дело N 2а-2512/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 13.09.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В.
судей: Иванова А.Е, Шелудько В.В, рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи поданные 31.05.2022 кассационные жалобы ФИО2 на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 29.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 21.03.2022 по административному делу по административному иску ФИО2 к Евпаторийскому городскому совету Республики Крым II созыва, заинтересованные лица: Администрация г. Евпатории Республики Крым, Комитет по противодействию коррупции Республики Крым, Глава Республики Крым Аксенов С.В. о признании незаконным решения уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, пояснения ФИО2, и ее представителей: по ордеру - адвоката ФИО14, по доверенности - ФИО10, поддержавших жалобу, а также пояснения помощника прокурора г. ФИО11, представителя Евпаторийского городского ФИО5 Республики ФИО4 по доверенности ФИО12, представителя Комитета по противодействию коррупции Республики ФИО4 по доверенности ФИО13, просивших об отклонении жалобы, ФИО3 кассационный суд общей юрисдикции
установил:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Евпаторийскому городскому совету Республики Крым II созыва (Евпаторийский горсовет) о признании незаконным решения от 08.12.2021 N 2-38/1, которым были досрочно прекращены ее полномочия в должности Главы муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым - председателя Евпаторийского городского совета II созыва.
В обоснование требований ФИО2 указала, что 08.12.2021 на внеочередной 38 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым II созыва было принято решение N 2-38/1 "О досрочном прекращении полномочий Главы муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым - председателя Евпаторийского городского совета II созыва ФИО2".
Основанием для прекращения полномочий досрочно явилось неисполнение обязанностей, установленных статьей 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", однако не представлены документы, подтверждающие факты их неисполнения ФИО2, соответствующие объяснения у нее не отбирались.
ФИО2 полагает, что обжалуемое решение принято с нарушением установленного порядка рассмотрения подобных вопросов представительными органами местного самоуправления при отсутствии оснований и полномочий административного ответчика на принятие данного решения.
По мнению административного истца, оспариваемое решение Евпаторийского горсовета основано на статьях 35, 40 Федерального закона от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которые не подлежат применению при принятии решения в отношении главы муниципального образования и не содержат в себе оснований для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования.
Кроме того, заявитель отмечает, что сообщение об издании распоряжения о созыве внеочередной 38 сессии на 08.12.2021 она получила несвоевременно, в связи с чем была лишена возможности ознакомиться с вменяемыми нарушениями и, как следствие, не смогла предоставить пояснения до заседания Евпаторийского горсовета.
Также ссылается на то, что для проведения указанной в уведомлении Комитета по противодействию коррупции Республики Крым от 22.10.2021 проверки в отношении нее не было законных оснований, поскольку она проводилась на основании решения Председателя Совета Министров Республики Крым от 21.10.2021, тогда как должна осуществляться по решению Главы Республики Крым.
Полагая свои права нарушенными, ФИО2 просила об удовлетворении административного иска.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 29.12.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 21.03.2022, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ФИО2, воспроизводя позицию, излагавшуюся в ходе рассмотрения дела по существу, просит об отмене решений судов обеих инстанций, как незаконных, вынесенных с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
На кассационную жалобу Советом Министров Республики Крым поданы возражения с просьбой об отклонении жалобы.
По материалам дела и доводам кассационной жалобы предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) оснований для отмены судебных решений не имеется.
Разрешая спор по существу, городской суд и согласившаяся с ним судебная коллегия, руководствуясь положениями пункта 2.1 части 6 статьи 36, части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2013 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 8, 12.1, 12.2, 12.3 статьи 38 Устава муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым (в редакции от 29.12.2017), утвержденного решением Евпаторийского городского совета Республики Крым от 07.11.2014 N 1-4/14, Закона Республики Крым от 16.09.2014 N 77-ЗРК "О Реестре муниципальных должностей в Республике Крым", пункта 1 статьи 1, части 1 статьи 10, частей 4, 4.1, 4.5 статьи 12.1, пунктов 1, 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Федеральный закон N 273-ФЗ), подпункта "б" пункта 2 части 12 статьи 6 Закона Республики Крым N 479-ЗРК/2018 "О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты указанных сведений", пункта 2 Положения о Комитете по противодействию коррупции Республики Крым, утвержденного Указом Главы Республики Крым от 29.06.2020 N 210-У, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска ввиду установленных фактов нарушения ФИО2 ограничений и запретов, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ, наличия доказательств надлежащего уведомления административного истца о проведении пленарного заседания Евпаторийского горсовета и инициировании проведения проверки в отношении ФИО2 по решению уполномоченного лица, органом, также уполномоченным на проведение такого рода проверки.
В частности, суды установили, что решением 1 сессии 2 созыва Евпаторийского городского совета Республики Крым от 23.09.2019 N2-1/1 ФИО2 - депутат Евпаторийского городского совета 2 созыва, избрана Главой муниципального образования городского округа Евпатория Республики Крым - председателем Евпаторийского городского совета 2 созыва.
По результатам проведенной проверки 30.11.2021 Комитетом по противодействию коррупции Республики Крым на имя Главы Республики Крым Аксёнова С.В. направлен доклад о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных главой муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым - председателем Евпаторийского городского совета II созыва ФИО2 в соответствии с требованиями Закона Республики Крым от 14.03.2018 N 479-ЗРК/2018 "О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты указанных сведений".
02.12.2021 Главой Республики Крым в Евпаторийский городской совет направлено заявление о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым - председателя Евпаторийского городского совета 2 созыва ФИО2 в связи с тем, что за отчетные периоды 2019, 2020 ФИО2 представила неполные и недостоверные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В ходе проведения проверки были установлены и иные обстоятельства, свидетельствующие о несоблюдении ФИО2 ограничений, запретов и неисполнении обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Так, в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении ряда должностных лиц городской администрации, было установлено наличие конфликта интересов ФИО2, которая в целях приобретения квартиры во вновь возводимом доме способствовала предоставлению застройщику земельного участка. О наличии конфликта интересов ФИО2 в установленном законом порядке городской совет не уведомила.
В этой связи ФИО2 17.11.2021 была временно отстранена от должности, после чего Евпаторийским городским советом составлен проект решения "О досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым - председателя Евпаторийского городского совета 2 созыва ФИО2", с пояснительной запиской о том, что проект подготовлен в связи с поступлением заявления Главы Республики Крым Аксёнова С.В. от 02.12.2021 N "О досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым - председателя Евпаторийского городского совета 2 созыва ФИО2". Проектом решения предполагалось рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым - председателя Евпаторийского городского совета 2 созыва ФИО2 в связи с неисполнением обязанностей, установленных частями 4, 4.1 статьи 12.1 Федерального закона N273-ФЗ. Оспариваемым решением 38 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым 2 созыва от 08.12.2021 N2-38/1 досрочно прекращены полномочия Главы муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым - председателя Евпаторийского городского совета 2 созыва ФИО2 в связи с неисполнением обязанностей, установленных статьей 12.1 Федерального закона N273-ФЗ. Существенных нарушений процедуры принятия решения, которые могли повлиять на его законность и обоснованность либо являющиеся самостоятельным основанием для его отмены, судами не установлено.
Кассационный суд с выводами судов, постановленными при правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением процессуального закона, соглашается.
Суды, дав надлежащую оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, верно установили факт непредотвращения ФИО2 конфликта интересов, предоставления неполных и недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в период 2019, 2020 и правомерно дали оценку надлежащему извещению административного истца о пленарном заседании 08.12.2021 телефонограммой с предложением ознакомиться с заявлением Главы Республики Крым от 02.12.2021 и возможностью дать свои объяснения, а также обращение самой ФИО2 в адрес Евпаторийского городского совета Республики Крым, в котором она, по сути, подтверждает факт своего уведомления.
Кроме того, городской суд и согласившаяся с ним судебная коллегия сделали правильный вывод о том, что особый статус главы муниципального образования не предполагает изъятий в применении в отношении него требований антикоррупционного законодательства, в связи с чем они без каких-либо исключений распространяются, как на глав муниципальных образований, так и на депутатов представительных органов таковых.
В этой связи доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судами доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения районного суда и судебной коллегии.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты являются законными и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежат.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 29.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 21.03.2022 оставить без изменения, кассационные жалобы ФИО2 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административными делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленные частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.