Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-403/2022 (УИД 24RS0024-01-2021-005666-30) по иску Краевого государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Канска" к Короленко Андрею Александровичу о взыскании выплаченных денежных средств, по кассационной жалобе Короленко Андрея Александровича на решение Канского городского суда Красноярского края от 4 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Краевое государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Канска" (далее по тексту - КГКУ "ЦЗН г. Канска", истец) обратилось в суд с иском к Короленко Андрею Александровичу (далее по тексту - Короленко А.А, ответчик) о взыскании выплаченных денежных средств.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 30 августа 2012 г. N 429-п "Об утверждении Порядка, условий и размера предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными" между КГКУ "ЦЗН г. Канска" и Короленко А.А. заключен договор от 30 марта 2021 г. N о предоставлении единовременной финансовой помощи, во исполнение которого 9 апреля 2021 г. КГКУ "ЦЗН г. Канска" произвело перечисление Короленко А.А. единовременной финансовой помощи в размере 189228 рублей. 7 июля 2021 г. между сторонами было заключено дополнительное соглашение к договору от 30 марта 2021 г. N, в соответствии с которым срок предоставление отчетных документов был продлен до 6 августа 2021 г. Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Короленко А.А. условий пункта 2.1.4 договора и непредставление им документов, подтверждающих целевое использование денежных средств на сумму 65137 рублей, отказ Центра занятости в принятии документы на сумму 22068 рублей ввиду имеющихся недостатков, истец обратился в суд с требованиями о взыскании с Короленко А.А. в пользу бюджета Красноярского края денежных средств, полученных им по договору от 30 марта 2021 г. Nв размере 87205 рублей, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 2154 рубля 11 копеек.
Решением Канского городского суда Красноярского края от 4 апреля 2022 г. исковые требования КГКУ "ЦЗН г. Канска" удовлетворены частично, с Короленко А.А. в бюджет Красноярского края взысканы денежные средства, полученные по договору N о предоставлении единовременной финансовой помощи от 30 марта 2021 г. в размере 65137 рублей, в пользу КГКУ "ЦЗН г. Канска" с Короленко А.А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2154 рубля 11 копеек, в остальной части заявленные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 июля 2022 г. решение Канского городского суда Красноярского края от 4 апреля 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Короленко А.А. просит отменить решение Канского городского суда Красноярского края от 4 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 июля 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Согласно абзацу 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
В соответствии со статьей 7.1.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции от 2 июля 2013 г.) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся в том числе, содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Установление порядка, условий и размера предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в силу статьи 3 Закона Красноярского края от 1 декабря 2011 г. N 13-6604 "О содействии занятости населения в Красноярском крае", относится к полномочиям Правительства Красноярского края.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30 августа 2012 г. N 429 утвержден Порядок, условия и размер предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению краевых государственных учреждений службы занятости населения, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, перечень расходов, на финансирование которых предоставляется единовременная финансовая помощь, порядок подтверждения получателем единовременной помощи исполнения условий ее предоставления и целевого использования средств единовременной финансовой помощи, порядок возврата средств единовременной финансовой помощи в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2 приведенного Порядка предоставление единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также предоставление единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации осуществляется получателям центрами занятости населения за счет средств краевого бюджета в пределах доведенных до них главным распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Согласно пункту 2.1 Порядка единовременная финансовая помощь при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременная финансовая помощь на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации составляют единовременную финансовую помощь и предоставляются одновременно в следующих размерах:
единовременная финансовая помощь при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице, установленной для данной категории граждан, увеличенной на размер районного коэффициента, установленного законодательством Красноярского края;
единовременная финансовая помощь на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации в размере государственной пошлины, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации, и фактически понесенных расходов на подготовку учредительных документов и оплату нотариальных действий, но не свыше 7000 рублей.
Согласно пункту 2.2 Порядка для получения единовременной финансовой помощи гражданин обращается с заявлением на предоставление единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
В согласованную дату получатель обращается в центр занятости населения и представляет следующие документы:
1) копию документа, удостоверяющего личность получателя (копию паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего, - для граждан Российской Федерации; копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (лица без гражданства), - для иностранных граждан (лиц без гражданства);
2) бизнес-план на организацию предпринимательской деятельности (далее - бизнес-план);
3) копию документа, подтверждающего прохождение профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, - для граждан, признанных в установленном порядке безработными, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование по направлению центра занятости населения;
4) копию документа о прохождении обучения основам предпринимательской деятельности (при наличии).
В течение 5 календарных дней со дня представления в центр занятости населения получателем документов, указанных в пункте 2.2 Порядка, центр занятости населения проверяет документы и направляет бизнес-планы на рассмотрение в Комиссию по рассмотрению бизнес-планов организации самозанятости и выдаче рекомендаций о проведении их экспертизы (далее - Комиссия), созданной в центре занятости населения.
Комиссия в течение 10 календарных дней со дня представления центром занятости населения бизнес-планов рассматривает, оценивает их по балльной системе в соответствии с Положением о Комиссии, являющимся приложением N 1 к Порядку, и выдает рекомендацию о проведении экспертизы бизнес-плана или об отказе в проведении экспертизы бизнес-плана, которая отражается в протоколе заседания Комиссии. Протокол заседания Комиссии передается в центр занятости населения в день его подписания.
Центр занятости населения в течение 5 календарных дней с даты получения протокола заседания Комиссии уведомляет получателя (в зависимости от способа, указанного в заявлении) о проведении экспертизы бизнес-плана или об отказе в проведении экспертизы бизнес-плана в соответствии с рекомендацией, выданной Комиссией, с указанием причин отказа в проведении экспертизы бизнес-плана (пункт 2.3 Порядка).
В течение 10 календарных дней с даты получения протокола заседания Комиссии центр занятости населения организует проведение экспертизы бизнес-плана, рекомендованного Комиссией. Экспертиза бизнес-плана проводится в соответствии с Методикой проведения экспертизы бизнес-планов, являющейся приложением N 2 к Порядку. Отбор организаций для проведения экспертизы бизнес-плана осуществляется центром занятости населения в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (пункт 2.4 Порядка).
В течение 5 календарных дней со дня получения центром занятости населения экспертного заключения по бизнес-плану центр занятости населения готовит проект договора о предоставлении единовременной финансовой помощи (далее - договор) и уведомляет получателя (в зависимости от способа, указанного в заявлении) об итоговой оценке по бизнес-плану 3, 0 балла и более согласно Методике проведения экспертизы бизнес-планов, о дате и времени подписания получателем договора. При наличии в экспертном заключении замечаний к бизнес-плану замечания дорабатываются получателем и оформляются отдельным приложением к бизнес-плану в срок не более 3 календарных дней со дня получения экспертного заключения.
Центр занятости населения в течение 3 рабочих дней, следующих за днем подписания получателем двух экземпляров договоров, подписывает их и уведомляет получателя (в зависимости от способа, указанного в заявлении) о дате и времени передачи получателю одного экземпляра, подписанного центром занятости населения договора. В договор включаются условия, устанавливающие обязанность получателя осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства и обязанность центра занятости населения по организации посещения получателя в рамках исполнения договора (пункт 2.5 Порядка).
Подпунктом 2 пункта 4.1 Порядка установлено, что в случае невыполнение (несвоевременное выполнение) обязанности по представлению документов, подтверждающих целевое использование единовременной финансовой помощи, единовременная финансовая помощь подлежит возврату в краевой бюджет.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, что 12 марта 2021 г. в КГКУ "ЦЗН г. Канска" ответчиком Короленко А.А. был представлен бизнес-план создания юридического агентства "Защита должника" стоимостью 190528 рублей, при этом, целью проекта явилось создание на территории г. Канска и Канского района известной неопределенному кругу лиц, хозяйственной единицы, помогающей должникам (заемщикам, поручителям, залогодателям) разрешить денежный конфликт прозрачным достоверным способом, правовыми средствами в интересах должников, а также участников, общей с ними, совместной собственности, посредством оказания им услуг высокого качества по доступным ценам и получения юридическим агентством "Защита должника" ежемесячной прибыли.
К расходам по единовременной финансовой помощи ответчик отнес приобретение: ноутбука с микрофоном, камерой, мышь и кабель USB - 36000 рублей, кресла офисного - 9800 рублей, стульев - 5000 рублей, смартфона и стерео гарнитуры - 35000 рублей, многофункционального устройства (принтер, сканер, копир, факс) - 36000 рублей, лампы (светильника настольного) - 1000 рублей, сетевого фильтра - 1000 рублей, сумки для переноски ноутбука - 3000 рублей, бумаги А4 - 5700 рублей, картриджей - 16000 рублей, стола - 6228 рублей, программного обеспечения 3500 рублей, аренду помещения - 21000 рублей, рекламу - 10000 рублей.
30 марта 2021 г. между КГКУ "ЦЗН г. Канска" и Короленко А.А. заключен договор N о предоставлении гражданину единовременной финансовой помощи в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 30 августа 2012 г. N 429-п "Об утверждении Порядка, условий и размера предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению краевых государственных учреждений службы занятости населения, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, перечня расходов, на финансирование которых предоставляется единовременная финансовая помощь, порядка подтверждения получателем единовременной помощи исполнения условий ее предоставления и целевого использования средств единовременной финансовой помощи, порядка возврата средств единовременной финансовой помощи в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении".
Согласно условиям договора Короленко А.А. принял на себя обязанности в том числе: в течение тридцати дней со дня заключения договора зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя по видам деятельности, которые соответствуют деятельности, указанной в представленном им на экспертизу бизнес-плане (69.10 деятельность в области права) и представить в Центр занятости населения выписку из ЕГРИП документы, подтверждающие произведенные расходы на оплату государственной пошлины, нотариальных действий и на подготовку учредительных документов (кассовый чек и копия кассового чека, договор, квитанция к приходному кассовому ордеру и (или) квитанция-бланк строгой отчетности и товарный чек).
Кроме того, Короленко А.А. обязался произвести целевое расходование средств единовременной финансовой помощи в соответствии с бизнес-планом на: 1) приобретение (изготовление, производство, сборку, установку) основных средств (оборудования, мебели (в том числе офисной), инструментов, электронно-вычислительной техники и иного оборудования для обработки информации, периферийных устройств, копировально-множительного оборудования, контрольно-кассовой техники, факса); 2) аренду нежилых помещений, используемых для осуществления предпринимательской деятельности; 3) приобретение сырья, расходных материалов, топлива, запасных частей; 4) приобретение программного обеспечения, усиленной квалифицированной электронной подписи, квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи.
В соответствии с пунктом 2.1.4 договора от 30 марта 2021 г. Короленко А.А. принял на себя обязанность не позднее девяноста календарных дней с момента перечисления единовременной финансовой помощи на лицевой счет гражданина представить в Центр занятости населения копии документов, подтверждающих целевое расходование единовременной финансовой помощи (договор, кассовый чек и копия кассового чека, счет-фактура, платежное поручение, товарная (товарно-транспортная) накладная, акт приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг), расписка о передаче денежных средств, квитанция к приходному кассовому ордеру и (или) квитанция-бланк строгой отчетности и товарный чек, договор аренды (купли-продажи), копия свидетельства о государственной регистрации права собственности, акт приема-передачи нежилого помещения, строительная смета, путевой лист, расчет стоимости перевозки).
Согласно пункту 3.1 указанного договора гражданин обязуется возвратить сумму единовременной финансовой помощи в краевой бюджет, в том числе, в случае невыполнения (несвоевременного выполнения) обязанности по предоставлению документов, подтверждающих целевое использование единовременной финансовой помощи.
2 апреля 2021 г. Короленко А.А. зарегистрирован Межрайонной ИФНС N 23 по Красноярскому краю в качестве индивидуального предпринимателя.
8 апреля 2021 г. Министерством финансов Красноярского края осуществило перечисление денежных средств в размере 189228 рублей на расчетный счет Короленко А.А, указанный в договоре N от 30 марта 2021 г. при его заключении.
6 июля 2021 г. Короленко А.А. частично предоставлены документы в подтверждение целевого использования денежных средств на сумму 102023 рубля, еще на 22068 рублей документы истцом не были приняты в связи с недостатками оформления, тогда как документы, подтверждающие целевое использование денежных средств на сумму 65137 рублей, предоставлены не были.
7 июля 2021 г. между КГКУ "ЦЗН г. Канска" и Короленко А.А. подписано дополнительное соглашение к договору от 30 марта 2021 г. N, в соответствии с которым срок предоставления отчетных документов был увеличен и составил 118 календарных дней, ввиду предоставления Короленко А.А. листка нетрудоспособности с 30 марта 2021 г. по 26 апреля 2021 г.
Срок предоставления документов согласно дополнительному соглашению истек 6 августа 2021 г.
10 августа 2021 г. истцом в адрес ответчика направлено уведомление о необходимости возврата денежных средств в размере 65137 рублей в течение 30 календарных дней, согласно Приказу от 10 августа 2021 г. N 222-ЕПФ "О возврате выплаченной единовременной финансовой помощи".
26 августа 2021 г. Короленко А.А. обратился с заявлением о продлении срока предоставление документов, подтверждающих целевое расходование средств ЕФП на три месяца.
Письмом от 23 сентября 2021 г. N Короленко А.А. отказано в продлении сроков предоставления отчетных документов, поскольку указанные в заявлении причины не являются основанием для изменения данного срока в соответствии с условиями договора от 30 марта 2021 г. N.
24 декабря 2021 г. КГКУ "ЦЗН г. Канска" сообщено ответчику о том, что документы на сумму 22068 рублей, предоставленные 6 июля 2021 г. о целевом расходовании единовременной финансовой помощи не могут быть приняты, в связи с частичным отсутствием на предоставленных товарных чеках реквизитов, в соответствии с требованиями абзацев 4-12 пункта 1 статьи 4.7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ, а именно: товарный чек N от 19 мая 2021 г. на сумму 435 рублей не принят из-за отсутствия на нем времени и места (адреса) осуществления расчета, признака расчета; товарный чек от 18 апреля 2021 г. на сумму 21348 рублей не принят из-за отсутствия места (адреса) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях - адрес здания и помещения с почтовым индексом), не указана применяемая при расчете система налогообложения; товарный чек N от 19 апреля 2021 г. не принят из-за отсутствие на товарном чеке времени и места (адреса) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях - адрес здания и помещения с почтовым индексом), отсутствует подпись кассира, не отображен признак расчета (получение средств от покупателя-приход).
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в установленный договором срок, с учетом его продления на основании дополнительного соглашения, ответчиком не предоставлены истцу документы в подтверждение целевого использования единовременной финансовой помощи на сумму на сумму 65137 рублей, в связи с чем взыскал с Короленко А.А. в бюджет Красноярского края денежные средства в указанном размере.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании с Короленко А.А. денежных средств в размере 22068 рублей, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствие в чеках N от 19 мая 2021 г. на сумму 435 рублей, от 18 апреля 2021 г. на сумму 21348 рублей, N от 19 апреля 2021 г. времени и места (адреса) осуществления расчета, признака расчета, места (адреса) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях - адрес здания и помещения с почтовым индексом), применяемой при расчете системы налогообложения, подписи кассира не может явиться основанием для отказа в принятии данных документов Центром занятости, поскольку покупатель не отвечает за содержание чека, указанная обязанность лежит на продавце товара, тогда как указанные платежные документы содержат перечень товара, его наименование и цену, позволяют его сопоставить с товаром, указанным в бизнес-плане ответчика.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной заявителя жалобы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не являются основаниями освобождения для возврата той части финансовой помощи, в отношении которой ответчиком не выполнена обязанность по предоставлению документов, подтверждающих целевое использование предоставленных денежных средств.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, по сути, выражают несогласие с выводами судов о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных исковых требований, тогда как этим доводам дана надлежащая правовая оценка, они не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией ответчика, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке, фактически направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Юридически значимые обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций определены правильно, выводы должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Канского городского суда Красноярского края от 4 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Короленко Андрея Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.