Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л. при секретаре судебного заседания Орловой Е.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-197/2022 по кассационной жалобе представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации Носенко Виктора Олеговича на решение Московского гарнизонного военного суда от 15 апреля 2022 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 21 июля 2022 г., принятые по административному иску военнослужащего войсковой части N. "звание" Бархатова Атемия Александровича об оспаривании действий федерального государственного казенного учреждения "данные изъяты" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с определением размера дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения, подлежащих учету на именном накопительном счете (далее - ИНС) участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы и возражения на нее, кассационный военный суд
установил:
указанным решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, вышеназванный административный иск удовлетворен частично.
Суд признал незаконными действия ФГКУ "Росвоенипотека", связанные с расчётом дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения (далее - инвестиционный доход), подлежащих учету на ИНС административного истца в размере "данные изъяты", возложив на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по перечислению в ФГКУ "Росвоенипотека" сумму неучтенного на ИНС Бархатова А.А. инвестиционного дохода в размере "данные изъяты" На ФГКУ "Росвоенипотека" судом возложена обязанность по учету на ИНС административного истца указанной суммы инвестиционного дохода.
В удовлетворении требований об учете на ИНС Бархатова А.А. инвестиционного дохода за счет средств инвестиционного дохода, распределяемого между участниками НИС отказано.
В кассационной жалобе, поданной 20 сентября 2022 г, представитель административного ответчика, выражая несогласие с состоявшимися судебными актами и полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит об их отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование автор жалобы, ссылаясь на положения ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), утверждает о пропуске административным истцом срока обращения с заявлением в суд.
Так заявитель указывает, что административный истец ежегодно имел возможность знакомиться со сведениями о средствах, учтённых на его ИНС, в том числе о размере недоучтенного инвестиционного дохода, однако с административным иском обратился только в январе 2022 г.
По мнению автора жалобы, является незаконным возложение на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по перечислению в ФГКУ "Росвоенипотека" сумм инвестиционного дохода, поскольку действиями ведомства права и свободы административного истца не нарушались, а возложение данной обязанности противоречит требованиям бюджетного законодательства.
В возражениях на кассационную жалобу представитель административного истца Зубринович Ю.И, указывая на необоснованность изложенных в ней доводов, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменений.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы жалобы, кассационный военный суд не находит оснований для удовлетворения кассационного обращения.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривающими дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций.
Пунктами 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определено, что обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральный закон).
В соответствии с ч. 4, 5 и 6 ст. 5 Федерального закона учет накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет накопительных взносов на ИНС участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается со дня закрытия этого счета.
Учет доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в подп. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В целях реализации ст. 7 Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 этих правил регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с названными Правилами.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано федеральное государственное учреждение ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
В силу подп. "в" п. 5, подп. 6 и 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, ИНС включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников НИС Министерством обороны Российской Федерации, соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.
Внесение изменений в ИНС осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников НИС.
Изменения в ИНС вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений. При внесении изменений в ИНС производится перерасчет размера накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на этом счете.
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, утвержденных тем же постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на ИНС участников НИС с учетом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на ИНС, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
В расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных с доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренным ч. 2 ст. 15 Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 218, п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу п. 1 и 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 8 октября 2019 г. признаны незаконными бездействия начальника филиала военной академии, по своевременному включению Бархатова А.А. в реестр участников НИС, а также действия ФГКУ "Росвоенипотека" по неполному учету на его ИНС инвестиционного дохода за период с 12 июня 2009 г. по 1 октября 2015 г.
Суд обязал ФГКУ "Росвоенипотека" определить величину инвестиционного дохода, подлежащего учету на ИНС Бархатова А.А, истребовав рассчитанные денежные средства из Министерства обороны Российской Федерации, а последнее перечислить их.
Во исполнение вышеназванного решения гарнизонного военного суда ФГКУ "Росвоенипотека" за период с 12 июня 2009 г. по 1 октября 2015 г. произвело расчёт инвестиционного дохода, подлежащего учету на ИНС административного истца, размер которого составил "данные изъяты"
14 декабря 2020 г. инвестиционный доход в указанном размере был учтен на ИНС Бархатова А.А.
Полагая свои права нарушенными, Бархатов А.А. обратился с административным иском в суд.
Определением судьи гарнизонного военного суда от 21 марта 2022 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Как следует из справки, отражающей сведения о средствах, учтенных на именном накопительном счете административного истца, представленной административным ответчиком и исследованной в судебном заседании, по состоянию на 1 января 2021 г. на ИНС Бархатова А.А. учтены накопления за период с 12 июня 2009 г. по 31 декабря 2020 г. в размере "данные изъяты" в том числе инвестиционный доход в размере "данные изъяты", с учетом "данные изъяты", учтённых в декабре 2020 г.
Между тем, согласно сведениям о средствах, учтенных на ИНС участников НИС по состоянию на 1 января 2021 г. (приложение N 7 к Информации об итогах функционирования НИС в 2020 г.) размер инвестиционного дохода, подлежащего учёту на ИНС административного истца в случае его современного включения в реестр частников НИС, по состоянию на 1 января 2021 г. составил бы "данные изъяты"
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций, пришли к правильному выводу о незаконности действий ФГКУ "Росвоенипотека", связанных с расчетом и учетом на ИНС Бархатова А.А. инвестиционного дохода в размере "данные изъяты", поскольку указанное, ставит его в неравное положение с военнослужащим, своевременно включенными в реестр участников НИС в июне 2009 г.
Учитывая, что на ИНС административного истца учтён инвестиционный доход в размере "данные изъяты", суды нижестоящих инстанций, с учетом сведений о средствах, учтенных на ИНС участников НИС по состоянию на 1 января 2021 г. верно определили размер недополученного инвестиционного дохода, подлежащего учету на его ИНС, который составляет "данные изъяты".
С целью восстановления нарушенных прав административного истца гарнизонный военный суд, с выводом которого согласился и суд апелляционной инстанции, обоснованно возложил на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по перечислению в ФГКУ "Росвоенипотека" суммы недополученного инвестиционного дохода для последующего её учёта ФГКУ "Росвоенипотека" на ИНС Бархатова А.А.
Указанные выводы судов основаны на целях, задачах и порядке их реализации, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449, которым на Министерство обороны Российской Федерации возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 "О создании федерального государственного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
В соответствии с подп. 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Кроме того, Министерство обороны Российской Федерации является органом, к компетенции которого относится как участие в публичных правоотношениях по реализации жилищных прав военнослужащих посредством НИС, так и защита нарушенных прав в указанной сфере.
Вопреки доводу жалобы, суды пришли к обоснованному выводу о необходимости возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по перечислению в ФГКУ "Росвоенипотека" суммы недополученного инвестиционного дохода.
Изложенное согласуется и с разъяснениями, содержащимися в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", согласно которым суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений.
Довод заявителя о пропуске административным истцом срока, установленного ч.1 ст.219 КАС РФ является несостоятельным, поскольку Бархатов А.А. продолжает проходить военную службу, являясь участником НИС, в связи с чем вправе требовать устранения нарушения его права, связанного с реализацией данного правового статуса, ранее возникшего и в настоящее время не утраченного.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом состоявшихся судебных актов, что не может являться основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не усматривается. Принятые судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 КАС РФ также не выявлено, поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, п. 1 ч. 1 ст. 329, ст. 330 КАС РФ, кассационный военный суд
определил:
решение Московского гарнизонного военного суда от 15 апреля 2022 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 21 июля 2022 г. по административному делу N 2а-197/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика Носенко В.О. - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 этого же Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 8 ноября 2022 г.
Председательствующий Р.В. Прытков
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.