Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, с участием прокурора Каировой О.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО "Автоэкспедиционный комбинат N 45" о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части пункта 2382 приложения 1 к постановлению (в первоначальной редакции), в части пункта 2497 приложения 1 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП), в части пунктов 8737, 8738, 8736, 8735, 8732, 8734, 8747 приложения 1 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП), в части пунктов 9024, 9014, 9015, 9013, 9012, 9009, 9011, 9022 приложения 1 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП), в части пункта 9970 приложения 1 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП), в части пункта 6953 приложения 1 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП), в части пункта 5154 приложения 1 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП), в части пункта 8885 приложения 1 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП), УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в первоначальной редакции) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень на 2015 год).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" в пункте 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП исключены слова "на 2015 год и последующие налоговые периоды". Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года, тем самым, Правительством Москвы утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2016 года (далее - Перечень на 2016 год). Нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Правительства Москвы по адресу: http://www.mos.ru 27 ноября 2015 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 1 декабря 2015 года.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", вступившим в законную силу с 1 января 2017 года, приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП изложено в новой редакции, тем самым, Правительством Москвы утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2017 года (далее - Перечень на 2017 год). Нормативный правовой акт опубликован 30 декабря 2016 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, а также размещен 29 ноября 2016 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, вступившего в силу с 1 января 2018 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2018 года (далее - Перечень на 2018 год). Нормативный правовой акт опубликован 14 декабря 2017 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, а также размещен 29 ноября 2017 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, вступившего в силу с 1 января 2019 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2019 года (далее - Перечень на 2019 год). Нормативный правовой акт опубликован 13 декабря 2018 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, т. 2, а также размещен 29 ноября 2018 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, вступившего в силу с 1 января 2020 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2020 года (далее - Перечень на 2020 год). Нормативный правовой акт опубликован 10 декабря 2019 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, т. 1, 2, 3, а также размещен 27 ноября 2019 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, вступившего в силу с 1 января 2021 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2021 года (далее - Перечень на 2021 год). Нормативный правовой акт опубликован 8 декабря 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, т. 1, 2, 3, 4, а также размещен 25 ноября 2020 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, вступившего в силу с 1 января 2022 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2022 года (далее - Перечень на 2022 год). Нормативный правовой акт опубликован 7 декабря 2021 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, т. 2, 3, 4, 5, 6, а также размещен 24 ноября 2021 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 2382 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в первоначальной редакции) в Перечень на 2015 год, пунктом 2497 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП) в Перечень на 2016 год, пунктом 8747 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП) в Перечень на 2017 год, пунктом 9022 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП) в Перечень на 2018 год, пунктом 9970 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП) в Перечень на 2019 год, пунктом 6953 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП) в Перечень на 2020 год, пунктом 5154 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП) в Перечень на 2021 год, пунктом 8885 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП) в Перечень на 2022 год соответственно включено здание с кадастровым номером ОКС1 по адресу: г. Москва, АДРЕС, стр. 1.
Пунктами 8737, 8738, 8736, 8735, 8732, 8734 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП) в Перечень на 2017 год включены здания с кадастровыми номерами ОКС3 по адресу: г. Москва, АДРЕС, стр. 8, ОКС4 по адресу: г. Москва, АДРЕС, стр. 9, ОКС5 по адресу: г. Москва, АДРЕС, стр. 6, ОКС8 по адресу: г. Москва, АДРЕС, стр. 5, ОКС6 по адресу: г. Москва, АДРЕС, стр. 2, ОКС7 по адресу: г. Москва, АДРЕС, стр. 4.
Пунктами 9024, 9014, 9015, 9013, 9012, 9009, 9011 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП) в Перечень на 2018 год включены здания с кадастровыми номерами ОКС2 по адресу: г. Москва, АДРЕС, стр. 7, ОКС3 по адресу: г. Москва, АДРЕС, стр. 8, ОКС4 по адресу: г. Москва, АДРЕС, стр. 9, ОКС5 по адресу: г. Москва, АДРЕС, стр. 6, ОКС8 по адресу: г. Москва, АДРЕС, стр. 5, ОКС6 по адресу: г. Москва, АДРЕС, стр. 2, ОКС7 по адресу: г. Москва, АДРЕС, стр. 4.
ОАО "Автоэкспедиционный комбинат N 45" обратилось в Московский городской суд с требованиями о признании недействующим постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года в части включения в Перечень на 2015 год пункта 2382, в Перечень на 2016 год пункта 2497, в Перечень на 2017 год пунктов 8737, 8738, 8736, 8735, 8732, 8734, 8747, в Перечень на 2018 год пунктов 9024, 9014, 9015, 9013, 9012, 9009, 9011, 9022, в Перечень на 2019 год пункта 9970, в Перечень на 2020 год пункта 6953, в Перечень на 2021 год пункта 5154, в Перечень на 2022 год пункта 8885, то есть в части включения в Перечни вышеуказанных зданий.
В обоснование требований ОАО "Автоэкспедиционный комбинат N 45" ссылается на то, что вышеназванные объекты недвижимости не отвечают критериям, закрепленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Представитель ОАО "Автоэкспедиционный комбинат N 45" Дурнева А.О. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, правомочия Правительства Москвы на принятие обжалуемого нормативного правового акта не оспаривала.
Представитель Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития г. Москвы Соколова В.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представители Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы участия в судебном заседании не принимали.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Каировой О.А, полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению в части, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежат нежилые здания с кадастровыми номерами ОКС2 общей площадью 112, 2 кв. метров по адресу: г. Москва, АДРЕС, стр. 7, ОКС3 общей площадью 129, 5 кв. метров по адресу: г. Москва, АДРЕС, стр. 8, ОКС4 общей площадью 29, 2 кв. метров по адресу: г. Москва, АДРЕС, стр. 9, ОКС5 общей площадью 90 кв. метров по адресу: г. Москва, АДРЕС, стр. 6, ОКС8 общей площадью 202 кв. метров по адресу: г. Москва, АДРЕС, стр. 5, ОКС6 общей площадью 1 821, 4 кв. метров по адресу: г. Москва, АДРЕС, стр. 2, ОКС7 общей площадью 1 097, 8 кв. метров по адресу: г. Москва, АДРЕС, стр. 4, ОКС1 общей площадью 2 651, 3 кв. метров по адресу: г. Москва, АДРЕС, стр. 1, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из ЕГРН.
Поскольку указанные здания включены в Перечни на 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 годы, на административном истце с учетом положений статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 3 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" лежит обязанность по уплате налога на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости принадлежащих ему нежилых зданий. Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права ОАО "Автоэкспедиционный комбинат N 45" как налогоплательщика, а административный истец вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Проверяя в порядке части 8 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемых нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о том, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП и постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП обладал достаточной компетенцией для их принятия.
Постановления (в том числе в оспариваемых редакциях) подписаны Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещены на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введены в действие и опубликованы в установленном порядке. Стороны также не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемых постановлений.
Исходя из положений статьи 375, подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в настоящей статье термина - "административно-деловой центр", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом в силу положений указанной статьи фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в настоящей статье термина - "торговый центр (комплекс)", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции законов г. Москвы от 7 мая 2014 года N 25, от 26 ноября 2014 года N 56) на период действия Перечней на 2015 и 2016 год налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3 000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2 000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с Законом г. Москвы от 18 ноября 2015 года N 60 "О внесении изменений в статьи 1.1 и 2 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2017 года в пункте 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 слова "общей площадью свыше 3 000 кв. метров" исключены, а в пункте 2 статьи 1.1 цифры "2 000" заменены цифрами "1 000", тем самым законодателем субъекта изменена площадь зданий, которые в 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 годах могут признаваться объектами налогообложения, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость.
Таким образом, на территории г. Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
При наличии одного из приведенных условий объект недвижимости признается административно-деловым центром либо торговым центром (комплексом), налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Из материалов дела, отзыва Правительства Москвы следует, что здание с кадастровым номером ОКС1 включено в Перечни на 2015-2022 годы по критерию его фактического использования, здания с кадастровыми номерами ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС8, ОКС6, ОКС7 включены в Перечни на 2017-2018 годы по критерию вида разрешенного использования земельного участка.
Проверяя доводы административного ответчика о правомерности включения зданий в Перечни по критерию вида разрешенного использования земельного участка, суд приходит к следующему выводу.
Из представленных в материалы дела договоров аренды земельных участков следует, что 10 сентября 2001 года административному истцу был предоставлен в пользование земельный участок с кадастровым номером ЗУ1 площадью 24 051 кв. метров для эксплуатации зданий и сооружений комбината.
В последующем в связи с изменением площади земельного участка административному истцу на основании договора аренды от 26 декабря 2018 года был предоставлен в пользование земельный участок с кадастровым номером ЗУ1 площадью 1 429 кв. метров для целей эксплуатации помещений в здании под деловое управление, обслуживание автотранспорта, склады и производственную деятельность в соответствии с разрешенным использованием участка. Согласно пункту 1.7 договора на участке расположено здание по адресу: г. Москва, АДРЕС, стр. 1.
Также на основании договора аренды от 25 октября 2018 года административному истцу был предоставлен в пользование земельный участок с кадастровым номером ЗУ2 площадью 22 339 кв. метров для целей эксплуатации зданий под производственные цели в соответствии с разрешенным использованием участка. Согласно пункту 1.5 договора на участке расположены здания по адресам: г. Москва, АДРЕС, стр. 7, г. Москва, АДРЕС, стр. 8, г. Москва, АДРЕС, стр. 9, г. Москва, АДРЕС, стр. 6, г. Москва, АДРЕС, стр. 5, г. Москва, АДРЕС, стр. 2, г. Москва, АДРЕС, стр. 4.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером ЗУ2 поставлен на государственный кадастровый учет 18 июня 2018 года.
Согласно ответу Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве на судебный запрос установлена связь объекта недвижимости с кадастровым номером ОКС1 с земельным участком с кадастровым номером ЗУ1. В отношении названного земельного участка 19 января 2012 года был установлен вид разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства и материально-технического снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)".
На основании распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы от 13 мая 2016 года в государственный кадастр недвижимости 28 июня 2016 года внесены сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ЗУ1 "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); производственная деятельность (6.0) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9))".
18 июня 2018 года установлена связь объектов недвижимости с кадастровыми номерами ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС8, ОКС6, ОКС7 с земельным участком с кадастровым номером ЗУ2 с видом разрешенного использования "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7.)); обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); производственная деятельность (6.0) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9))".
На основании постановления Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" в государственный кадастр недвижимости 9 октября 2018 года внесены сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ЗУ2 "6.0.0 - Промышленно-производственная деятельность. Размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 6.2.0-6.8.0 (NN 70-78), 6.11.0 (N 81)".
Также 8 июня 2017 года в отношении нежилых зданий с кадастровыми номерами ОКС3, ОКС4, ОКС7, ОКС5, ОКС8, ОКС6 была установлена связь с земельным участком с кадастровым номером ЗУ1, которая в последующем была аннулирована.
Таким образом, на дату включения зданий с кадастровыми номерами ОКС3, ОКС4, ОКС7, ОКС5, ОКС8, ОКС6 в Перечни на 2017-2018 годы, здания с кадастровым номером ОКС2 в Перечень на 2018 год, они находились на земельном участке с кадастровым номером ЗУ1, имеющим вид разрешенного использования "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); производственная деятельность (6.0) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9))". В период действия Перечня на 2018 год была установлена связь зданий с земельным участком с кадастровым номером ЗУ2, поставленным на государственный кадастровый учет 18 июня 2018 года, а участок был предоставлен в аренду административному истцу.
В свою очередь здание с кадастровым номером ОКС1 на дату принятия Перечней на 2015-2022 годы находилось на земельном участке с кадастровым номером ЗУ1.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты. Правила землепользования и застройки города Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы".
До момента утверждения Правил землепользования и застройки города Москвы на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" установление видов разрешенного использования земельных участков относилось к компетенции Правительства Москвы. Постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" утвержден Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия Правил землепользования и застройки. Пунктом 3.2 названого постановления предусмотрено, что разрешённое использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утверждённой приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов" (далее - Методические указания).
Методическими указаниями определено 17 видов разрешенного использования, в том числе: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5); земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7).
Из сравнительного анализа положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Методических указаний следует, что виды разрешённого использования земельных участков, которые предполагают размещение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения, налоговая база в отношении которых определяется исходя из кадастровой стоимости, совпадают со специальными кодами по классификации групп видов разрешённого использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5); земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7).
Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 утверждены новые классификаторы видов разрешенного использования земельных участков.
Земельный участок с кадастровым номером ЗУ1 содержит указание как на коды по классификации, утвержденной Методическими указаниями, так и на коды по классификации, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540, и допускает правовую неопределенность в режиме использования нежилых зданий, расположенных на этом земельном участке, поскольку предусматривает возможность их эксплуатации как для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так и в иных целях.
В такой ситуации, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, суд приходит к выводу о том, что содержание вида разрешенного использования земельного участка должно было быть установлено с учетом фактического использования и (или) предназначения объектов недвижимости, расположенных на таком земельном участке.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок), утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП. В соответствии с пунктом 1.2 Порядка Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы определена уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав (далее - Госинспекция).
Судом установлено, что 18 мая 2017 года государственными инспекторами были проведены мероприятия по обследованию зданий с кадастровыми номерами ОКС3 (акт 9031791/ОФИ), ОКС4 (акт 9031792/ОФИ), ОКС7 (акт 9031788/ОФИ), ОКС5 (акт 9031790/ОФИ), ОКС8 (акт 9031789/ОФИ), ОКС6 (акт 9031778/ОФИ), в результате которых установлено, что здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания фактически не используются.
В отношении здания с кадастровым номером ОКС2 обследования не проводилось. Напротив, согласно договору аренды от 1 сентября 2017 года помещения в здании были переданы АНО "СТК Арктика" в целях использования в качестве производства без отопления.
Из представленной в материалы дела технической документации на здания также следует, что они для использования в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, исходя из наименования и характеристик помещений в них, не предназначены.
Напротив, как было указано выше, под указанными зданиями был сформирован земельный участок, который Правилами землепользования и застройки города Москвы был отнесен к производственной деятельности. Находящиеся на участке спорные здания согласно данным фонда государственной кадастровой оценки были отнесены к оценочной группе "7.8. Прочая промышленность".
Иных доказательств использования более 20% от общей площади помещений в зданиях с кадастровыми номерами ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС7, ОКС5, ОКС8, ОКС6 в целях, предусмотренных положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административным ответчиком не представлено, а оснований для включения зданий в Перечни на 2017-2018 годы у Правительства Москвы не имелось.
Что касается обоснованности включения в Перечни на 2015-2022 годы здания с кадастровым номером ОКС1 по критерию его фактического использования, суд приходит к следующему.
Установлено, что 15 октября 2014 года государственными инспекторами было проведено мероприятие по обследованию указанного здания, по результатам которого был составлен акт обследования N 9031947 (далее - Акт 2014 года), в соответствии с которым 100% от общей площади здания используется для размещения офисов.
23 августа 2016 года в отношении здания вновь было проведено мероприятие по обследованию, по результатам которого был составлен акт обследования N 9030988/ОФИ (далее - Акт 2016 года), в соответствии с которым 100% от общей площади здания используется для размещения офисов.
Оценивая представленные акты, суд исходит из того, что согласно пункту 3.5 Порядка по результатам проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений составляется акт о фактическом использовании с приложением соответствующих фотоматериалов.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, предусматривающим размещение объектов, указанных в пункте 1.3 настоящего Порядка, признается использование не менее 20 процентов общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания (п. 1.5 Порядка).
В силу пункта 3.4 Порядк а определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
Пунктом 3.6 Порядк а определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения закреплено, что в случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
Суд полагает, что представленные в материалы дела Акты 2014 и 2016 годов в полной мере отвечают требованиям постановления Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
В соответствии с пунктом 3.6 Порядк а в Акте 2014 указано на то обстоятельство, что доступ в помещения, находящиеся в здании, сотрудникам Госинспекции предоставлен не был, в связи с чем по имеющимся внешним признакам было установлено, что здание используется под офисы. В подтверждение указанных выводов в Акте 2014 года зафиксированы информационные вывески "Техцентр", "Офис продаж", "ГАЗ".
Обследование здания, состоявшееся 23 августа 2016 года, было проведено с допуском в него, Акт 2016 года сомнений в обоснованности выводов государственных инспекторов не вызывает. То обстоятельство, что согласно разделу 2 Акта 2016 года к офисам отнесены помещения заводоуправления, занятые собственником, при этом сторонних пользователей не выявлено, о недостоверности Акта 2016 года не свидетельствуют.
Так, п о общему смыслу положений ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определение налога на имущество организаций, исходя из его кадастровой стоимости по фактическому использованию, направлено на уравнивание субъектов предпринимательской деятельности, которые, вопреки установленному виду разрешенного использования земельного участка, используют принадлежащие им здания и помещения в них для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Толкование подпункта 4 пункта 1.4 вышеназванного порядка в его системной взаимосвязи с пунктами 3 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определённым этапом такой деятельности.
Однако административным истцом доказательств размещения в здании с кадастровым номером ОКС1 структурных подразделений и работников, обеспечивающих определенные этапы производственной деятельности ОАО "Автоэкспедиционный комбинат N 45", не представлено, несмотря на то, что такое право административному истцу было разъяснено.
В свою очередь согласно Уставу ОАО "Автоэкспедиционный комбинат N 45" основной целью общества является получение прибыли, для чего оно осуществляет деятельность по транспортно-экспедиционному обслуживанию юридических и физических лиц, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, профилактическое и ремонтное обслуживание автотранспортных средств (что соответствует информационной табличке "Техцентр", представленной в Акте 2014 года), торгово-закупочную и посредническую деятельность, операции с ценными бумагами и иные виды коммерческой деятельности.
Соответственно, использование здания в собственных целях ОАО "Автоэкспедиционный комбинат N 45", что отражено в Акте 2016 года, непосредственно связано с коммерческой деятельностью административного истца и полностью соответствуют понятию "офис".
Таким образом, административный ответчик во исполнение возложенной на него частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанности доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 этой статьи, представил достаточные и достоверные доказательства правомерности включения здания с кадастровым номером ОКС1 в Перечни на 2015-2022 года.
В свою очередь административный истец представленные административным ответчиком доказательства не опроверг, несмотря на то, что согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2022 года N 1176-О, положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не лишают налогоплательщиков возможности при разрешении споров представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным оспариваемым регулированием.
В силу части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что здание с кадастровым номером ОКС1 было включено в Перечни правомерно, суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления ОАО "Автоэкспедиционный комбинат N 45" о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП.
Одновременно суд удовлетворяет административное исковое заявление о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП в части включения в Перечни на 2017-2018 годы зданий с кадастровыми номерами ОКС3, ОКС4, ОКС7, ОКС5, ОКС8, ОКС6, в Перечень на 2018 год - здания с кадастровым номером ОКС2.
Поскольку пункты 8737, 8738, 8736, 8735, 8732, 8734 включены в Перечень на 2017 год постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, вступившим в законную силу с 1 января 2017 года, пункты 9024, 9014, 9015, 9013, 9012, 9009, 9011 включены в Перечень на 2018 год постановлением Правительства Москвы 28 ноября 2017 года N 911-ПП, вступившим в законную силу с 1 января 2018 года, они подлежит признанию недействующими с 1 января 2017 года и с 1 января 2018 года соответственно.
По правилам статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд взыскивает с Правительства Москвы в пользу ОАО "Автоэкспедиционный комбинат N 45" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействующими с 1 января 2017 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пунктов 8737, 8738, 8736, 8735, 8732, 8734.
Признать недействующим с 1 января 2018 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пунктов 9024, 9014, 9015, 9013, 9012, 9009, 9011.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы www. mos. ru.
В удовлетворении остальной части заявленных требований ОАО "Автоэкспедиционный комбинат N 45" отказать.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ОАО "Автоэкспедиционный комбинат N 45" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда подпись В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 28 октября 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.