную 5 октября 2022 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 6 апреля 2022 г, по административному делу N 2а-518/2021 по административному исковому заявлению прокурора Карымского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации городского поселения "Дарасунское" незаконным, понуждении организовать создание и содержание на территории городского поселения мест (площадок) накопления ТКО.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, пояснения представителя администрации Зюзиной А.Ю, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Волковой А.Г, поддержавшей доводы, изложенные в возражениях,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Карымского района Забайкальского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Карымский районный суд Забайкальского края с административным исковым заявлением, с учетом уточнения требований, о признании незаконным бездействия администрации городского поселения "Дарасунское", выразившегося в непринятии мер по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения "Дарасунское", обязании в срок до 1 июня 2022 г. создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории частного сектора п. Дарасун Карымского района Забайкальского края: 1) около "адрес", не ближе 20 метров от территории домовладений; 2) около "адрес", не ближе 20 метров от территории домовладений; 3) около "адрес", не ближе 20 метров от территории домовладений, 4) в районе остановки "Первомайская" п. Дарасун Карымского района Забайкальского края.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района во исполнение пункта 4 протокола рабочей встречи первого заместителя прокурора Забайкальского края с коллективом АО "Завод горного оборудования" проведена проверка исполнения администрацией городского поселения "Дарасунское" законодательства об обращении с отходами производства и потребления. Установлено, что на территории городского поселения "Дарасунское" для накопления твердых бытовых отходов (далее по тексту - ТКО) в зоне застройки индивидуальными жилыми домами используется бестарный способ накопления ТКО, вывоз отходов при такой системе накопления ТКО осуществляется при помощи специализированной техники без использования контейнеров для отходов путем объезда территории и приема отходов по графику. Периодичность вывоза отходов бестарной системы от индивидуального жилого фонда, садоводческих и дачных объединений в настоящее время осуществляется раз в неделю или реже. Такой вид сбора ТКО, как объезд территории и прием отходов по графику, применяемый на территории Забайкальского края, не закреплен законодательством. Сбор ТКО вне установленных мест площадок накопления, накопление отходов способами, не предусмотренными порядками накопления ТКО, является нарушением федерального законодательства об отходах. Руководством ООО "Олерон+" принято решение по осуществлению сбора ТКО с 1 января 2021 г. только с мест (площадок) накопления отходов. Вывоз ТКО с 1 января 2021 г. осуществляется путем заезда мусоровывозящей техники к определенному месту в установленные дни и часы, исключая объезд территории всего населенного пункта.
Установленный способ накопления ТКО не соответствует законодательству. В секторе индивидуальной жилой застройки на территории городского поселения "Дарасунское" не созданы места накопления ТКО (контейнерные площадки, бункеры-накопители), отвечающие Правилам благоустройства территории муниципального образования, санитарно-эпидемилогическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами.
25 июня 2021 г. главе городского поселения "Дарасунское" внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.
Непринятие мер к созданию и содержанию на территории пгт. Дарасун мест (площадок) накопления ТКО, бесконтрольное накопление коммунальных отходов вне специально оборудованных мест влечет угрозу причинения вреда окружающей среде. Прокуратурой района проведены дополнительные проверочные мероприятия, в ходе которых определены места установления контейнерных площадок в частном секторе пгт. Дарасун Карымского района.
Решением Карымского районного суда Забайкальского края от 17 ноября 2021 г. в удовлетворении административных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 6 апреля 2022 г. решение Карымского районного суда Забайкальского края от 17 ноября 2021 г. отменено, признано незаконным бездействие администрации городского поселения "Дарасунское", выразившееся в непринятии мер по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения "Дарасунское"; на администрацию городского поселения "Дарасунское" возложена обязанность в срок до 1 октября 2022 г. создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории частного сектора п. Дарасун Карымского района Забайкальского края: 1) возле "адрес", не ближе 20 метров от территории домовладений; 2) возле "адрес", не ближе 20 метров от территории домовладений; 3) возле "адрес", не ближе 20 метров от территории домовладений, 4) в районе остановки "Первомайская" п. Дарасун Карымского района Забайкальского края.
В кассационной жалобе администрация городского поселения "Дарасунское" ставит вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения районного суда.
В обоснование жалобы указывают, что в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 5 ноября 2019 г. N 430 одним из способов накопления ТКО признан бестарный способ, а именно накопление ТКО в пакеты или мешки, вывоз ТКО осуществляется специализированной техникой путем заезда мусоровозов к определенному месту в установленные часы и дни, согласно графика сбора и вывоза мусора утвержденного органом местного самоуправления. Указывают, что такой способ вывоза ТКО на территории пгт. Дарасун был установлен в связи с невозможностью оборудовать контейнерные площадки. Считают, что прокуратурой не учтены требования СанПиН, согласно которым контейнерные площадки должны располагаться не далее 100 метров от домовладений, так же не учтена историческая застройка улиц пгт. Дарасун, проезжая часть которых расположена близко к домовладениям, что приводит к отсутствию возможности обустроить контейнерные площадки, отвечающие всем требованиям. Указывают на неоднократные нарушения ООО "Олерон +" графика вывоза ТКО на существующих контейнерных площадках, в результате чего скапливается большое количество мусора, который раздувается ветром, растаскивается безнадзорными животными, однако, указывают, что бестарный способ накопления ТКО себя в данной части положительно зарекомендовал, является эффективным, экологически безопасным и удобным. Кроме того, указывают, что создание контейнерных площадок для пгт. "Дарасунское" имеющего дотационный бюджет, будет являться бюджетозатратным и неисполнимым.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения представителя административного ответчика, прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных прокуратурой Забайкальского края, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно пункту 1 статьи 22 указанного федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ, устанавливающей требования к местам (площадкам) накопления отходов, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно части 6 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 9 "Правил обращения с твердыми коммунальными отходами", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", (далее - Правила обращения с ТКО), потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 10 Правил обращения с ТКО установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 15 Правил обращения с ТКО).
В соответствии с пунктом 148(26). "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО не вправе складировать ТКО вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.
Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21) установлено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 установлены требования к размещению мент (площадок) накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Постановлением администрации городского поселения "Дарасунское" от 10 ноября 2021 г. N 160 "О внесении изменений в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории городского поселения "Дарасунское", утвержденный постановлением администрации городского поселения "Дарасунское" N 66 от 20 апреля 2020 г." внесены изменения в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории городского поселения "Дарасунское", согласно которым в частном секторе предусмотрен мешковый сбор ТКО.
Отменяя решение районного суда, которым в удовлетворении требований прокурора было отказано, судебная коллегия апелляционного суда, руководствуясь указанными выше нормами материального права, установив, что места накопления ТКО на территории частного сектора городского поселения "Дарасунское" в достаточном количестве не созданы, жители частного сектора осуществляют сбор накопленных ТКО в мешки или пакеты, которые выставляют за ограды своих домов в установленные графиком вывоза дни и часы, пришла к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований, поскольку административным ответчиком допущено бездействие по решению вопросов местного значения, мер по созданию мест (площадок) накопления ТКО не принято, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Места для создания мест (площадок), указаны административным истцом в соответствии с результатами обследования территории, расположены в доступных зонах для потребителей услуг.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда правильными. Доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену апелляционного определения, поскольку нарушение судом норм материального или процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта не подтверждают, основаны на их неправильном толковании заявителем.
Как правильно указано апелляционной коллегией, мешковой сбор ТКО, предусмотренный СанПиН 2.1.3684-21, не свидетельствует об отсутствии обязанности органа местного самоуправления создать места (площадки) накопления ТКО, поскольку накопление ТКО допускается только в специально оборудованных местах (площадках) накопления ТКО, соответствующих требованиям Санитарных правил.
Доводы кассационной жалобы о неисполнимости судебного акта вследствие невозможности создания мест (площадок) накопления в местах, установленных судебным актом, носят характер субъективной оценки, в ходе рассмотрения дела не были опровергнуты объективными способами доказывания, и не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта.
Не свидетельствуют о незаконности апелляционного определения доводы кассационной жалобы о том, что установленный способ накопления и сбора ТКО в частном секторе является удобным и не вызывает нареканий со стороны жителей городского поселения, поскольку реализация полномочий местного самоуправления по вопросам обращения с отходами производства и потребления, а также соблюдение требований санитарно - эпидемиологического благополучия не может быть поставлено в зависимость от целесообразности или усмотрения органа местного самоуправления. В равной мере не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о бюджетозатратности создания мест (площадок) накопления ТКО.
Ненадлежащее исполнение обязательств по договору лицом, оказывающим услуги по обращению с ТКО для физических лиц, не свидетельствует об отсутствии оспариваемого административным истцом бездействия, указанные доводы нарушение судами норм материального права не подтверждают.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы краевого суда правильными, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения. Оснований для отмены апелляционного определения в кассационном порядке не установлено, кассационная жалоба администрации городского поселения "Дарасунское" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 6 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 11 ноября 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.