Московский городской суд в составе судьи Казакова М.Ю., при секретаре Толмасовой Ю.Е., с участием прокурора Каировой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3569/2022 по административному исковому заявлению ООО "Компания Спецстройинвест" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", У С Т А Н О В ИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень на 2015 год).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" в пункте 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП исключены слова "на 2015 год и последующие налоговые периоды". Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года, тем самым, Правительством Москвы утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2016 года (далее - Перечень на 2016 год). Постановление N 786-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы по адресу: http://www.mos.ru, 27 ноября 2015 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 1 декабря 2015 года.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года (далее - Перечень на 2017 год). Постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2016 года, а также, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 2, 30 декабря 2016 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 3, 30 декабря 2016 года (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 4, 30 декабря 2016 года (приложение 1 (окончание), приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года (далее - Перечень на 2018 год). Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2017 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69 14 декабря 2017 года.
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2019 года (далее - Перечень на 2019 год). Постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2018 года, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 1, 13 декабря 2018 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 2, 13 декабря 2018 года (приложение 1 (окончание), приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2020 года (далее - Перечень на 2020 год). Постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 27 ноября 2019 года, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1, 10 декабря 2019 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 2, 10 декабря 2019 года (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 3, 10 декабря 2019 года (приложение 1 (окончание), приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2021 года (далее - Перечень на 2021 год). Указанное постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 25 ноября 2020 года, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1, 8 декабря 2020 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 2, 8 декабря 2020 года (приложение 1 (продолжение), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 3, 8 декабря 2020 года (приложение 1 (окончание), приложение 2 (начало), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 4, 8 декабря 2020 (приложение 2 (окончание)).
Постановлением Правительства Москвы от 23.11.2021 N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2022 года (далее - Перечень на 2022 год). Указанное постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 24 ноября 2021 года, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 2, 7 декабря 2021 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 3, 7 декабря 2021 года (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 4, 7 декабря 2021 года (приложение 1 (окончание), приложение 2 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 5, 7 декабря 2021 года (приложение 2 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 6, 7 декабря 2021 года, (приложение 2 (окончание)).
В Перечень на 2015 год под пунктом 3336, в Перечень на 2016 год под пунктом 695, в Перечень на 2017 год под пунктом 13325, в Перечень на 2018 год под пунктом 13602, в Перечень на 2019 год под пунктом 14883, в Перечень на 2020 год под пунктом 2637, в Перечень на 2021 год под пунктом 13847, в Перечень на 2022 год под пунктом 13209 включено нежилое здание с кадастровым номером 77:05:0001003:1996 (арх к.н. 77:05:0001003:1036), общей площадью 4 498 кв. метров, расположенное по адресу: адрес.
В Перечень на 2022 год под пунктом 13208 включено нежилое здание с кадастровым номером 77:05:0001003:1990, общей площадью 1 079, 1 кв. метров, расположенное по адресу: адрес.
Административный истец, являясь собственником нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006042:1212, общей площадью 4 303, 9 кв. метров, расположенного в нежилом здании с кадастровым номером 77:05:0001003:1996, и собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001003:1990, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими названные положения с момента вступления их в силу.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что названные здания не обладают признаками объекта налогообложения, определёнными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение зданий в Перечни противоречит приведённым законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Представитель административного истца в настоящем судебном заседании требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, представляющий также интересы заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы, требования административного истца не признал, указав, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца.
Выслушав объяснения представителя административного истца, объяснения представителя административного ответчика и заинтересованного лица, изучив материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Каировой О.А, полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы - часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного производства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемых постановлений.
Суд считает, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановлений, обладал достаточной компетенцией для их принятия.
Постановления, в оспариваемых редакциях, подписаны Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещены на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введены в действие и опубликованы в установленном порядке.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
Согласно пункту 3 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктами 1, 2, 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", в редакции, действующей на налоговые периоды 2015, 2016 годов, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определялась в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казённых учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
2.1) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, площадь каждого из которых свыше 3000 кв. метров, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2017 года на территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2, 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", в редакции Закона города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В ходе судебного разбирательства установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0006042:1212, общей площадью 4 303, 9 кв. метров, расположенное в нежилом здании с кадастровым номером 77:05:0001003:1996 (арх к.н. 77:05:0001003:1036), общей площадью 4 498 кв. метров, по адресу: адрес и нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001003:1990, общей площадью 1 079, 1 кв. метров, расположенное по адресу: адрес.
Из материалов дела и объяснений представителя административного ответчика следует, что основанием для включения здания с кадастровым номером 77:05:0001003:1996 (арх к.н. 77:05:0001003:1036) в Перечни на 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 годы являлся критерий, предусмотренный подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64, то есть вид разрешённого использования земельного участка, на котором он расположен.
При этом Правительство Москвы исходило из того, что спорное здание с кадастровым номером 77:05:0001003:1996 (арх к.н. 77:05:0001003:1036) расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:05:0001003:2177, имеющего вид разрешенного использования - "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов различного вида (1.2.7, 1.2.9, 1.2.13)".
Вместе с тем, согласно выписке из ЕГРН на объект недвижимости с кадастровым номером 77:05:0001003:1996, отсутствуют данные о связи указанного объекта с земельными участками.
Согласно имеющимся в материалах дела актам обследования спорного здания от 22 апреля 2016 года N 9050712/ОФИ, от 26 апреля 2019 года N 9052905/ОФИ фактического использования спорного здания, составленных Госинспекцией по недвижимости, в графе "кадастровый номер земельного участка, на котором расположен объект" сведения отсутствуют, в разделе 1.2 акта от 13 октября 2014 года N 9056041 указано на отсутствие оформленных земельно-правовых отношений.
Из объяснений представителей сторон следует, что с ООО "Компания Спецстройинвест" земельно-правовые отношения, для эксплуатации спорного здания не оформлены, земельные участки под зданиями с кадастровыми номерами 77:05:0001003:1996 (арх к.н. 77:05:0001003:1036), 77:05:0001003:1990 не сформированы.
Из ответа ФГБУ "ФКП Росреестра" от 5 сентября 2022 года N 2.16-/25323/22 следует, что по состоянию на 01.01.2015, 01.01.2016, 01.01.2017, 01.01.2018, 01.01.2019, 01.01.2020, 01.01.2021, 01.01.2022 сведения об установлении связи объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:05:0001003:1996 (арх к.н. 77:05:0001003:1036) отсутствовали в Информационных системах ЕГРН.
По состоянию на 01.01.2022 сведения об установлении связи объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:05:0001003:1990 также отсутствовали в Информационных системах ЕГРН.
Таким образом, утверждение административного ответчика о расположении здания с кадастровым номером 77:05:0001003:1996 (арх к.н. 77:05:0001003:1036) на земельном участке с кадастровым номером 77:05:0001003:2177 не соответствует фактическим обстоятельствам.
Исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 НК РФ), а также с учетом приведенных выше материалов дела суд считает, что сообщение заместителя руководителя Департамента городского имущества города Москвы (ответ на запрос Департамента экономической политики и развития города Москвы от 11 июля 2016 года N ДПР-20-2/1-1017/16) о пересечении объектом капитального строительства с кадастровым номером 77:05:0001003:1996 границ земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001003:2177, не является безусловным доказательством законности включения указанного здания в Перечень.
Административный ответчик, на которого частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложена обязанность доказать соответствие оспариваемого нормативного правового акта законодательству большей юридической силы, не представил доказательств, подтверждающих наличие оснований для включения спорного здания в Перечень ввиду его нахождения на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого позволяет отнести это здание к общественно-деловому или торговому центру, как того требует налоговое законодательство.
На основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения признаётся использование не менее 20% общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 1.5 Порядка).
В соответствии с пунктом 3.4 приведённого Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъёмка (при необходимости видеосъёмка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъёмка (при необходимости видеосъёмка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
Пунктом 3.6 Порядка предусмотрено, что в случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
В отношении здания с кадастровым номером 77:05:0001003:1996 (арх к.н. 77:05:0001003:1036) Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы составлены акты от 13 октября 2014 года N 9056041, от 26 апреля 2019 года N 9052905/ОФИ о фактическом использовании здания, которые стали основанием для включения названного здания в Перечни на 2015-2016 годы и Перечни на 2020-2022 годы, соответственно.
Из акта от 13 октября 2014 года N 9056041 следует, что при проведении обследования доступ на объект предоставлен не был. Установлено, что фактически здание используется под размещение офисов. Акт содержит вывод, что здание фактически используется для размещения офисов.
При этом, в разделе 2 акта "Описание фактического использования здания" указано: бытовое обслуживание - 87, 6 кв. м.; учрежденческие - 1 133, 7 кв.м.; культпросветительские - 769, 6 кв.м.; общественного питания - 262 кв.м.; общего пользования - 1 245, 1 кв.м. В разделе 6.1 "заключение о фактическом использовании", "расчетная часть" приводятся эти же количественные и качественные показатели.
Вместе с тем, согласно приведенным в указанных разделах акта данным общая площадь помещений, используемых для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (общественное питание, бытовое обслуживание) составляет всего 349, 6 кв.м, что с учетом доли, причитающей к данному виду фактического использования площади помещений общего пользования, составляет менее 20% от общей площади здания.
В разделе 6.3 акта "Размер фактической площади объекта нежилого фонда, используемой при осуществлении каждого из видов деятельности" в графе "вид деятельности" указано "офисы, спортивный комплекс" - 4 498 кв.м. Из приведенных в акте данных не ясно, какой площади помещения фактически используются под размещение офиса, какой под спортивный комплекс.
При этом нахождение в здании спортивного объекта подтверждается приложенной к акту фототаблицей, в которой зафиксирована на фасаде здания вывеска "Фитнес клуб", а также актом обследования здания от 22 апреля 2016 года N 9050712/ОФИ, составленного с доступом в здание и согласно которому здание фактически не используется для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из акта обследования от 26 апреля 2019 года N 9052905/ОФИ следует, что мероприятие проведено без доступа в здание, поскольку охраной в доступе отказано.
Согласно разделу 2 акта 2 308, 2 кв.м. используется под размещение спортивных объектов, 257, 7 кв.м. - склады (не связанные с торговлей), 552, 2 кв.м. - офисы, 58, 6 кв.м. - размещение объектов бытового обслуживания, 89 кв.м. - размещение объектов общественного питания, 1 232, 3 кв.м. - помещения общего пользования.
В разделе 6.4 акта указано, что 21, 43% площади нежилого здания используется для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, 78.57% - для иных целей (спорт, склады (не связанные с торговлей)).
Вместе с тем, в указанном акте обследования от 26 апреля 2019 года N 9052905/ОФИ, на основании которого здание включено в Перечни на 2020-2022 годы, в нарушение требований пунктов 3.4-3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий, не указано выявленных признаков размещения в здании офисов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Содержание акта не позволяет достоверно определить фактическое использование более 20 процентов от общей площади здания в качестве офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Фототаблица, включённая в указанный акт обследования, содержит фотоснимки, на которых отображён фасад здания, без каких-либо признаков проводимой в здании деятельности, что не позволяет достоверно установить фактическое использование находящихся в нём помещений.
Суд учитывает, что определение вида фактического использования зданий, в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, производится для целей налогообложения.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.
Таким образом, сам факт недопуска, без наличия объективных данных, которые свидетельствовали бы об использовании более 20 процентов общей площади здания для размещения офисов не может служить достаточным и единственным основанием для вывода о фактическом использовании этого объекта под названные цели и как следствие возложение на налогоплательщика обязанности по уплате налога на имущество в большем размере.
При этом выводы акта от 26 апреля 2019 года N 9052905/ОФИ опровергаются представленными в материалы дела стороной административного истца договорами аренды нежилых помещений и выписками из ЕГРЮЛ в отношении арендаторов, согласно которым помещения в здании в юридически значимый период сдавались в аренду юридическим лицам и индивидуальному предпринимателю, имеющим следующие виды деятельности: "Технические испытания, исследования, анализ и сертификация"; "Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками"; "Деятельность фитнес-центров"; "Деятельность спортивных объектов"; "Образование дополнительное детей и взрослых"; "Строительство электростанций".
Что касается представленных Правительством Москвы, в подтверждение своих возражений на заявленные требования, копий (скриншотов) страниц различных сайтов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", то из них не усматривается, используются ли фактически помещения, расположенные в здании, какой площади и в каких целях, а также когда и кем были даны названные объявления в сети Интернет, по состоянию на какую дату актуальны, приведённые в них сведения. На представленных скриншотах отсутствуют дата и время их получения.
Представленные сведения из подсистемы ведения торгового сбора также объективно не подтверждают фактическое использование более 20% общей площади здания для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку согласно данным площадь торговых объектов составляет 389 кв.м, что менее 20% общей площади здания.
При таких обстоятельствах, в отсутствии акта о фактическом использовании здания, составленного в соответствии с требованиями Порядка, сами по себе указанные объявления из сети Интернет" и сведения о торговом сборе, не подтверждают вид фактического использования здания в юридически значимые периоды.
При таких обстоятельствах акты обследования фактического использования здания от 13 октября 2014 года N 9056041, от 26 апреля 2019 года N 9052905/ОФИ объективно не подтверждают фактическое использование здания в качестве офисного и (или) торгового центров. Выводы актов опровергаются представленными стороной административного истца доказательствами, анализ которых приведен судом выше.
Акт о фактическом использовании здания от 6 октября 2022 года N 91228853/ОФИ, согласно которому здание с кадастровым номером 77:05:0001003:1996 фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания изготовлен в плановом порядке на новый налоговый период так как, составлен после утверждения оспариваемых Перечней, и, следовательно, не подтверждает вид фактического использования здания в юридически значимые периоды.
Согласно экспликации нежилые помещения в здании с кадастровым номером 77:05:0001003:1996 имеют назначение: бытового обслуживания - 94, 8 кв. метров; культпросветительские - 2 396, 3 кв. метров; общественного питания - 352, 1 кв. метров; учрежденческие - 1 642 кв. метров; прочие - 12, 8 кв. метров.
При этом суд учитывает, что само по себе наименование "учрежденческие" не означает, что указанное помещение является офисом по смыслу, придаваемому этому понятию Порядком, поскольку может быть использовано непосредственно для проектных и научных работ, образования, медицины, производства товаров и т.п.
Таким образом, помещения в здании, имеющие назначение, подпадающее под признаки, предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (общественное питание, бытовое обслуживание), составляют менее 20% площади спорного здания.
Учитывая изложенное, суд полагает, что здание с кадастровым номером 77:05:0001003:1996 (арх к.н. 77:05:0001003:1036), включённое в Перечни на 2015-2022 годы, не отвечает признакам, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объекта недвижимости, включённого в оспариваемые Перечни, признакам административно-делового и (или) торгового центров, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
Однако Правительством Москвы, исходя из изложенного, таких доказательств, относительно включения здания с кадастровым номером 77:05:0001003:1996 (арх к.н. 77:05:0001003:1036) в Перечни на 2015-2022 годы, не представлено.
Поскольку оспариваемые положения в части включения здания с кадастровым номером 77:05:0001003:1996 (арх к.н. 77:05:0001003:1036), в Перечни на 2015-2022 годы, содержат противоречия налоговому законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу, они признаются судом недействующими.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Оспариваемые положения, в части включения здания с кадастровым номером 77:05:0001003:1996 (арх к.н. 77:05:0001003:1036) в Перечни на 2015-2022 годы, приняты позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому они не соответствуют, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, они признаются недействующими со дня вступления их в силу, то есть с 1 января, соответствующего налогового периода по налогу на имущество организаций.
Что касается здания с кадастровым номером 77:05:0001003:1990, то из пояснений представителя Правительства Москвы и материалов дела следует, что оно включено в оспариваемый Перечень на 2022 в соответствии с пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", исходя из критерия его фактического использования, на основании акта обследования фактического использования здания от 21 июня 2021 года N 91213894/ОФИ.
Указанный акт составлен Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, совместно с ГБУ "МКМЦН".
Из разделов 2, 6.4 которого следует, что 97, 11% площади помещений в здании используются для размещения офисов. В акте отражен вывод о том, что спорное здание фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В названном акте, в строгом соответствии с положениями постановления Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, содержаться необходимые, математически верные, расчеты площадей здания, используемых под каждый вид деятельности.
Сам акт составлен уполномоченными на то должностными лицами, выводы акта подтверждаются приложенной к нему фототаблицей и никем не опровергнуты.
Акт подписан всеми участниками обследования без каких-либо замечаний. Отраженные в акте выводы ясны, конкретны, однозначны и непротиворечивы, согласуются с его содержанием.
В акте есть необходимое описание проведенных обследований, поэтажный план и экспликация здания, иллюстрации, подтверждающие выводы.
То обстоятельство, что в приложенной к акту фототаблице отсутствуют фотографии всех помещений здания, которые отнесены к офисам, не свидетельствует о недостоверности отражённых в акте выводах. Порядок установления вида фактического использования зданий не содержит императивных требований о приложении к акту фотографий всех помещений, обследуемого здания.
Таким образом, выводы, содержащиеся в акте обследования здания, подтверждаются, приложенными к акту поэтажным планом, экспликацией здания и фототаблицей, которые наглядно подтверждают расположение внутри здания с кадастровым номером 77:05:0001003:1990 помещений, используемых под офисы, в соответствии с определением этого объекта данным в пункте 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий.
В акте произведены соответствующие расчеты площади здания с кадастровым номером 77:05:0001003:1990 согласно требованиям Методики определения вида фактического использования нежилых зданий (строений, сооружений) для целей налогообложения, утверждённой постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, согласно пункту 1.4 которой под частью здания (строения, сооружения) понимается этаж здания (строения, сооружения), часть этажа здания (строения, сооружения), подвал (подвальный этаж) здания (строения, сооружения), чердак (чердачные помещения) здания (строения, сооружения), мансардные помещения (мансарда, мансардный этаж) здания (строения, сооружения) и иные помещения здания (строения, сооружения), в которых расположены помещения общего пользования и полезная нежилая площадь (при ее наличии в соответствующей части здания (строения, сооружения).
Пунктом 2.2 указанной Методики предусмотрено, что при определении доли помещений общего пользования, используемых для осуществления каждого из видов деятельности (Sоп.-оф, Sоп.-пит, Sоп.-быт, Sоп.-торг.), размер площади помещений общего пользования (Sоп.) рассчитывается в отношении каждой части здания (строения, сооружения) и относится только к полезной нежилой площади, расположенной в данной части здания (строения, сооружения), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из раздела 2 акта усматривается, какие именно помещения и какой площади были отнесены к каждому виду фактического использования.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания не доверять выводам, содержащимся в представленном акте.
При этом административным истцом не представлено каких-либо допустимых доказательств, которые бы объективно свидетельствовали об ином фактическом использовании, принадлежащего ему объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:05:0001003:1990. Содержание договоров аренды нежилых помещений, выписок из ЕГРЮЛ, представленных административным истцом в отношении здания с кадастровым номером 77:05:0001003:1990, сами по себе не свидетельствует о виде фактического использования нежилого здания и опровергается выводами акта обследования объекта от 21 июня 2021 года N 91213894/ОФИ.
При таких обстоятельствах суд признаёт акт обследования от 21 июня 2021 года N 91213894/ОФИ достоверным доказательством фактического использования здания с кадастровым номером 77:05:0001003:1990.
Ссылка административных истцов на решение Московского городского суда от 14 июля 2021 года, которым спорное здание исключалось из Перечней за предыдущие налоговые периоды, судом отклоняется, поскольку данный судебный акт принят в отношении нормативных правовых актов, действовавших на иные налоговые периоды, в нем не дана оценка акту обследования здания от 21 июня 2021 года N 91213894/ОФИ, в этой связи названное решение суда не имеет преюдициальное значение при разрешении судом настоящего спора.
Таким образом, судом установлено, что включение здания с кадастровым номером 77:05:0001003:1990 в Перечень на 2022 год, в полной мере соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", поскольку здание является нежилым, отдельно стоящим, имеет площадь более 1 000 квадратных метров и более 20% его площади фактически используется для размещения офисов.
Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым противоречило бы постановление в названной части, не имеется.
Постановление и приложение 1 к нему приняты Правительством Москвы по предмету совместного ведения Российской Федерации и её субъектов в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральным законодательством, и в части включения здания с кадастровым номером 77:05:0001003:1990 в Перечень на 2022 год федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, прав и свобод административного истца не нарушают, в связи с чем суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований административного истца в указанной части.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" или размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
В связи с частичным удовлетворением требований административного истца, суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым при распределении понесённых сторонами судебных расходов, взыскать с Правительства Москвы в пользу ООО "Компания Спецстройинвест" 4 500 рублей, в счёт возврата государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд с настоящими административным исковым заявлением.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 111, 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО "Компания Спецстройинвест" удовлетворить частично.
Признать недействующими с 1 января 2015 года пункт 3336 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Признать недействующим с 1 января 2016 года пункт 695 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы".
Признать недействующим с 1 января 2017 года пункт 13325 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы".
Признать недействующим с 1 января 2018 года пункт 13602 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Признать недействующим с 1 января 2019 года пункт 14883 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Признать недействующим с 1 января 2020 года пункт 2637 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Признать недействующим с 1 января 2021 года пункт 13847 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Признать недействующим с 1 января 2022 года пункт 13209 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
В удовлетворении остальной части административного искового заявления ООО "Компания Спецстройинвест" - отказать.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ООО "Компания Спецстройинвест" в счет возврата государственной пошлины 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" или размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 7 ноября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.