Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела (дело поступило 30 августа 2022 года) жалобу защитника открытого акционерного общества "Спецуправление дорожных работ" ФИО1 на вступившее в законную силу постановление главного инспектора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому Федеральному округу ФИО2 от 28 декабря 2021 года, решение судьи Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 09 февраля 2022 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 06 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - открытого акционерного общества "Спецуправление дорожных работ",
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного инспектора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому Федеральному округу ФИО2 от 28 декабря 2021 года г. N СК905291, ОАО "Спецуправление дорожных работ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 09 февраля 2022 года, вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Ставропольского краевого суда от 06 апреля 2022 года, вышеуказанное постановление и судебное решение было изменено в части, размер назначенного административного наказания в виде штрафа снижен до 125 000 рублей. В остальной части обжалуемые акты оставлены без изменения.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решениями судебных инстанций, в жалобе, адресованной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ОАО "Спецуправление дорожных работ" ФИО1 просит состоявшиеся постановление должностного лица и судебные акты отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы ссылается на недоказанности вины ОАО "Спецуправление дорожных работ" в совершении вмененного административного правонарушения.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом), под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства согласно приложению N 1 или нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства согласно приложению N 2.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) (далее - Закон N 257-ФЗ) установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном этим законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями статьи 31 Закона N 257-ФЗ (часть 2 данной статьи).
В соответствии с постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 1742, при размещении груза на транспортном средстве должны соблюдаться значения весовых и габаритных параметров, установленных Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, а также обеспечиваться условия равномерного распределения массы груза по всей площади платформы или кузова транспортного средства, контейнера.
Как следует из положений части 15 статьи 31 Закона N 257-ФЗ, частей 8, 12 статьи 11 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ), погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 2 Закона N 259-ФЗ грузоотправителем признается физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.
В силу статьи 2 Закона N 259-ФЗ грузоотправителем признается физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в т
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес", координаты местоположения "данные изъяты" была осуществлена погрузка груза в транспортное средство "данные изъяты" седельный грузовой тягач государственный регистрационный знак "данные изъяты" с превышением максимально допустимой массы транспортного средства. Максимально допустимая масса, в соответствии с приложением 2 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.000 тонн, фактическая масса груза по транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ N, 58 тонн, масса транспортного средства "данные изъяты" "данные изъяты" седельный грузовой тягач государственный регистрационный знак "данные изъяты" по паспорту транспортного средства серии "адрес" без нагрузки составляет "данные изъяты" В сумме с нагрузкой масса вышеуказанного транспортного средства составляет 50, 12 тонн.
Согласно товарно-транспортной накладной лицом, осуществлявшим погрузку груза (грузоотправителем), и грузополучателем является ОАО "Спецуправление дорожных работ".
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ОАО "Спецуправление дорожных работ" к административной ответственности по части 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения подтверждаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении N N от 23 декабря 2021 года, транспортной накладной N N от 12 ноября 2021 года, согласно которой масса груза составила 41, 58 тонн, грузоотправителем является ОАО "Спецуправление дорожных работ", паспортом транспортного средства, согласно которого транспортное средство без нагрузки составляет 8545 и иными собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, ОАО "Спецуправление дорожных работ", являясь грузоотправителем, а, соответственно, будучи ответственным за погрузку груза на транспортное средство имело возможность для соблюдения норм и Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, однако им не принято достаточных и всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии ОАО "Спецуправление дорожных работ" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Деяние общества квалифицировано по части 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного кодекса.
Доводы жалобы о том, что ОАО "Спецуправление дорожных работ" не является субъектом вмененного административного правонарушения и не обязан организовывать и контролировать движение транспортного средства, так как он является грузоотправителем, а не грузоперевозчиком, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Субъектами данного административного правонарушения являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществившие погрузку груза в транспортное средство.
Согласно транспортной накладной лицом, осуществлявшим погрузку груза (грузоотправителем), и грузополучателем является ОАО "Спецуправление дорожных работ".
Доводы жалобы о недоказанности вины ОАО "Спецуправление дорожных работ"" в совершении вмененного административного правонарушения направлены на иную оценку исследованных доказательств, установленные обстоятельства и выводы о виновности названного лица в совершении указанного административного правонарушения не опровергают.
В частности, доводы, которыми аргументирована жалоба заявителя о том, что отсутствует акт взвешивания, не является основанием для отмены постановления, поскольку административным органом и судами с достоверностью установлено, что имеется превышение допустимой массы транспортного средства. Это обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами (транспортной накладной N от ДД.ММ.ГГГГ, паспортом транспортного средства серии "адрес") из которых следует, что фактическая масса груза, с учета массы транспортного средства, составила 50, 12 тонн при допустимой массе -44 000 тонн.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от т 03.06.2022 N 34-АД22-4-К3.
Материалы дела позволили должностному лицу и судебными инстанциями сделать вывод о том, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Постановление о привлечении ОАО "Спецуправление дорожных работ"" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей назначено судом с применением положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ ниже минимального предела, предусмотренного санкцией статьи, согласуется с его предупредительными целями и соответствует принципам законности, справедливости и целесообразности юридической ответственности.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных по делу постановления и решения, в ходе производства по настоящему делу не допущено. Принцип презумпции невиновности не нарушен, назначено минимальное наказание, предусмотренное частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
постановление главного инспектора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от 28 декабря 2021 года, решение судьи Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 09 февраля 2022 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 06 апреля 2022 года, вынесенные в отношении юридического лица - открытого акционерного общества "Спецуправление дорожных работ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника открытого акционерного общества "Спецуправление дорожных работ" ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции подпись Р.Х. Юлдашев
Справка: судья районного суда Рынгач Е.Е.
судья краевого суда Корнушенко О.Р.
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.