Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Хасановой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1236/2022 по иску Жукова Игоря Анатольевича к Управлению жилищного и коммунального хозяйства администрации г. Екатеринбурга об оспаривании отказа в выплате компенсации расходов на оплату жилья, возложении обязанности, по кассационной жалобе Жукова Игоря Анатольевича на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 3 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 31 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, выслушав Жукова И.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Жуков И.А. обратился в суд с иском к Управлению жилищного и коммунального хозяйства администрации г. Екатеринбурга (далее - Управление) о признании незаконным отказа в предоставлении компенсации коммунальных услуг на содержание общего имущества комплекса "Палникс", где расположен жилой дом истца, возложении на ответчика обязанности произвести расчет компенсации понесенных коммунальных расходов истца, зарегистрированного и проживающего в доме N "данные изъяты", на оплату услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества с 1 апреля 2020 г. по день вынесения решения.
В обоснование заявленных требований Жуков И.А. ссылался на то, что решением ответчика ему, как ветерану боевых действий, назначена компенсация расходов с 1 апреля 2020 г. по заявлению N 414908 от 24 ноября 2020 г. на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. На указанный истцом лицевой счет оплата не поступала, ответчиком не рассчитывалась. Истцом ежемесячно производится оплата ежемесячного взноса на содержание общего имущества в размере 6 250 руб. Сведения об оплате данной суммы переданы ответчику, также передана справка от ЖК ОД "Палникс" об отсутствии задолженности за предыдущие периоды. Коттеджный поселок, в котором расположен дом истца, является объектом жилищно-правого регулирования и на него распространяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации. Обязанность по внесению ежемесячных обязательных платежей предусмотрена статьей 156 Жилищного кодекса Российской Федерации. С учетом того, что установление размеров платежей для каждого собственника помещения в многоквартирном доме относится к компетенции кооператива, расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, являются обязательными платежами. 25 июня 2021 г. истцом ответчику было направлено требование об устранении нарушений законодательства со стороны Управления. 31 июля 2021 г. поступил ответ от 27 июля 2021 г. об отказе в удовлетворении требования.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 3 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 31 мая 2022 г, в удовлетворении исковых требований Жукова И.А. отказано.
В кассационной жалобе истец Жуков И.А. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятых с существенными нарушениями норм материального права, принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика Управления жилищного и коммунального хозяйства администрации г. Екатеринбурга в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения относительно кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами, истец Жуков И.А. является ветераном боевых действий, имеет право на льготы, установленные статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Из представленной выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что истец является собственником 4/5 долей в праве собственности на жилой дом, площадью 324, 2 кв.м, расположенный по адресу: "данные изъяты".
Согласно уведомлению N 73357/2020/Н от 3 декабря 2020 г. истцу назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 1 апреля 2020 г. на основании заявления N 414908 от 24 ноября 2020 г.
По результатам рассмотрения обращения истца об устранении нарушения прав Управлением направлен ответ от 27 июля 2021 г, из которого следует, что истцу назначена компенсация расходов по категории "ветеран боевых действий" по адресу: "данные изъяты". Меры социальной поддержки в виде компенсации расходов для данной категории установлены пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Исходя из того, что указанным законом не установлена мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату целевых взносов, взимаемых в целях содержания общего имущества коттеджных комплексов, представить компенсацию расходов на оплату услуги "ежемесячный взнос" с домовладения не представляется возможным.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 16 Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", статей 153 - 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в виде платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения предоставляется в отношении расходов понесенных лицом, являющимся собственником либо нанимателем жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, истец является собственником и несет расходы по оплате ежемесячного взноса с домовладения в отношении земельного участка и индивидуального жилого дома расположенного на нем, соответственно не несет расходы, указанные в подпункте 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, при разрешении спора судом применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
На основании статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе получение ежемесячной денежной выплаты.
Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий установлены статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", среди которых компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов:
- платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);
- взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим (подпункт 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах").
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 Федерального закона (пункт 1 статьи 23 Федерального закона "О ветеранах").
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Свердловской области от 9 октября 2009 г..N 79-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, при осуществлении переданного им государственного полномочия по предоставлению компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в пределах их компетенции обязаны: 2) проверять, приложены ли к заявлениям граждан о предоставлении им компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг все документы, указанные в установленном Правительством Свердловской области перечне прилагаемых к заявлению документов; 2-1) направлять специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, либо лицу, на имя которого открыт специальный счет, предназначенный для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытый в кредитной организации, запросы о предоставлении в порядке, установленном Правительством Свердловской области, информации о наличии у гражданина, подавшего заявление о предоставлении ему компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, или у получателя этой компенсации задолженности по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; 3) определять состав семьи получателя компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в порядке, установленном федеральным законодательством; 4) определять размер компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, осуществлять перерасчет этого размера в порядке, установленном
федеральным законодательством и нормативными правовыми актами, принимаемыми Правительством Свердловской области; 5) осуществлять назначение и выплату компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в порядке, установленном Правительством Свердловской области; 6) прекращать выплату компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в случаях и порядке, установленных Правительством Свердловской области; 8) обеспечивать расходование средств, указанных в части первой пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, исключительно на те цели, на которые предоставлены эти средства.
Порядок назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 г. N 688-ПП.
Согласно пункту 5 Порядка компенсация расходов предоставляется, том числе, гражданам в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах": ветеранам боевых действий из числа категорий, указанных в подпунктах 1 - 4 и 8 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Из приведенных нормативных положений следует, что ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки только в виде компенсации платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату услуг по содержанию общего имущества коттеджного поселка Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" не предусмотрены.
Истцом заявлены требования о предоставлении ему государственной услуги в виде возмещения расходов на оплату ежемесячного взноса за жилой дом, расположенный в коттеджном поселке, со ссылкой на то, что уплачиваемый им взнос по существу является платой за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Как следует из представленного истцом в материалы дела договора N 49/1 на управление, техническое обслуживание и ремонт общего имущества и объектов общего пользования и предоставление коммунальных услуг в Микрорайоне "Палникс" от 11 января 2016 г, заключенного между истцом и Жилищным кооперативом "Объединение домовладельцев "Палмикс", справки от 3 февраля 2022 г, выданной указанным кооперативом, истец производит оплату ежемесячного взноса на обеспечение круглосуточно вооруженными охранниками частного охранного предприятия, в стационарном и мобильном режиме поддержание общественного порядка, осуществление контрольно-пропускного режима на территории поселка, освещение поселка, содержание дорог общего пользования, обслуживание инженерных сетей, расположенных в коттеджном поселке, содержание и уборку территории (мест общего пользования) коттеджного поселка, вывоз бытового мусора с организованной стационарной площадки, благоустройство и озеленение мест общего пользования, содержание иных объектов общего пользования, перечень которых утвержден решением правления кооператива.
Вместе с тем, как правильно указали суды, ветераны боевых действий, к которым относится Жуков И.А, в соответствии с положениями Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", право на получение мер социальной поддержки в виде возмещения расходов на оплату содержания общего имущества коттеджного поселка, в котором расположен индивидуальный жилой дом, принадлежащий ветерану, не предусмотрено.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судов по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку они соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы о том, что установленные меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате за содержание жилья должны предоставляться независимо от вида жилищного фонда, основаны на неправильном толковании положений статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", сделаны без учета положений части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающей структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещения в многоквартирном доме, к которым Жуков И.А. не относится.
Нарушений норм материального или норм процессуального права, которые по смыслу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены судебных постановлений на стадии их кассационного обжалования, судами не допущено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 3 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 31 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Жукова Игоря Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.