Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Вдовиченко С.В, судей Головкиной Л.А,, Стаховой Т.М, при секретаре - помощнике судьи Агафоновой Е.А, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-87/2022 по административному исковому заявлению ООО "Акцент" об оспаривании нормативного правового акта, по апелляционным жалобам ООО "Акцент", министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, апелляционному представлению прокурора, участвующего в административном деле, на решение Челябинского областного суда от 16 мая 2022 года, которым административные исковые требования ООО "Акцент" удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Вдовиченко С.В, объяснения представителей административного истца ООО "Акцент" - Сагоконя Д.А, административного ответчика министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области - Дрыга А.А, Пимштейн Н.В, Захаровой Н.В, заинтересованного лица ООО "Перспектива" - Агеева А.В, заключение прокурора Капсамун И.С, судебная коллегия
установила:
в соответствии с постановлением администрации города Троицка N1504 от 12 сентября 2018 года единой теплоснабжающей организацией центральной части города Троицка является общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее-ООО "Перспектива").
ООО "Акцент" (далее также - Общество) является теплосетевой организацией, оказывающей услуги по транспортировке тепловой энергии. Общество создано 03 августа 2021 на основании решения единственного участника, запись в ЕГРЮЛ внесена 11 августа 2021 года; регулируемую деятельность осуществляет с 25 ноября 2021 года.
Постановлением министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее также - Министерство, тарифный орган) от 25 ноября 2020 года N69/3 "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО "Акцент" на территории Троицкого городского округа", установлены тарифы на тепловую энергию для ООО "Акцент" на 2021 год, согласно приложению 1 к постановлению от 25 ноября 2020 года N69/3 на период действия с 25 ноября 2021 года по 31 декабря 2021 год в размере 281, 65 руб./Гкал (далее - постановление от 25 ноября 2020 года N69/3).
ООО "Акцент" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими постановления от 25 ноября 2020 года N69/3, как не соответствующее законодательству Российской Федерации: Федеральному закону от 27 июля 2010 года N190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлению Правительства РФ от 22 октября 2012 года N1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", приказу ФСТ России от 13 марта 2013 года N760-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения". По мнению Общества постановление Министерства противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, так как установленный тариф экономически не обоснован, поскольку из необходимой валовой выручки (далее - НВВ) Общества на 2021 год исключены значительные суммы расходов организации, необходимых для осуществления регулируемой деятельности.
Определением Челябинского областного суда от 16 мая 2022 года, которое оставлено без изменения апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 01 сентября 2022 года, отказано в удовлетворении ходатайства Министерства о передаче настоящего административного дела по подсудности в Арбитражный суд Челябинской области.
Решением Челябинского областного суда от 16 мая 2022 года административные исковые требования ООО "Акцент" удовлетворены, постановление от 25 ноября 2020 года N69/3 признано недействующим со дня принятия.
В апелляционной жалобе ООО "Акцент" просит решение суда изменить в части отклонения доводов: о необоснованном занижении расходов по статье "Оплата труда" в связи с расчетом численности восстановительных бригад из состава ремонтного персонала для выполнения работ по ликвидации аварий и крупных повреждений, а также круглосуточного посменного дежурства бригад для обеспечения круглосуточного оперативного управления оборудованием; о необоснованном отклонении при расчете численности производственного персонала численности работников для обслуживания и эксплуатации ЦТП N14, ЦТП N15 и ЦТП N17 и расходов на указанные ЦТП; о необоснованном исключении из состава тарифа ООО "Акцент" расходов на материалы при проведении текущего и капитального ремонта тепловых сетей хозяйственным способом, расходов на автотранспорт, топливо, ГСМ, ремонт и техобслуживание транспортных средств, расходов на предрейсовый осмотр, обучение персонала, приобретение спецодежды, расходов на услуги банков.
В апелляционной жалобе Министерства и в апелляционном представлении прокурора поставлен вопрос об отмене решения в виду неправильного применения судом норм материального права, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Явившиеся в суд представители административного истца, административного ответчика, прокурор каждый в отдельности настаивали на удовлетворении поданных ими апелляционных жалоб и представления; представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы административного истца и выразил согласие с доводами апелляционной жалобы Министерства и представления прокурора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, апелляционного представления, возражений на них, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, судебная коллегия установиласледующее.
При рассмотрении дела судом установлено, что до августа 2021 года тепловые сети в городе Троицке общей протяженностью 17 472, 32 м находились на балансе ЗАО "Троицкая энергетическая компания" (далее-ЗАО "ТЭК"), которая оказывала услуги по транспортировке тепловой энергии в центральной части города Троицка.
18 августа 2021 года между ООО "Акцент" и ЗАО "Теплосервис" заключен договор аренды, согласно которому ООО "Акцент" переданы в аренду инженерные сети - теплотрасса общей протяженностью 675, 6 м.
Этого же числа между ООО "Тепловые сети" и ООО "Акцент" заключен договор аренды в соответствии с которым ООО "Акцент" переданы в аренду инженерные сети - участки теплотрассы (12 участков) общей протяженностью 6530, 29 м.
Общая протяженность инженерных сетей составляет 7 205, 89 м.
Остальную часть тепловых сетей в городе Троицке также по договорам аренды приобрели ООО "Вектор" протяженностью 5194, 24 м и ООО "Базис" - протяженностью 5072, 19 м.
Письмом от 06 сентября 2021 года N699 ЗАО "ТЭК" сообщило о прекращении деятельности в центральной части города Троицка по транспортировке тепловой энергии с момента получения новыми организациями тарифа.
Администрация города Троицка Челябинской области письмом от 07 сентября 2021 года N 5477 сообщила о прекращении деятельности ЗАО "ТЭК" и об осуществлении регулируемой деятельности на услуги по передачи тепловой энергии в центральной части города Троицка с 01 октября 2021 года организациями ООО "Базис", ООО "Вектор" и ООО "Акцент", которые заключили договоры аренды на обслуживание тепловых сетей для оказания услуг по транспортировке тепловой энергии и обслуживанию тепловых сетей.
01 октября 2021 года ООО "Базис", ООО "Вектор" и ООО "Акцент", каждая организация, обратились в Министерство с заявлениями об установлении регулируемых цен (тарифов) на свои услуги в сфере теплоснабжения на 2021 год.
Постановлениями Министерства от 08 октября 2021 года N55/2, N55/3, N55/4 открыты дела об установлении тарифов на 2021 год в отношении ООО "Базис", ООО "Вектор", ООО "Акцент".
Расчет НВВ организаций на 2021 год выполнен Министерством с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и пунктом 23 Методических указаний от 13 июня 2013 года N760-э и установлен в следующих размерах:
НВВ ООО "Базис" - 21 655, 09 тыс. руб. при заявленной Обществом величине 41 218, 07 тыс. руб.;
НВВ ООО "Вектор" - 23 379, 56 тыс. руб. при заявленной организацией величине 41 820, 30 тыс. руб.;
НВВ ООО "Акцент" - 28 340, 86 тыс. руб. при заявленной организацией сумме 38 990, 71 тыс. руб.
Также на услуги каждой организации отдельно рассчитан тариф на период с 25 ноября 2021 года по 31 декабря 2021 года, который на услуги ООО "Акцент" для потребителей, в случае дифференциации тарифов по схеме подключения, составил - 281, 65 руб./Гкал, одноставочный.
25 ноября 2021 года проведено заседание Правления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области об установлении тарифа для каждой из трех организации, и по результатам заседания принято оспариваемое постановление N69/3 "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО "Акцент" на территории Троицкого городского округа" в указанном выше размере. Также приняты постановления N69/1 об установлении тарифа на услуги ООО "Базис" и N69/2 об установлении тарифа на услуги ООО "Вектор".
Все три постановления Министерства от 25 ноября 2021 года N 69/1, N69/2, N69/3 оспорены в судебном порядке.
Предметом судебного контроля по настоящему административному делу является постановление N69/3 от 25 ноября 2021 года об установлении тарифа на услуги ООО "Акцент".
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд первой инстанции указал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением процедуры принятия и порядка опубликования. И по данным основаниям постановление Министерства N69/3 от 25 ноября 2021 года "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО "Акцент" на территории Троицкого городского округа не оспаривается.
Признавая постановление Министерства N69/3 от 25 ноября 2021 года недействующим, суд указал на необоснованное занижение Министерством заявленных ООО "Акцент" расходов на оплату труда, что явилось следствием неправомерного принятия для расчета численности штата ООО "Акцент" в количестве 19 человек вместо заявленной Обществом численности 52 человек.
Также суд указал, что Общество использует три арендованных транспортных средства (грузовой автомобиль, экскаватор, трактор), сварочный агрегат и прицеп, необходимые для осуществления технологического процесса, поэтому у Министерства отсутствовали основания для исключения из заявленной Обществом штатной численности рабочих 2-х водителей, необходимых для эксплуатации перечисленной специальной техники. Расчет численности рабочих производился Обществом и Министерством исходя из объема обслуживания и ремонта трубопровода, оборудования и сооружений тепловых сетей.
Суд также сделал вывод, что расчет численности руководителей, специалистов и служащих, необходимых для организации подготовки производства выполнен Министерством с нарушением норм действующего законодательства, т.к. в расчете Министерством использована нормативная численность 1 человек, в то время как таблицей 3 пункта 2.2.1 приказа Госстроя России от 12 октября 1999 года N74 "Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий" нормативная численность установлена в количестве 2-3 человека. Таким образом, расчет нормативной численности руководителей, специалистов и служащих с использованием величины меньшей, чем установлено приказом Госстроя России, влечет признание расчета Министерства экономически необоснованным.
В остальной части расчет затрат ООО "Акцент" на осуществление регулируемой деятельности в 2021 году, выполненный Министерством, признан судом соответствующим нормативным актам в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.
Выводы суда о признании экономически необоснованными расчеты Министерства в части затрат Общества на оплату труда, судебная коллегия признает неверными исходя из следующего.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее-Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N760-э (далее - Методические указания от 13 июня 2013 года N 760-э), приказами Госстроя России от 12 октября 1999 года N74 и от 22 марта 1999 года N 65, и иными нормативными актами.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании НВВ, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями от 13 июня 2013 года N760-э.
Исходя из пункта 32 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) НВВ организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа.
Согласно подпункту 6 пункта 33, пункту 42 Основ ценообразования экономически обоснованные расходы на оплаты труда, и страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются в НВВ регулируемой организации.
Порядок расчета численности рабочих, занятых обслуживанием, текущим и капитальным ремонтом трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей приведен в пункте 2.8 приказа Госстроя России N65 от 22 марта 1999 года "Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства" и осуществляется исходя из объема обслуживания тепловых сетей, определяемой в условных единицах. При этом формула для расчета объема обслуживания и ремонта трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей включает количество тепловых камер на i-м участке тепловой сети, протяженность i-го участка тепловой сети, диаметр условного прохода теплопроводов i-го участка (при разных диаметрах подающего и обратного трубопроводов принимается по наибольшему диаметру), коэффициент, учитывающий количество труб в тепловой сети.
Как следует из материалов дела об установлении тарифа, экспертного заключения от 25 ноября 2021 года, заявляя о необходимости включения в НВВ ООО "Акцент" на 2021 год расходы на оплату труда на 2021 год в сумме 20 436, 83 тыс. руб, административный истец представил расчет численности персонала 52 человек и средней заработной плате - 32 751, 33 руб. на 1 человека. При этом нормативная численность рабочих, занятых обслуживанием и ремонтом тепловых сетей, определена исходя из 85 тепловых камер на участке тепловой сети протяженностью 7205, 89 м, арендованной ООО "Акцент".
Министерством расходы на оплату труда приняты в размере 7 467, 36 тыс. руб. исходя из 79 тепловых камер на участке тепловой сети, арендованной ООО "Акцент", и установлена численность персонала - 19 человек. Средняя заработная плата 32 751, 33 руб. на 1 человека в месяц принята в размере, предложенном Обществом.
Количество тепловых камер Министерством рассчитано исходя из характеристик тепловых сетей, имеющихся в разделах 4 паспортов тепловой сети, за исключением теплотрассы по улицам Советская, Пионерская, Разина, протяженностью 2 852, 71 м, поскольку указанный участок теплотрассы разделен между тремя организациями ООО "Акцент", ООО "Базис", ООО "Вектор", а документы, расчеты, обоснования распределения камер между организациями не представлены, материалы тарифного дела не содержат, соответственно установить границы арендуемой части теплотрассы каждой организацией не представляется возможным.
Поскольку в технических паспортах отсутствует информация о количестве тепловых камер на участке теплотрассы, обслуживающей ООО "Акцент", то установление их числа экспертами Министерства выполнено на основании системного анализа таких данных, как местоположение и протяженность теплотрасс, сопоставления диаметра и объема труб на участках теплотрасс, переданных в аренду ООО "Базис", ООО "Вектор" и ООО "Акцент". По результатам анализа Министерством по данному участку для ООО "Акцент" определено условное количество тепловых камер - 6 единиц, которые учтены в общем количестве тепловых камер 79 единиц, принятом Министерством для расчета численности персонала, необходимого для осуществления регулируемой деятельности.
Кроме заявления о несогласии с расчетом Министерства, каких-либо мотивированных доводов и (или) расчета, которые опровергали бы правильность принятого Министерством количества тепловых камер на участке теплотрассы, находящейся в аренде у ООО "Акцент", административным истцом суду не представлено.
Более того, в административных требованиях административный истец уже указал о необходимости учета количества камер - 91.
С учетом изложенного, судебного коллегия соглашается с выводами суда о том, что количеством тепловых камер, принятых Министерством для расчета численности персонала, необходимого ООО "Акцент" для осуществления регулируемой деятельности, и признает правильным учтенные в НВВ ООО "Акцент" на 2021 год расходы на оплату труда в сумме 7 467, 36 тыс. руб, исходя из нормативной численности 19 человек.
Из пункта 1.5 приказа Госстроя России N65 от 22 марта 1999 года следует, что нормативами не предусмотрена численность дежурного персонала аварийно-диспетчерской службы предприятия.
Вместе с тем пунктом 2.2.2 приказа Госстроя России от 12 октября 1999 года N74 "Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий" нормативная численность на каждую диспетчерскую службу при круглосуточном режиме работы устанавливается в количестве 5 человек.
Из экспертного заключения от 25 ноября 2021 года следует, что численность персонала аварийно-диспетчерской службы принята Министерством в количестве 5 человек.
Для определения нормативной численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий приказом Госстроя России от 12 октября 1999 года N74 утверждены Рекомендации по нормированию труда работников энергетического хозяйства и Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий (далее - приказ Госстроя N74).
Предложенные в приказе нормативы численности носят рекомендательный характер (пункт 1.3 приказа).
Понятие "нормативы численности" означает оптимальную численность работников конкретного профессионально-квалификационного состава, необходимую для выполнения единицы объема работ в определенных организационно-технических условиях (пункт 1.4 Нормативов).
Из таблиц 1, 3, 5 приказа N74 следует, что нормативная численность руководящего, управленческого и производственного персонала зависит от среднесписочной численности работников предприятия, протяженности тепловых сетей, суммарной тепловой мощности установленного оборудования.
Так, пунктом 2.2 приказа Госстроя России N74 "Производственные функции управления": в подпункте 2.2.1 "Организация подготовки производства" в таблице 3 рекомендована нормативная численность должностей 2 - 3 человека при наличии протяженности тепловых сетей до 20 км и суммарной тепловой мощности оборудования 51-300 Гкал/ч; в подпункте 2.2.3 "Организация ремонта и наладки оборудования и сооружения" в таблице 5 рекомендована нормативная численность должностей 2 - 3 человека при наличии протяженности тепловых сетей до 20 км и суммарной тепловой мощности оборудования 51-300 Гкал/ч.
В предложении ООО "Акцент" об установлении тарифа нормативная численность персонала при протяженности тепловых сетей до 20 км и суммарной тепловой мощности оборудования 51-300 Гкал/ч, по функции подпункта 2.2.1 "Организация подготовки производства" приказа Госстроя N74 заявлена в количестве 3 человека, из расчета указанной нормативной численности - 2; по функции подпункта 2.2.3 "Организация ремонта и наладки оборудования и сооружения" приказа Госстроя N74 - численность не заявлена.
Между тем обоснование заявленной численности персонала по функции, предусмотренной подпунктом 2.2.1 "Организация подготовки производства" приказа Госстроя N74, заявка Общества и тарифное дело не содержит.
Ввиду отсутствия обоснованности заявленного расхода Министерством принята нормативная численность "Производственные функции управления" руководителей, специалистов и служащих по подпункту 2.2.1 "Организация подготовки производства" в количестве 1 человек, по подпункту 2.2.3 "Организация ремонта и наладки оборудования и сооружения" в количестве 3 человека.
Судебная коллегия находит, что такое определение нормативной численности не противоречит приказу Госстроя N74, поскольку суммарно нормативная численность руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий по функции персонала, предусмотренной в пункте 2.2. "Производственные функции управления" приказа N74, составляет 4 человека, что соответствует суммарной минимальной нормативной численности 4 человека, образованной сложением рекомендованной нормативной численности, приведенной в таблице 3 подпункта 2.2.1 (2-3 человека), и в таблице 5 подпункта 2.2.3 приказа Госстроя N74 (2-3 человека) для тепловых сетей протяженностью до 20 км и суммарной тепловой мощности 51-300 Гкал/ч.
Более того, такое определение численности не нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку определенная численность Министерством (4 человека), превышает заявленную численность Обществом по функции пункта 2.2. "Производственные функции управления" (3 человека).
Судебная коллегия также учитывает, что нормами Основ ценообразования и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на орган регулирования возложена обязанность проводить проверку и анализ экономической обоснованности предложений регулируемых организаций об установлении тарифа и представленных ими обосновывающих документов, а не обязанность самостоятельно за регулируемую организацию рассчитывать величину затрат (расходов), необходимых для осуществления регулируемой деятельности.
Поскольку одним из принципов формирования тарифов является экономическая обоснованность применяемых цен, ставок, объемных и количественных характеристик, а административным истцом не подтверждена необходимость административно-управленческого и производственного персонала в большей численности, чем учтено Министерством, то расчеты Министерства суд признает верными, а заявленные ООО "Акцент" расходы по оплате труда исходя из численности персонала в 79 человек, экономически необоснованными.
Решение Министерства об исключение из расходов Общества на оплату труда на 2021 год 2 единиц водителей автомобиля, тракториста, машиниста крана автомобильного, машиниста экскаватора, судебная коллегия признает правильным, поскольку регулируемой организацией не представлены документы, обосновывающие необходимость несения данных расходов.
Так, штатное расписание, представленное Обществом, не является документом, отражающим необходимую численность персонала для осуществления регулируемой деятельности. В составе обосновывающих документов не представлены трудовые договоры с работниками, имеющими профессию водителя и выполняющими трудовые функции водителей, приказы о приеме на работу, иные документы, обосновывающие численность водителей и их квалификацию.
Кроме того, из материалов тарифного дела следует, что расходы на аренду транспортных средств в размере 118, 8 тыс. руб. в год не приняты Министерством при расчете тарифа, в связи с отсутствием инвентарных карточек учета основных средств, подтверждающих размер арендной платы в соответствии с пунктами 43, 45 Основ ценообразования, пунктами 10, 11 приказа Минфина России от 17 сентября 2020 года N204н "Об утверждении Федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства" и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения", в соответствии с которыми единицей учета основных средств является инвентарный объект. Для целей бухгалтерского учета основные средства подлежат классификации по видам (например, недвижимость, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь) и группам. Таким образом, нахождение автомобилей в составе арендованного имущества документами бухгалтерского учета не подтверждено.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с правильностью утверждения Министерства о том, что Обществом не подтверждена необходимость расходов на оплату работы водителей и на предрейсовые медицинские осмотры для осуществления регулируемой деятельности в 2021 году.
В остальной части требований, вопреки доводам апелляционной жалобы административного истца, выводы суда о правильности расчета Министерства и об экономической необоснованности расходов Общества, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, являются правильными.
В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения в НВВ организации включаются расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, состоящие из следующих групп расходов: 1) топливо; 2) прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; 3) оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) сырье и материалы; 5) ремонт основных средств; 7) амортизация основных средств и нематериальных активов с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 43 настоящего документа; 8) прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящего документа.
Согласно пункту 40 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с методическими указаниями.
Последовательный порядок применения информации о ценах определен пунктами 28 - 31 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.
В силу пунктов 15 и 16 Правил регулирования тарифов, регулируемая организация представляет в тарифный орган необходимые документы и материалы, обосновывающие предложенный размер тарифа.
Исключая из состава расходов на аварийный запас материалов, заявленных ООО "Акцент" в размере 1 133, 27 тыс. руб, сумму необоснованно заявленных расходов 205, 10 руб, Министерство исходило из расчета, выполненного экспертами на основании Типовой инструкции по технологической эксплуатации систем транспорта и распределения тепловой энергии (тепловых сетей) РД 153-34.0-20.507-98 и цен на материальные ресурсы в соответствии со статистическими данными, отраженными в справочнике "ЧелСЦена" на 2021 год. По результатам проверки расходы Обществу приняты в сумме 928, 17 тыс. руб.
В обоснование плановых расходов на материалы при капитальном ремонте тепловых сетей в сумме 4 274, 89 тыс. руб. ООО "Акцент" представлены акты осмотра технического состояния, локальный сметный расчет, планы ремонтов тепловых сетей на период 2022-2023 годов. Поскольку указанные документы не относимы к периоду 2021 года, то расходы на содержание и обслуживание тепловых сетей приняты Министерством в сумме 356, 92 тыс. руб. исходя из определенного экспертами нормативного объема материалов, рассчитанного в соответствии с Рекомендациями по нормированию материальных ресурсов на техническое обслуживание и ремонт теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей (Часть 1), разработанными ОАО "Научно-исследовательским центром муниципальной экономики" (ранее ФГУП "ЦНИС") при участии Центра муниципальной экономики и права, с использованием справочника Челинформцентра "ЧелСЦена" на 2021 год.
В обоснование плановых расходов на приобретение запасных частей для транспорта в размере 628, 22 тыс. руб. (без НДС) представлен расчет без обоснования цен, а также нормативной потребности в количестве приобретаемых запасных частей.
В обоснование плановых расходов на приобретение спец.одежды 195, 0 тыс. руб. Общество ссылается на приказ Минтруда N997н от 09 декабря 2014 года "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды", без приложения расчета, с указанием цен и количества.
Между тем отсутствие расчета и экономического обоснования указанных расходов послужило основанием для их отклонения.
По этой же причине Министерством не учтены в составе НВВ ООО "Акцент" на 2021 год затраты организации на топливо, масло и горюче-смазочные материалы (ГСМ) в сумме 628, 22 тыс. руб.; расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов - 5 125, 21 тыс. руб.; на плановые расходы на обучение персонала в размере 236, 0 тыс. руб.; расходы на услуги банков в размере 140, 20 тыс. руб, которые заявлены без предоставления обосновывающих документов.
В апелляционной жалобе ООО "Акцент" доказательств или доводов, опровергающих правильность приведенных выводов Министерства и суда первой инстанции в указанной части, не приведено. В связи с этим оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Акцент"" не имеется.
На основании изложенного и учитывая, что суд первой инстанции неверно установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения возникшего спора и неправильно применил нормы материального права, что повлекло принятие незаконного решения, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Руководствуясь статьями 177, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, апелляционное представление прокурора, участвующего в административном деле удовлетворить.
Решение Челябинского областного суда от 16 мая 2022 года отменить.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Акцент" о признании недействующим постановления министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 25 ноября 2020 года N69/3 "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществу с ограниченной ответственностью "Акцент" на территории Троицкого городского округа" - отказать.
В удовлетворении апелляционной жалобы ООО "Акцент" - отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий
Судья
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02 ноября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.