Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Вдовиченко С.В, судей Семеновой И.А, Стаховой Т.М, с участием прокурора Курышкиной О.А, при секретаре судебного заседании - помощнике судьи Агафоновой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-143/2022 по апелляционной жалобе совета депутатов муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" на решение Ленинградского областного суда от 21 июня 2022 года, принятое по административному исковому заявлению акционерного общества "Жилищно-коммунальное хозяйство пос. им.Морозова" о признании недействующим нормативных правовых актов.
Заслушав доклад судьи Вдовиченко С.В, объяснения представителей административного истца АО "Жилищно-коммунальное хозяйство пос. им.Морозова" Чиркова В.С, административного ответчика совета депутатов муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" Дудыревой А.В, заключение прокурора Курышкиной О.А, судебная коллегия
установила:
решением совета депутатов муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" N35 от 27 апреля 2020 года на период с 01.07.2020 по 30.06.2021 установлен размер платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, оказываемые управляющей компанией - АО "Жилищно-коммунальное хозяйство пос. им.Морозова" (далее - решение N35 от 27 апреля 2020 года).
Пунктом 1 решения N35 от 27 апреля 2020 года установлен для собственников и нанимателей жилых помещений размер платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, оказываемые управляющей компанией - АО "Жилищно-коммунальное хозяйство пос. им.Морозова", согласно приложению N1 к настоящему решению, а именно: - за содержание общего имущества многоквартирного дома (для отдельной квартиры) - 26, 85 руб./м2 общей площади квартиры; - текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома (для отдельной квартиры - 7, 80 руб./м2 общей площади квартиры (далее - решение N30 от 01 апреля 2022 года).
Пунктом 2 решения N35 от 27 апреля 2020 года установлен для собственников и владельцев нежилых помещений (пристроенных к многоквартирным домам), перечисленным в пункте 1 настоящего решения) размер платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, оказываемые управляющей компанией - АО "Жилищно-коммунальное хозяйство пос. им.Морозова" согласно приложению N2 к настоящему решению, а именно: - за содержание общего имущества жилого дома и техническое обслуживание общих коммуникаций - 14, 92 руб./м2; - текущий ремонт - 7, 80 руб./м2.
Пунктом 5 решения N35 от 27 апреля 2020 года предусмотрено, что в случае, если до 30.06.2021 ни собственником помещений многоквартирных домов (далее - МКД), ни советом депутатов не будет принято решение об установлении платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД на очередной календарный год, то настоящее решение продолжает действовать до установления платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД.
27 января 2022 года решением совета депутатов муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" N6 "Об отмене решения совета депутатов муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" от 27.04.2020 N35" (далее - решение N6 от 27 января 2022 года) принято решение о признании утратившим силу с 01 февраля 2022 года решения от 27 апреля 2020 года N35.
01 апреля 2022 года советом депутатов муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" принято решение N30 "Об установлении размера платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, расположенных на территории муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" (далее - решение N30 от 01 апреля 2022 года).
Пунктом 1 решения N30 от 01 апреля 2022 года установлен для собственников и нанимателей жилых помещений размер платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, оказываемые управляющей компанией - АО "Жилищно-коммунальное хозяйство пос. им.Морозова", согласно приложению N1 к настоящему решению, а именно: - за содержание общего имущества МКД (для отдельной квартиры) - 13, 51 руб./м2 общей площади квартиры; - текущий ремонт общего имущества МКД (для отдельной квартиры - 4, 47 руб./м2 общей площади квартиры.
Пунктом 2 решения N30 от 01 апреля 2022 года для собственников и владельцев нежилых помещений (пристроенных к МКД, перечисленным в пункте 1 настоящего решения) установлен размер платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, оказываемые управляющей компанией, согласно приложению N2 к настоящему решению, а именно: за содержание общего имущества жилого дома и техническое обслуживание общих коммуникаций - 14, 92 руб./м2; текущий ремонт - 7, 80 руб./м2.
Пунктом 10 решения N30 от 01 апреля 2022 года предусмотрено, что оно вступает в силу с момента официального обнародования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 февраля 2022 года.
АО "Жилищно-коммунальное хозяйство пос.им.Морозова" обратился суд с административным исковым заявлением (далее также - АО "ЖКХ пос.им.Морозова", управляющая организация, Общество), в котором с учетом уточненных требований, просил признать недействующими со дня принятия решение N6 от 27 января 2022 год, пункты 1, 2, 10, приложение N1 решения N30 от 01 апреля 2022 года
В обоснование заявленных требований указано, что АО "ЖКХ пос.им.Морозова" является управляющей организацией, осуществляющей обслуживание МКД, расположенных в г.п. им.Морозова Всеволожского района Ленинградской области. Решением N35 от 27 апреля 2020 года на период с 01.07.2020 по 30.06.2021 установлен размер платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, оказываемые АО "ЖКХ пос.им.Морозова". Поскольку решение N35 от 27 апреля 2020 года признано утратившим силу с 01 февраля 2022 года, управляющей компанией объявлено о проведении общих собраний собственников жилых домов, находящихся на обслуживании у Общества, назначено проведение собраний в очной форме на 05 марта 2022 года, в заочной форме с 05 марта 2022 года по 25 июня 2022 года, в повестку дня включен вопрос об утверждении размера платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД. Однако, 01 апреля 2022 года совет депутатов муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" (далее также - совет депутатов) принял решение N30, которым установилдля АО "ЖКХ пос.им.Морозова" размер платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов в размере 17, 98 руб./м2, что значительно ниже ранее установленного размера 34, 65 руб./м2. Оспариваемые нормативные правовые акты являются незаконными, противоречат действующему законодательству и нарушают его права.
Решением Ленинградского областного суда от 21 июня 2022 года административное исковое заявление удовлетворено. Признаны недействующими со дня принятия решение совета депутатов N6 от 27 января 2022 года и пункты 1, 2, 10, приложение N1 решения совета депутатов N30 от 01 апреля 2022 года.
В апелляционной жалобе административный ответчик - совет депутатов просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Приведя в апелляционной жалобе обстоятельства, апеллянт указал, что в нарушении части 7 статьи 156, части 11 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, управляющая организация не обеспечила предоставление собственникам МКД, в т.ч. администрации, осуществляющей полномочия собственника в отношении муниципального жилищного фонда, отчеты о результатах своей деятельности за 2020 год, за 2021 год, а также предложения о размерах платы за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД с обоснованием данных расходов, ввиду чего у органа местного самоуправления отсутствовали сведения и документы, обосновывающие установленный для административного истца решением совета депутатов от 27 апреля 2020 года N35 размер платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД. Более того, пункт 5 решения совета депутатов N35 от 27 апреля 2020 года содержал коррупциогенный фактор, поскольку напрямую противоречил положениям части 2 статьи 44, части 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, позволяя управляющей организации неосновательно длительный и неопределенный период использовать экономически необоснованные расценки ее услуг, в отсутствии принятых в установленном законом порядке решений общих собраний собственников МКД, что является нарушением прав и охраняемых законом интересов жителей муниципального образования, проживающих в МКД, а также публичных интересов муниципального образования, являющегося собственником муниципального жилищного фонда. Внесенный на рассмотрение проект об отмене решения совета депутатов от 27 апреля 2020 года N35 направлен на приведение нормативного правового акта органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством РФ и исключения наличия в принятых правовых актах коррупциогенных факторов, в целях защиты прав и охраняемых законом интересов муниципального образования в целом.
Апеллянт не согласен с выводом суда о том, что часть 7 статьи 156 ЖК РФ предусматривает обязанность для органов местного самоуправления по определению в решениях по установлению размера платы за содержание жилого помещения срока его действия. В нарушении пункта 1 часть 8 статьи 213 КАС РФ административный истец не представил ни суду, ни в адрес органов местного самоуправления документов экономически обосновывающих расходы управляющей организации на предоставление услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД в размере платы, установленной в решении совета депутатов от 27 апреля 2020 года N35. В удовлетворении ходатайства об истребовании этих документов у административного истца судом необоснованно отказано. Предоставленная административным истцом в материалы дела калькуляция не подтверждает экономически обоснованные расходы Общества, связанные с управлением МКД. Таким образом, выводы суда о том, что установленные оспариваемым решением совета депутатов размеры платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД не отвечают признакам экономической обоснованности, являются несостоятельными и не подтверждаются представленными в материалы дела документами.
Относительно апелляционной жалобы административным истцом, прокурором, участвующим в деле, представлены письменные возражения, в которых просят оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Администрация муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" в письменном отзыве просила удовлетворить апелляционную жалобу административного ответчика, в удовлетворении административного иска АО "ЖКХ пос.им.Морозова" отказать.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 КАС РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в порядке статьи 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменные возражения на нее, заключение прокурора, полагавшей оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ) по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Отношения в сфере внесения платы за жилое помещение регулируются жилищным законодательством, согласно которому органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 7 статьи 5 Жилищного кодекса РФ).
Согласно части 7 статьи 5 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
К предмету регулирования жилищного законодательства относится, в том числе внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (пункт 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 и пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, а также плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя, в том числе плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ).
Часть статьи 44 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что помимо прочего к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД относится принятие решений о текущем ремонте общего имущества в МКД.
В силу пункта 1, 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в МКД в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание жилого помещения в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Частями 1, 3, 6 статьи 156 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований). Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ).
Размер платы за содержание жилого помещения в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ).
Часть 1 статьи 44 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что помимо прочего, к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД относится принятие решений о текущем ремонте общего имущества в МКД.
Частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления, с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
С учетом правовых норм, частей 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ, статьи 156, 158 Жилищного кодекса РФ, Устава муниципального образования МО "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты изданы компетентным органом местного самоуправления, опубликованы в установленном законом порядке, по этим основаниям оспариваемые нормы не оспариваются.
Проверяя законность принятого решения N6 от 27 января 2022 года, которым совет депутатов признал утратившим силу с 01 февраля 2022 года решение N35 от 27 апреля 2020 года, суд пришел к выводу, что оно принято без учета требований части 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ.
Судом первой инстанции установлено, АО "ЖКХ пос. им.Морозова" является управляющей организацией, осуществляющей обслуживание МКД, расположенных в г.п. им.Морозова Всеволожского района Ленинградской области: ул.Жука дома 2, 4; пл.Культуры дома 1, 2; ул.Ладожская дома 41, 43, 44, 45, 45/2, 45/3, 46, 47; ул.Мира дома 2, 9, 11, 13, 13 приставка, 15; ул.Новая дома 1, 2, 3, 4; ул.Первомайская дома 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 16, 18, 20; ул.Пионерская дома 2, 6, 8, 8А, 9; ст.Петрокрепость дома 3, 4, 5, 6, 7; ул.Северная дома 1/1, 1/2, 1/3; ул.Спорта дома 1, 2, 2/2, 3, 4, 6, 8, 10, 12; ул.Хесина дома 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 18А, 19, 22, 24, что подтверждается: лицензией на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N058 от 06 апреля 2015 года; распоряжением комитета Госжилнадзора Ленинградской области N1467 от 01 августа 2018 года; выпиской из раздела 5 реестра лицензии Ленинградской области о сведениях МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет АО "ЖКХ пос. им.Морозова"; информацией на сайте ГИС ЖКХ.
Из материалов дела следует, что 04 февраля 2022 года на письмо администрации муниципального образования "Морозовское сельское поселение" от 18 января 2022 года N29-и, адресованное АО "ЖКХ пос. им.Морозова" о предоставлении сведений и документов для принятия решения об установлении размера платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, управляющая компания сообщила, что, с учетом части 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ в ближайшее время инициирует проведение общих собраний собственников помещений МКД, которые находятся в управлении АО "ЖКХ пос. им.Морозова".
08 февраля 2022 года письмом N114-и администрация муниципального образования "Морозовское сельское поселение" в соответствии с пунктом 11 статьи 162 Жилищного кодекса РФ просила представить отчет о проделанной работе и сумме денежных средств, затраченных на их проведение, за период 2020- 2023 года с предоставлением сметной документации по каждому виду работ, а также план по текущему ремонту МКД на предстоящий год.
21 февраля 2022 года АО "ЖКХ пос.им.Морозова" объявила о проведении общих собраний собственников жилых домов, находящихся на обслуживании у управляющей компании, назначив проведение собраний в очной форме на 05 марта 2022 года, в заочной форме в период с 05 марта 2022 года по 25 июня 2022 года с повесткой дня вопроса об утверждении размера платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД.
Обстоятельства того, что на дату принятия оспариваемого решения N6 от 27 января 2022 года собственниками помещений МКД, расположенных в г.п.им.Морозова либо советом депутатов принято решение об установлении платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД на очередной календарный год, не установлены, доказательства не представлены. Также не представлены доказательства того, что такие обстоятельства наступят на дату 01 февраля 2022 года. Соответственно, оснований для признания с 01 февраля 2022 года утратившим силу решения N35 от 27 апреля 2020 года, который продолжал свое действие в силу пункта 5 решения, у совета депутатов не имелось.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что оспариваемое решение совета депутатов N6 от 27 января 2022 года нельзя признать законным и обоснованным, в связи чем оно подлежит признанию недействующим с даты принятия.
В силу части 1 статьи 48 Федерального закона N131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 года N739-О-О, часть 1 статьи 48 Федерального закона N131-ФЗ не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Таким образом, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее изданный им муниципальный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан.
При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
27 января 2022 года советом депутатов, при указании наименования решения "Об отмене решения совета депутатов муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" от 27.04.2020 N35", принято решение о признании утратившим силу решения от 27 апреля 2020 года N35 с 01 февраля 2022 года.
Согласно протоколу N7 заседания совета депутатов от 27 января 2022 года следует, что при повестке дня по вопросу 7 "Об отмене решения совета депутатов муниципального образования "Морозовское г.п.Всеволожского муниципального района Ленинградской области" от 27 апреля 2020 года N35, совет депутатов проголосовал за признание его утратившим силу с 01 февраля 2022 года. В качестве оснований в докладе приведено: отсутствие информации о проведении управляющей организацией общих собраний собственников помещений МКД по вопросу установления платы за услуги по содержанию и текущему ремонту; не предоставление управляющей компанией документов за предыдущий период (2021) для установления платы за услуги по содержанию и текущему ремонту; факт поступления в органы местного самоуправления жалоб жителей г.п. им.Морозова, проживающих в МКД о несоразмерности платы за услуги по содержанию и текущему ремонту.
Не представление управляющей организацией документов для установления органом местного самоуправления платы за услуги по содержанию и текущему ремонту, отсутствие информации о проведении управляющей организацией общих собраний собственников помещений МКД по вопросу установления платы за услуги по содержанию и текущему ремонту, а также наличие факта обращений жителей МКД о несоразмерности платы за услуги по содержанию и текущему ремонту, не свидетельствует о наличии оснований для принятия оспариваемого решения N6 от 27 января 2022 года в рамках самоконтроля.
Частью 11 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, на которую ссылался ответчик, в том числе при истребовании документов у истца, предусматривает, что если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в системе.
Пунктом 12 этой же статьи 162 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, если по результатам исполнения договора управления МКД в соответствии с размещенным в системе отчетом о выполнении договора управления фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения, при условии оказания услуг и (или) выполнения работ по управлению многоквартирным домом, оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, указанная разница остается в распоряжении управляющей организации при условии, что полученная управляющей организацией экономия не привела к ненадлежащему качеству оказанных услуг и (или) выполненных работ по управлению многоквартирным домом, оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, подтвержденному в порядке, установленном Правительством РФ. При этом договором управления многоквартирным домом может быть предусмотрено иное распределение полученной управляющей организацией экономии.
Из материалов дела не следует, что истребование администрацией, в порядке части 11 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по результатам отчетного года документов у управляющей организации, в том числе, при отсутствии решения собрания собственников жилых помещений об установлении размера платы за содержание жилого помещения, было направлено на приведение нормативного правового акта органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством РФ.
Отсутствие решения собрания собственников жилых помещений об установлении размера платы за содержание жилого помещения, также не свидетельствует о наличии оснований для принятия оспариваемого решения N6 от 27 января 2022 года, поскольку законодателем предусмотрено право собственников на принятие такого решения, а не безусловная обязанность.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ при отсутствии у собственников помещений в МКД решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения, обязанность по установлению такого размера лежит на органе местного самоуправления, который определяет эту плату с учетом методических рекомендаций.
В силу приведенного законодательства и установленных обстоятельств, доводы административного ответчика о том, что представленная административным истцом в материалы дела калькуляция не подтверждает экономически обоснованные расходы Общества, связанные с управлением МКД, само по себе, не свидетельствует о наличии оснований для принятия советом депутатов решения N6 от 27 января 2022 года.
Между тем какие-либо доказательства того, что решение N6 от 27 января 2022 года принято в порядке самоконтроля, при установлении органом местного самоуправления несоответствия принятого решения от 27 апреля 2020 года N35 требованиям законодательства не представлены, судом не установлены.
Доводы ответчика о наличии коррупциогенного фактора в содержании пункта 5 решения, принятого советом депутатов решения N35 от 27 апреля 2020 года, по мотиву того, что пункт противоречит положениям части 2 статьи 44, части 7 статьи 156 ЖК РФ, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм права.
Доказательства того, что проводилась проверка пункта 5 решения N35 от 27 апреля 2020 года, принятого советом депутатов, в рамках Федерального закона от 17 июля 2009 года N172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", не представлены.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что решение от 01 апреля 2022 года N30 в оспариваемой его части противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в сфере осуществляемого им правового регулирования, установленные размеры платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, расположенных на территории муниципального образования, не отвечают признакам экономической обоснованности.
Из оспариваемого решения от 01 апреля 2022 года N30 следует, что размер платы за содержание жилья в размере 13, 51 руб./м2, включает в себя, в том числе, содержание общего имущества жилого дома и техническое обслуживание общих коммуникаций в размере 6, 43 руб./м2, уборка лестничных клеток 2, 46 руб./м2, содержание придомовой территории 2, 05 руб./м2, услуги по управлению МКД 2, 57 руб./м2.
Относя к полномочиям органа местного самоуправления определение размера платы за содержание жилого помещения, федеральный законодатель конкретной методики определения данной платы не установил.
Вместе с тем частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ установлено, что при определении размера данной платы орган местного самоуправления должен учитывать рекомендации, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Такие методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 06 апреля 2018 года N213/пр (далее - Методические рекомендации).
Согласно пунктам 3.2 - 3.3 Методических рекомендаций размер платы за содержание жилого помещения рекомендуется определять как сумму платы за услуги и работы по управлению МКД, содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД и за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД (далее - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Определение размера платы за содержание жилого помещения в МКД рекомендуется осуществлять исходя из Минимального перечня без включения в нее платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД. Размер платы за содержание жилого помещения в МКД рекомендуется определять по типам МКД посредством расчета среднего значения размеров платы за содержание жилого помещения, утвержденных исходя из Минимального перечня общими собраниями собственников помещений в однотипных МКД, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в составе которого находится муниципальное образование, действующих на момент осуществления расчета (определения) размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме и не предусматривающих дополнительных работ и услуг (далее - среднее значение размеров платы).
Плату за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется устанавливать на срок не более трех лет с возможностью проведения ее ежегодной индексации с учетом индекса потребительских цен на текущий год, установленного действующим Прогнозом социально-экономического развития РФ. Размер платы рекомендуется определять в рублях на 1 квадратный метр помещения (жилого, нежилого) в МКД в месяц (пункт 3.6 Методических рекомендаций).
Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года N290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, и порядке их оказания и выполнения вместе (далее - Минимальный перечень).
В названном Минимальном перечне указано, что именно должно включаться в содержание, техническое обслуживание дома.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 21 апреля 2011 года N522-О-О, установление органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагает возможности принятия произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений.
Приведенные положения Жилищного кодекса РФ, Методических рекомендации, Минимального перечня органом местного самоуправления при принятии оспариваемого решения не учтены.
В финансово-экономическом обосновании к проекту, юридическом заключении на проект решения от 01 апреля 2022 года N30 экономическое обоснование оспариваемой платы не содержится.
Из пояснительной записки к проекту решения от 01 апреля 2022 года N30 следует, что в целях необходимости принятия нормативного правового акта, регламентирующего размер платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, находящегося в управлении АО "ЖКЖ пос. им.Морозова", до принятия в установленном законом порядке решений общих собраний собственников помещений МКД, а также возможно сложившейся у собственников помещений МКД задолженности ввиду отсутствия правового регулирования данных правоотношений, администрацией был произведен расчет платы за указанные услуги, исходя из средних значений размеров платы, установленной в отношении организаций, осуществлявших на территории муниципального образования деятельность по управлению МКД: АО "ЖКХ пос.им.Морозова" за период с 01 июля 2020 года по 01 февраля 2022 года и ТСЖ "Ладога", осуществляющее управление МКД по адресу Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. им.Морозова, ул.Хесина, д.21. С учетом произведенного расчета, размер платы за услуги был снижен по сравнению с ранее установленным решением совета депутатов от 24 апреля 2020 года N35, что существенно улучшает положение жителей муниципального образования, проживающих на территории муниципального образования, и расходную часть бюджета муниципального образования, за оплату указанных услуг в части муниципального жилищного фонда. В соответствии с пунктом 3.6 статьи 3 Методических рекомендации, проектом предусматривается установление предельного индекса изменения размера платы за содержание жилого помещения равным индексу потребительских цен.
Какой-либо расчет итоговых сумм установленной платы, в том числе обоснованность снижения этих сумм до 13, 51 руб./м2 по содержанию жилья и до 4, 47 руб./м2 по текущему ремонту, то есть до 17, 98 руб./м2, в представленных суду документах не содержится.
Согласно протоколу от 28 марта 2022 года общего собрания собственников ТСЖ "Ладога" (осуществляющим управление многоквартирным домом N21 по ул.Хесина в г.п.им.Морозова) утверждена плата за содержание и ремонт общего имущества в размере 32 руб./м2; согласно протоколу от 30 мая 2021 года общего собрания собственников ЖСК "Маяк" (осуществляющим управление многоквартирным домом N4 по ул.Пионерская в г.п. им.Морозова) утверждена плата за содержание и ремонт общего имущества в размере 37, 7 руб./м2.
Из указанных данных, административным истцом представлен арифметический подсчет платы за содержание и ремонт общего имущества (34, 57 руб./м2 и 40, 27 руб./м2), с учетом услуги по управлению многоквартирным домом (2, 57 руб.), согласно которому, средний размер платы составил - 37, 42 руб./м2.
В тоже время со стороны административного ответчика, в нарушении статьи 213 КАС РФ, какие-либо доказательства обоснованности установленного размера платы в оспариваемом решении, не представлены.
Пунктами 1, 3 части 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу требования части 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность принятого решения N6 от 27 января 2022 года и принятого решения N30 от 01 апреля 2022 года в части пунктов 1, 2, 10, приложения N1, а именно наличие оснований для признания утратившим силу решения N35 от 27 апреля 2020 года и экономическую обоснованность размера платы за услуги установленных в пунктах 1, 2, приложении N1 решения N30 от 01 апреля 2022 года.
Истребование указанных доказательств у административного истца, то есть возложение обязанности на административного истца бремя доказывания того, соответствует ли оспариваемые нормативные правовые акты или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, противоречит нормам процессуального права.
Не указание в решении совета депутатов N30 от 01 апреля 2022 года периода, на который устанавливается размер платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, не свидетельствует о его неопределенности и неоднозначности, поскольку законодателем предусмотрены условия, сроки и процедура установления платы за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД, при этом, как при принятии решения общего собрания собственников, так и при его отсутствии.
Так, из пояснений представителя АО "ЖКХ пос.им.Морозова" следует, что на сегодняшний день (после принятия решения судом первой инстанции) принято решение собственниками домов, находящихся на обслуживании у управляющей компании по вопросу утверждения размера платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, согласно которому размер платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД в тех же размерах, что и в решении совета депутатов от 27 апреля 2020 года N35, только с применением индекса инфляции.
Частью 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действия только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя.
Решения советов депутатов муниципального образования МО "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" являются не законом, а нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Статья 4 Гражданского кодекса РФ не содержит норму, допускающую придание обратной силы нормативному правовому акту органа местного самоуправления.
Положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ, Устава муниципального образования МО "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" (глава 4), не предусмотрена возможность вступления в действие нормативного правового акта, принятого советом депутатов муниципального образования МО "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" до момента его опубликования, в связи с чем суд первой инстанции правильно пришел к выводу о недопустимости придания обратной силы решению совета депутатов N30 от 01 апреля 2022 года.
Таким образом, указание в пункте 10 решения совета депутатов N30 от 01 апреля 2022 года о распространении его действий на правоотношения, возникшие с 01 февраля 2022 года противоречит нормативным правовым актам, имеющему большую юридическую силу.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 КАС РФ привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинградского областного суда от 21 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу совета депутатов муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.