Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Вербышевой Ю.А. и Ефимовой Д.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сатурн" о возложении обязанности, по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сатурн" на решение Волжского районного суда г. Саратова от 31 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 31 мая 2022 г, заслушав доклад судьи Вербышевой Ю.А,
УСТАНОВИЛА:
администрация муниципального образования "Город Саратов", администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" обратились в суд с иском к ООО "Управляющая компания "Сатурн" об обязании в течении двух месяцев с момента вынесения решения организовать место (площадку) накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Лунная д. 21.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 31 января 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 31 мая 2022 г, суд обязал ООО "Управляющая Компания "Сатурн" в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организовать место и оборудовать площадку накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес". Взыскал с Управления судебного департамента в Саратовской области в пользу ООО "ЛНСЭ" расходы по проведению судебной экспертизы в размере 18 000 руб.
В кассационной жалобе ООО "Управляющая компания "Сатурн" просит отменить состоявшиеся судебные постановления. Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судом установлено, что многоквартирный "адрес" в "адрес" находится в управлении ООО "Управляющая компания "Сатурн".
В рамках имеющихся полномочий, администрацией Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" выявлен факт отсутствия на территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", контейнерной площадки для сбора отходов, а также не обеспечена установка ООО "Управляющая компания "Сатурн" на обслуживаемой территории сборников для твердых коммунальных услуг и крупногабаритных отходов.
На основании определения суда по делу была назначена и проведена комплексная (геодезическая, техническая) судебная экспертиза.
Согласно заключению ООО "ЛНСЭ" N от 23 декабря 2021 г. площадь земельного участка с кадастровым номером N, сформированного под многоквартирным жилым домом N по "адрес" в "адрес", его форма и фактический режим землепользования не позволяют организовать площадку для сбора ТКО в соответствии с действующими нормативно - техническими документами. При этом, экспертом отмечается, что с технической точки зрения организовать площадку сбора ТКО для нужд многоквартирного "адрес" в "адрес" возможно на территории земельного участка МО "Город Саратов", собственность которого не разграничена в границах, описанных координатами в местной системе координат МСК-64, зона 2 показанными в таблице 1. Расположение предлагаемого места размещения площадки для сбора ТКО показано на демонстрационной схеме приложения 1.
Разрешая исковые требования, суд руководствовался положениями статей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3, исходил из того, что управляющие организации обязаны организовать места накопления твердых коммунальных отходов обслуживаемых многоквартирных домов и сам по себе факт отсутствия возможности организации площадки места сбора ТКО на земельном участке, сформированном под многоквартирным домом, не освобождает управляющую организацию - ООО "Управляющая компания "Сатурн" от обращения в орган местного самоуправления для согласования места размещения такой площадки за пределами сформированного земельного участка под многоквартирный дом, и организации самой площадки места накопления ТКО.
С учетом установленных обстоятельств, суд обязал ООО "Управляющая Компания "Сатурн" в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организовать место и оборудовать площадку накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", указав, что выбор способа исполнения возложенной законом обязанности по обеспечению мест сбора и вывоза твердых бытовых отходов, принадлежит ответчику. Таким способом может являться как получение в установленном законом порядке земельного участка под обозначенные цели, так и заключение соглашения о порядке и условиях использования имеющихся контейнерных площадок с их собственником.
При проверке состоявшегося по делу решения суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Доводы апелляционной жалобы, что оборудование контейнерной площадки для сбора ТКО не входит в обязанности управляющей организации, судебной коллегией областного суда отклонены, как основанные на неверном понимании норм материального права.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы суда первой и апелляционной инстанции основанными на правильно установленных обстоятельствах по делу и правильном применении норм материального права и соблюдении процессуального закона.
Пунктами 1, 2 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 этого Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пункта 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 N 290, к данному перечню отнесены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
С учетом вышеуказанных норм права судом первой и апелляционной инстанции правомерно сделан вывод о том, что обязанность по содержанию и обслуживанию контейнерных площадок вменяется управляющей организации, обслуживающей жилой дом, поскольку они находятся в пользовании жильцов многоквартирного жилого дома и данный вид работ обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Все обстоятельства, на которые ссылался ответчик ООО "Управляющая Компания "Сатурн" в обоснование своих возражений, получили соответствующую правовую оценку судов исходя из положений жилищного законодательства.
Доводы жалобы об отсутствии денежных средств, о том, что в управлении ООО "Управляющая Компания "Сатурн" находится один пятиэтажный дом, о нецелесообразности установки контейнерной площадки для сбора отходов, выводы судов не опровергают и не могут повлечь отмену судебных актов.
Несогласие с оценкой, данной судами представленным доказательствам, и установленным судами обстоятельствам не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, постановленных в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 31 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 31 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сатурн" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.