Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Вдовиченко С.В, судей Стаховой Т.М, Головкиной Л.А, при секретаре судебного заседания - помощнике судьи Агафоновой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-278/2022 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании недействующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 28 октября 2021 года N61-в/1 "Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ООО "Районный водоканал" на территории городского поселения "Мезенское", сельских поселений "Каменское", "Долгощельское", "Зареченское", "Совпольское", "Соянское", "Целегорское" Мезенского муниципального района Архангельской области" в действующей редакции, по апелляционной жалобе ООО "Районный водоканал" на решение Архангельского областного суда от 27 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Вдовиченко С.В, объяснения представителей административного истца прокуратуры Архангельской области Курышкиной О.А, заинтересованного лица администрации муниципального образования "Мезенский район" Сахарова А.А, Коршакова А.Ф, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
28 октября 2021 года агентством по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Агентство) принято постановление N61-в/1 "Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ООО "Районный водоканал" на территории городского поселения "Мезенское", сельских поселений "Каменское", "Долгощельское", "Зареченское", "Совпольское", "Соянское", "Целегорское" Мезенского муниципального района Архангельской области" (далее также - постановление N61-в/1 от 28 октября 2021 года, оспариваемый нормативный правовой акт).
Пунктом 1 постановления N61-в/1 от 28 октября 2021 года утверждена производственная программа ООО "Районный водоканал" (ИНН N), осуществляющего холодное водоснабжение на территории городского поселения "Мезенское", сельских поселений "Каменское", "Долгощельское", "Жердское", "Козьмогородское", "Совпольское", "Соянское", "Целегорское" Мезенского муниципального района Архангельской области на период с 01 ноября 2021 года по 31 декабря 2022 года (приложение N1).
Пунктом 2 постановления N61-в/1 от 28 октября 2021 года установлены и введены в действие на период с 01 ноября 2021 года по 31 декабря 2022 года тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ООО "Районный водоканал" (ИНН N) на территории указанных городского поселения и сельских поселений, согласно приложению N2.
20 января 2022 года постановлением Агентства N3-в/16 вносились изменения в наименования сельских поселений - слово "Строевское" заменено на "Березницкое", слово "Жердское", "Козьмогородское" заменено словом "Зареченское" (далее - постановление N3-в/16 от 20 января 2022 года).
Постановления опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 01 ноября 2021 года и 27 января 2022 года.
Заместитель прокурора Архангельской области Калистова Ю.В. обратилась в суд с административным иском о признании недействующим постановления Агентства от 28 октября 2021 года N61-в/1, в редакции постановления N3-в/16 от 20 января 2022 года, как не соответствующие статье 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), подпункту 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года N115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях), поскольку оснований для утверждения для ООО "Районный водоканал" производственной программы, а также установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) не имелось ввиду отсутствия у указанного юридического лица имущества, позволяющего осуществлять водоснабжение и водоотведение и передачи ему 158 объектов водоснабжения и водоотведения по договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом администрацией муниципального образования "Мезенский район" без законных оснований.
Решением Архангельского областного суда от 27 июля 2022 года административное исковое заявление заместителя прокурора Архангельской области удовлетворено. Постановление Агентства от 28 октября 2021 года N61-в/1 "Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ООО "Районный водоканал" на территории городского поселения "Мезенское", сельских поселений "Каменское", "Долгощельское", "Зареченское", "Совпольское", "Соянское", "Целегорское" Мезенского муниципального района Архангельской области" в действующей редакции признано недействующим с даты вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ООО "Районный водоканал" просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование указано со ссылкой на пункт 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, что программа (подпрограмма) мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, и принятия в целях реализации данных мероприятий нормативных правовых актов, устанавливающих условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, и организациям, образующим инфраструктуру поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, является необходимым условием для предоставления преференций в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции" N135-ФЗ для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Поскольку предоставление таких преференций осуществляется без согласования с антимонопольным органом, то заявления о даче согласия на предоставления преференций не направляются. Таким образом, договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 01 октября 2021 года заключен в соответствии с действующим законодательством.
В письменном отзыве администрация муниципального образования "Мезенский район" считала решение суда первой инстанции незаконным, апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению. Указала, что в целях бесперебойного обеспечения потребителей муниципального образования питьевой водой на основании решения собрания депутатов муниципального образования "Мезенский муниципальный район Архангельской области" от 27 апреля 2022 года N290 ООО "Районный водоканал" повторно предоставлена муниципальная преференция в виде заключения договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом без торгов для оказания услуг водоснабжения потребителям "Мезенский муниципальный район". В качестве целей предоставления преференции в решении обозначены: обеспечение жизнедеятельности населения в РКС, поддержка субъектов жизнедеятельности малого и среднего предпринимательства. На основании указанного решения между МО "Мезенский муниципальный район" ООО "Районный водоканал" заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 17 июня 2022 года в целях оказания услуг водоснабжения на территории МО "Мезенский муниципальный район". Считает, что предоставленные преференции и на основании решения собрания депутатов от 23 сентября 2021 года N233, так и на основании решения от 27 апреля 2022 года N290, предоставлена ООО "Районный водоканал" с соблюдением требований Закона о защите конкуренции. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о законных основаниях владения объектами водоснабжения, находящимися в собственности МО "Мезенский муниципальный район".
Прокуратурой Архангельской области, Управлением ФАС по Архангельской области относительно апелляционной жлобы представлены письменные возражения, в которых просят решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заинтересованное лицо ООО "Районный водоканал" в письменном ходатайстве просило рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Учитывая положения статей 150, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Второго апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 308 КАС РФ, выслушав пояснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).
В силу подпункта 26 пункта 9 Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 года N214-пп, Агентство по тарифам и ценам Архангельской области является органом исполнительной власти Архангельской области, уполномоченным устанавливать тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривался.
Удовлетворяя административные требования прокурора суд первой инстанции, проанализировав нормы права, регулирующие данные правоотношения, исходил из того, что установленные обстоятельства указывают на отсутствие у ООО "Районный водоканал" законных оснований владения имуществом, используемым в регулируемой деятельности, в связи с чем, оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение в силу пункта 15 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении признается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в случаях, перечисленных в данной статье.
Указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве (Часть 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции)
В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закон о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных названным федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (часть 6 статьи 41.1 указанного федерального закона).
В случае если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 41.1 указанного федерального закона).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
Концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 29, частью 7 статьи 32, статьями 51 и 52.1 настоящего Федерального закона, частями 2 и 4.10 настоящей статьи, а также с концессионером, определенным решением Правительства Российской Федерации, и в иных предусмотренных федеральным законом случаях (статья 37 Закон о концессионных соглашениях).
Как следует из пунктов 13, 14, 16 и 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года N406, открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется, в том числе на основании предложения регулируемой организации. К заявлению об установлении тарифов такая организация прилагает обосновывающие документы, в частности копии правоустанавливающих документов (гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения объектами недвижимости (зданиями, строениями, сооружениями и земельными участками), необходимыми для осуществления регулируемой деятельности.
Пунктом 24 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года N406 (далее - Основы ценообразования) предусмотрено, что необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, согласно пункту 44 Основ ценообразования расходы на оплату права владения и (или) пользования муниципальными централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения учитываются в необходимой валовой выручке в зависимости от правовой формы оформления таких прав.
Таким образом, Закон о водоснабжении и водоотведении, а также Основы ценообразования содержат императивное правило о том, что права владения и (или) пользования муниципальными централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения могут быть переданы по договорам аренды или концессионным соглашениям, по общему правилу, заключенных по результатам конкурса. В случае истечения 5 лет с даты введения в эксплуатацию хотя бы одного объекта из состава таких систем до даты опубликования извещения о проведении конкурса - только по концессионным соглашениям.
Как установлено судом, 01 октября 2021 года ООО "Районный водоканал" обратилось в Агентство с заявлением об установлении тарифов на питьевую воду отпускаемую на территории муниципального образования "Мезенский муниципальный район на 2021 - 2022 гг.".
Из экспертного заключения Агентства от 28 октября 2021 года следует, что основанием для установления ООО "Районный водоканал" постановлением пN61-в/1 от 28 октября 2021 года тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), являлись, в том числе:
решение собрания депутатов муниципального образования "Мезенский муниципальный район Архангельской области" шестого созыва (двадцать пятая очередная сессия) от 23 сентября 2021 года N233 "О предоставлении муниципальной преференции ООО "Районный водоканал";
договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 01 октября 2021 года б/н с приложением акта приема-передачи объектов водоснабжения от 01 октября 2021 года.
В соответствии с договором безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 01 октября 2021 года б/н (с приложением акта приема-передачи объектов водоснабжения от 01 октября 2021 года), основанном на решении собрания депутатов муниципального образования "Мезенский муниципальный район Архангельской области" шестого созыва (двадцать пятая очередная сессия) от 23 сентября 2021 года N233 "О предоставлении муниципальной преференции ООО "Районный водоканал", администрация муниципального образования "Мезенский район" передала, а ООО "Районный водоканал" приняло 158 объектов водоснабжения и водоотведения.
Обстоятельства того, что срок ввода в эксплуатацию имущества, переданного по указанному договору аренды превышает пять лет, лица, участвующие в деле не опровергали.
29 октября 2021 года Агентство обратилось в Управление ФАС с письменным запросом о проведении проверки на предмет соответствия предоставления муниципальной преференции в виде заключения договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом ООО "Районный водоканал" Федеральному закону от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" и Федеральному закону от 17 августа 1995 года N147-ФЗ "О естественных монополиях".
По результатам рассмотрения обращения Агентства Управление ФАС выдало предупреждение:
-собранию депутатов муниципального образования "Мезенский муниципальный район" о необходимости в срок до 01 июня 2022 года внести соответствующие изменения или отменить пункты 1, 3 решения собрания депутатов муниципального образования "Мезенский муниципальный район" от 23 сентября 2021 года N223 "О предоставлении муниципальной преференции ООО "Районный водоканал";
-администрации муниципального образования "Мезенский район" о необходимости в срок до 01 июня 2022 года осуществить возврат в муниципальную казну муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг по водоснабжению, переданного ООО "Районный водоканал".
Сведения о заключении договора в результате проведения конкурсных процедур отсутствуют.
Не представлены сведения о передаче регулируемой организацией данного муниципального имущества, путем заключения концессионного соглашения в соответствии с требованиями части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении.
Кроме этого, во исполнение предупреждения Управления ФАС по Архангельской области:
- собрание депутатов муниципального образования "Мезенский муниципальный район" приняло решение от 27 апреля 2022 года N289 "О признании утратившим силу решения собрания депутатов от 23 сентября 2021 года N233 "О предоставлении муниципальной преференции ООО "Районный водоканал", о чем 30 мая 2022 года уведомило Управление ФАС по Архангельской области;
администрация муниципального образования "Мезенский район" 25 мая 2022 года заключило дополнительное соглашение с ООО "Районный водоканал", расторгающее договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 01 октября 2021 года (пункт 1) и предусматривающее возврат объектов водоснабжения, которые фактически возвращены администрации муниципального образования "Мезенский район" по акту передачи объектов водоснабжения (Приложение N1) (пункт 3), о чем 03 июня 2022 года уведомило Управление ФАС по Архангельской области.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что приведенные обстоятельства указывают на отсутствие у ООО "Районный водоканал" законных оснований владения имуществом, используемым в регулируемой деятельности.
Не нашли своего подтверждения и подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы, а также позиция, изложенная администрацией муниципального образования "Мезенский район" в письменном отзыве о том, что договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 01 октября 2021 года заключен в соответствии с действующим законодательством, поскольку не требовал согласования с антимонопольным органом в виду наличия утвержденной программы "Экономическое развитие и инвестиционная деятельность на территории муниципального образования "Мезенский муниципальный район", в которой закреплено предоставление муниципальной преференции субъектам малого и среднего предпринимательства в виде передаче в безвозмездное пользование муниципального имущества, в силу следующего.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления выборочно предоставляют преференции отдельным хозяйствующим субъектам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, в целях, установленных пунктом 13 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, в том числе, путем направления в антимонопольный орган заявления о даче согласия на предоставление преференции. При этом доля хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на тех или иных товарных рынках и являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, может достигать до 100%.
Частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции установлены цели предоставления преференций, в том числе, цель - поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 13).
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции преференция в целях, предусмотренных частью 1 указанной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральный закон от 24 июля 2007 года N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии предпринимательства), который определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее также - Программы (подпрограммы), а также деятельность АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", осуществляемая в соответствии с указанным Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства, его дочерних обществ.
Согласно части 3 статьи 6 Закона о развитии предпринимательства основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются, в том числе, разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами).
Согласно положениям статьи 11 Закона о развитии предпринимательства к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований.
Согласно положениям статьи 14 Закона о развитии предпринимательства основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются, в числе прочих, равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных Программах (подпрограммах), а также оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции.
При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки они должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Статьей 16 Закона о развитии предпринимательства установлено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
В Программах (подпрограммах) должны содержатся мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, в соответствии и в целях реализации которых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления принимаются нормативные правовые акты, в которых устанавливаются условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Из совокупности приведенных норм следует, что разработка и реализация муниципальных программ (подпрограмм) является, в том числе полномочием органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
В случае намерения органа власти предоставить преференцию, регламентированную Законом о защите конкуренции, в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставление такой преференции должно быть предусмотрено в Программе (подпрограмме).
При этом меры, виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также условия оказания такой поддержки должны содержаться в указанных Программах (подпрограммах), разработка которых является полномочием органов власти.
Наличие в Программах (подпрограммах) мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства и принятие в целях реализации данных мероприятий нормативных правовых актов, устанавливающих условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, является необходимым условием для предоставления преференций в соответствии с Законом о защите конкуренции в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предоставление таких преференций в строгом соответствии с указанными требованиями Закона о развитии предпринимательства осуществляется без согласования с антимонопольным органом, то есть заявления о даче согласия на предоставление преференций в антимонопольный орган не направляются.
В остальных случаях преференции могут предоставляться хозяйствующим субъектам, в том числе являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, в иных целях, установленных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, с соблюдением порядка, установленного статьей 20 Закона о защите конкуренции, то есть путем подачи заявления о даче согласия на предоставление преференции (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 3 статьи 19 указанного Федерального закона).
Как следует из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования "Мезенский район" от 22 октября 2020 года N 647, на которое ссылается апеллянт, утверждена муниципальная программа "Экономическое развитие и инвестиционная деятельность на территории муниципального образования "Мезенский муниципальный район" на 2021 - 2025 годы" (далее - постановление от 22 октября 2020 года N647, Программа) в целях создания благоприятных условий для экономического роста муниципального образования "Мезенский муниципальный район".
В Программе имеется таблица "II.Перечень мероприятий и финансовое обеспечение муниципальной программы", где в строке "Задача 2. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства" постановления от 22 октября 2020 года N647 в пункте 2.5 предусмотрено "Предоставление муниципальной преференции субъектам малого и среднего предпринимательства в виде передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества".
Иные сведения в Программе, утвержденной постановлением от 22 октября 2020 года N647, из которых можно было бы установить, какому субъекту (субъектам) малого и (или) среднего предпринимательства, в какой форме, в каком объеме и на каких условиях, в каком порядке, на какой срок и т.п. предоставляется преференция в виде передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества, что является необходимым условием для предоставления преференции, без согласования антимонопольного органа, Программа не содержит.
Решение собрания депутатов муниципального образования "Мезенский муниципальный район Архангельской области" от 23 сентября 2021 года N233 (признано 27 апреля 2022 года утратившим силу), которым непосредственно предоставляется муниципальная преференция ООО "Районный водоканал" принято во исполнение Программы, которая как уже установлено, не предусматривает конкретные условия предоставления указанной преференции, в том числе непосредственно ООО "Районный водоканал".
При отсутствии в указанной выше Программе конкретных мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, условий и порядка оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, владение ООО "Районный водоканал" муниципальным имуществом, используемого в регулируемой деятельности, переданного путем предоставления преференции в виде передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества, без согласования антимонопольного органа, нельзя признать законным.
Решение собрания депутатов муниципального образования "Мезенский муниципальный район Архангельской области" от 27 апреля 2022 года N290 ООО "Районный водоканал", которым предоставлена повторно муниципальная преференция в виде заключения договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом без торгов для оказания услуг водоснабжения потребителям "Мезенский муниципальный район", не свидетельствует о законности оспариваемого правового акта, так как оно принято после принятия Агентством постановления N61-в/1 от 28 октября 2021 года.
Поскольку приведенные обстоятельства указывают на отсутствие у ООО "Районный водоканал" на дату принятия оспариваемого правого акта законных оснований владения имуществом, используемым в регулируемой деятельности, то суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что оспариваемые производственная программа и тарифы установлены регулирующим органом с нарушением норм тарифного законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда и установленные им обстоятельства, не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Руководствуясь статьями 177, 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Архангельского областного суда от 27 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Районный водоканал" - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 ноября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.