Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Ладейщиковой М.В, Абдрахмановой Э.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кривошея Сергея Николаевича на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 июня 2022 года по административному делу N2а-2554/2022 по административному иску инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Инспекция) к Кривошею Сергею Николаевичу о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу, задолженности и пени по страховым взносам.
Заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция обратилась в суд с административным иском о взыскании с Кривошея С.Н. недоимки и пени по транспортному налогу за 2019 год; задолженности и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год, указывая на неисполнение административным ответчиком обязанности по уплате обязательных платежей в установленные сроки, соблюдении налоговым органом процедуры принудительного взыскания возникшей задолженности.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 марта 2022 года административные исковые требования удовлетворены.
С Кривошея С.Н. взысканы: недоимка по транспортному налогу за 2019 год в размере 6 680 рублей и пени по налогу в сумме 65, 30 рублей за период со 02 декабря 2020 года по 08 февраля 2021 года; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32 448 рублей и пени в сумме 179, 28 рублей за период с 01 января по 08 февраля 2021 года; государственная пошлина в размере 1 381, 18 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 июня 2022 года решение суда от 14 марта 2022 года отменено в части взыскания с Кривошея С.Н. недоимки и пени по транспортному налогу с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Изменено решение суда в части взыскания с Кривошея С.Н. государственной пошлины, определив ко взысканию государственную пошлину в сумме 1 178, 82 рублей.
В поданной 01 сентября 2022 года кассационной жалобе Кривошей С.Н. просит постановленные судебные акты отменить, как незаконные, прекратить производство по делу, ссылаясь на отсутствие у него обязанности оплачивать страховые взносы в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года N5-П, являясь адвокатом из числа военных пенсионеров; нарушение налоговым органом срока для обращения в суд; необоснованный отказ суда первой инстанции в принятии встречного административного иска.
Инспекцией направлены письменные возражения об отсутствии оснований для отмены решения суда и апелляционного определения.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В статье 45 НК РФ определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ адвокаты признаются плательщиками страховых взносов.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (часть 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Как следует из материалов дела, с 08 июня 2004 года Кривошей С.Н. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" и состоит на учет в налоговом органе, как плательщик страховых взносов в статусе адвоката.
Инспекцией Кривошею С.Н. сформировано налоговое уведомление N81199554 от 01 сентября 2020 года на уплату транспортного налога за 2019 год в размере 6 680 рублей.
В связи с неуплатой Кривошеем С.Н. в установленные сроки транспортного налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, Инспекцией оформлено требование N12066 по состоянию на 09 февраля 2021 года на уплату недоимки и пени по транспортному налогу за 2019 год, задолженности по страховым взносам за 2020 год в размере 32 448 рублей и пени в сумме 179, 28 рублей, со сроком исполнения до 06 апреля 2021 года.
07 июня 2021 года мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Кривошея С.Н. в пользу налогового органа недоимки и пени по транспортному налогу, задолженности и пени по страховым взносам, который 22 ноября 2021 года отменен в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.
16 декабря 2021 года в суд поступил административный иск Инспекции.
Суд первой инстанции, разрешая заявленный спор по существу, установив, что Кривошей С.Н, является плательщиком страховых взносов за 2020 год и транспортного налога за 2019 год; обязательные платежи в предусмотренные налоговым законодательством сроки не уплатил, Инспекцией правильно рассчитана сумма задолженности и пени за указанные налоговые периоды и соблюдена процедура принудительного взыскания обязательных платежей, установленная статьей 48 НК РФ, удовлетворил административные исковые требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в части взыскания с Кривошея С.В. задолженности и пени по страховым взносам.
Вместе с тем, отменяя решение суда в части взыскания с административного ответчика недоимки и пени по транспортному налогу, судебная коллегия по административным делам окружного суда указала на оплату 29 июня 2021 года Кривошеем С.В. данной задолженности, в связи с чем отказала в удовлетворении заявленного налоговым органом требования.
С позицией судов нижестоящих инстанций следует согласиться.
Подлежат отклонению суждения Кривошея С.Н. о его освобождении от уплаты страховых взносов в 2020 году со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 года N5-П.
В настоящее время Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" статьи 6 и 7 Федерального закона N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" дополнены положениями в части исключения из числа страхователей и застрахованных лиц адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
Вместе с тем, указанные изменения на предыдущие правоотношения не распространяются, а потому основанием для освобождения административного ответчика от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год служить не могут.
Порядок взыскания налоговой задолженности регламентирован положениями НК РФ, механизм которого реализуется налоговым органом в несколько этапов, ограниченных строгими временными периодами.
Реализация каждого последующего этапа принудительного взыскания недоимки и пеней напрямую зависит от предыдущих действий налогового органа.
Первоначальным действием по реализации налоговым органом механизма принудительного взыскания задолженности является направление требования об уплате налога.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункты 1, 2 статьи 69 НК РФ).
В соответствии с абзацем 1 пункта 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
На основании пункта 2.2 приказа ФНС России от 25 февраля 2009 года NММ-7-6/86@ "Об утверждении порядка выполнения массовой печати и рассылки налоговых документов по назначению в условиях централизованной обработки данных" (далее - Порядок) установлены единые принципы выполнения массовой печати налоговых уведомлений и требований с отправкой по назначению заказными почтовыми письмами без уведомления о вручении, а также информационных писем с отправкой по назначению простыми почтовыми отправлениями в условиях использования программного обеспечения АИС "Налог-ЦОД".
По результатам передачи оператору почтовой связи отправлений и сопроводительных документов ЦОД с использованием программного обеспечения АИС "Налог-ЦОД" в автоматическом режиме передает в Инспекции в Систему ЭОД сведения об отправленных документах (штрих-кодовый идентификатор отправления и дату отправки) (пункт 5.7 Порядка).
В рассматриваемом деле Инспекцией соблюден порядок принудительного взыскания обязательных платежей.
Как следует из письменных пояснений представителя Инспекции, 12 февраля 2021 года требование от 09 февраля 2021 года направлено Кривошею С.Н. посредством "Массовая печать и рассылка", подтверждается скриншотом из информационного ресурса "АИС Налог-3 Пром" с указанием на ШПИ - "данные изъяты", что свидетельствует о направлении требования надлежащим образом.
Обращение налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа и последующее обращение в суд после отмены судебного приказа произведено в сроки, установленные положениями статьи 48 НК РФ.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кривошея Сергея Николаевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме принято 19 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.