Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В.
судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н.
при секретаре Акматовой О.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-144/2022 по административному исковому заявлению Костарева Е.В, Костарева Д.В, Пяткова И.И, Михалева Д.Е. о признании не действующим решения Думы Томского района Томской области от 25 марта 2021 года N 49 "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования "Зональненское сельское поселение", утвержденный решением Совета Зональненского сельского поселения от 30.04.2015 N 38"
по апелляционным жалобам административных истцов Костарева Д.В. и Костарева Е.В, Пяткова И.И. и Михалева Д.Е, апелляционному представлению прокурора Томской области на решение Томского областного суда от 07 июля 2022 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Ненашевой Е.Н, объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Совета Зональненского сельского поселения Томского района Томской области от 29 апреля 2015 года N 38 утвержден Генеральный план муниципального образования "Зональненское сельское поселение" Томского района Томской области.
Решением Думы Томского района от 25 марта 2021 года N 49 в Генеральный план муниципального образования "Зональненское сельское поселение", утвержденный решением Совета Зональненского сельского поселения от 30 апреля 2015 года N 38, внесены изменения, в результате которых в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, N, расположенных в поселке Зональная станция, входящего в состав Зональненского сельского посеения, изменена функциональная зона.
Решение Думы Томского района от 25 марта 2021 года N 49 с приложениями размещено на официальном сайте Администрации Томского района.
Костарев Е.В, Костарев Д.В, Пятков И.И, Михалев Д.Е. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Думы Томского района от 25 марта 2021 года N 49 "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования "Зональненское сельское поселение", утвержденный решением Совета Зональненского сельского поселения от 30.04.2015 N38" с момента опубликования нормативного правового акта.
В обоснование заявленных требований указали, что являются жителями поселка Зональная станция, а потому - субъектами возникшего публичного правоотношения, права которых затрагиваются оспариваемым актом, устанавливающим функциональную зону, предназначенную для застройки земельных участков многоквартирными домами в условиях отсутствия предварительной разработки сопутствующей необходимой для развития такой территории документации. Полагают, что при принятии оспариваемого нормативного положения ответчиком в нарушение требований части 3 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) были допущены нарушения процедуры его принятия, выразившиеся в проведении публичных слушаний не во всех населенных пунктах муниципального образования, отсутствия оповещения о проведении публичных слушаний жителей всего муниципального образования, проведения указанной процедуры с нарушением предусмотренных подпунктом 1 пункта 8 статьи 5.1, пунктом 8 статьи 28 ГрК РФ сроков, нарушением условия о размещении экспозиции проекта решения, а также порядка опубликования акта.
Обращают внимание, что решением Совета Зональненского сельского поселения от 09 декабря 2020 года N 49, внесшим изменения в решение Совета от 30 ноября 2020 года N 43, дата публичных слушаний не изменялась, но при этом в протоколе заседания Совета поселения от 09 декабря 2020 года данный вопрос не отражен, в повестке дня такой вопрос не стоял.
Считают, что в связи с введением на территории Томской области запрета на проведение каких-либо общественных мероприятий в период с 31 марта 2020 года по 31 марта 2021 года в целях сдерживания угрозы распространения новой коронавирусной инфекции, публичные мероприятия не могли и не должны были проводиться ввиду установленного для жителей муниципального образования запрета на посещение публичных мероприятий.
Поскольку в опубликованной 24 марта 2021 года в официальном издании Томского района газете "Томское предместье" N 21 повестке 6-го собрания Думы Томского района VII созыва не был указан вопрос о внесении изменений в Генеральный план Зональненского сельского поселения, административные истцы были лишены также и возможности присутствовать на собрании Думы, и высказать свои возражения по указанному вопросу.
Решением Томского областного суда от 7 июля 2022 года в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказано.
В апелляционном представлении (с учетом дополнений, представленных в суд апелляционной инстанции), прокурор Томской области со ссылкой на неправильное применение и истолкование судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела просит постановленный судебный акт отменить, приняв решение об удовлетворении административных исковых требований.
Указывает, что обжалуемое решение принято без учета факта отсутствия кворума при даче комиссией по землепользованию и застройке администрации Зональненского сельского поселения на заявление ОАО "ТДСК" о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования "Зональненское сельское поселение"; выражает несогласие с выводом суда о несущественном характере допущенного нарушения на 1 день срока проведения публичных слушаний и о соблюдении порядка размещения экспозиции проекта решения; полагает не основанным на законе вывод суда о соблюдении ответчиком порядка официального опубликования решения о назначении публичных слушаний и самой процедуры их проведения; выражает мнение о необоснованном принятии судом в качестве допустимых доказательств показаний допрошенных в качестве свидетелей лиц, имеющих интерес в рассматриваемом споре. Ссылку на решение Томского областного суда от 29 января 2016 года по административному делу N 3а-12/2016 по иску Н. об оспаривании Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования "Зональненское сельское поселение" в обоснование вывода о несущественности допущенного в процессе проведения публичных слушаний нарушения для жителей д. Позднеево, входящей в состав муниципального образования, полагает не основанной на законе, отмечая, что законодатель не связывает критерий численности жителей населенного пункта с их правом на участие в публичных слушаниях по вопросам местного значения.
В апелляционных жалобах административные истцы Костарев Д.В, Костарев Е.В, Пятков И.И, Михалев Д.Е, выражая мнение о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела и недоказанность установленных судом обстоятельств, также просят решение Томского областного суда отменить, принять по делу решение об удовлетворении административных исковых требований, приводя доводы, аналогичные изложенным в апелляционном представлении прокурора.
Относительно доводов апелляционного представления и апелляционных жалоб Думой Томского района Томской области и заинтересованным лицом ОАО "ТДСК" представлены возражения, в которых выражено мнение о законности и обоснованности решения Томского областного суда.
В судебном заседании административные истцы Костарев Е.В, Костарев Д.В, их представитель Спектор Л.В, а также административный истец Пятков И.И, представляющий одновременно интересы административного истца Михалева Д.Е, доводы апелляционных жалоб поддержали по изложенным в них основаниям.
Прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, поддержав доводы апелляционного представления и дополнений к нему, также просила об отмене решения Томского областного суда, полагая его постановленным при неправильном применении норм материального права.
Представитель административного ответчика Думы Томского района Томской области и заинтересованного лица Управления территориального развития администрации Томского района Томской области Куликова Д.С, представители заинтересованного лица ОАО "ТДСК" Степанян А.Л. и Каширина Е.О. поддержали приведенные в возражениях на апелляционные жалобы и представление возражения, выразив мнение о законности и обоснованности обжалуемого решения.
Иные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены заблаговременно и в надлежащей форме.
Административное дело рассмотрено судом в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и представления, заслушав объяснения участвующих в деле лиц и их представителей, судебная коллегия приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят в том числе нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа (пункт 1 части 3 статьи 8, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органом местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений.
Проанализировав приведенные законоположения, а также положения вступившего с 01 января 2021 года в силу Закона Томской области от 08 июня 2020 года N 64-ОЗ "О внесении изменения в Закон Томской области "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области", Устава Муниципального образования "Зональненское сельское поселение" Томского района Томской области и Устава муниципального образования "Томский район" (в редакции решения Думы Томского района от 26 августа 2020 года N385), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Решение Думы Томского района от 25 марта 2021 года N 49 принято уполномоченным органом, в установленной форме, обоснованно заключив, что действующее законодательство не предусматривает обязательность проведения процедуры принятия документа территориального планирования с начала при изменении полномочий в сфере градостроительной деятельности.
Судебная коллегия с указанным выводом соглашается, поскольку он основан на законе, соответствует обстоятельствам дела и подтверждается исследованными доказательствами. В указанной части решение суда не обжалуется.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение не противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы и не нарушает прав и охраняемых законом интересов административных истцов. При этом суд исходил из того, что допущенные в процессе принятия нормативного положения нарушения не являлись существенными, в связи с чем они не могут являться основанием для признания нормативного правового акта не действующим.
С данным выводом судебная коллегия не находит возможным согласиться в силу следующего.
Содержание генерального плана городского округа, порядок его подготовки, принятия, утверждения и опубликования, а также особенности согласования проекта генерального плана регламентированы положениями статей 23 - 25 ГрК РФ, согласно которым подготовка генерального плана предусматривает осуществление ряда последовательных процедур, к которым относятся, в частности, проведение общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии со статьями 5.1 и 28 ГрК РФ (часть 11 статьи 24 ГрК РФ). Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа (часть 12 статьи 24 ГрК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 5.1 ГрК РФ процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов:
1) оповещение о начале публичных слушаний;
2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;
4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;
5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний;
6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Согласно части 16 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план вправе органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица.
Надлежаще проанализировав собранные по делу доказательства и верно установив, что по состоянию на 26 ноября 2020 года ОАО "ТДСК" являлось собственником земельного участка с кадастровым номером N, который на тот момент был разделен на три самостоятельных земельных участка, в том числе N и N, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у ОАО "ТДСК" права на обращение с заявлением о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования "Зональненское сельское поселение" в части изменений функциональных зон в отношении вышеуказанных земельных участков.
Вопреки доводам апелляционных жалоб и представления судебная коллегия признает правильным вывод суда первой инстанции о и том, что рассмотрение комиссией по землепользованию и застройке администрации Зональненского сельского поселения заявления ОАО "ТДСК" в составе 5 присутствующих из 8 входящих в ее состав членов, т.е. в составе, не обеспечивающем предусмотренный пунктом 5.8 Положения кворум (не менее 2/3 членов Комиссии), не относится к числу существенных нарушений процедуры принятия решения о внесении изменений в документ территориального планирования - Генеральный план, учитывая лишь рекомендательный характер решений данной комиссии, и то обстоятельство, что статья 24 ГрК РФ не содержит требования об обязательном рассмотрении вопроса о внесении изменений в Генеральный план на заседании комиссии по землепользованию и застройке, созданной при органе местного самоуправления.
При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса (часть 11 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Совета Зональненского сельского поселения от 30 ноября 2020 года N 43 на 14 часов 00 и 18 часов 00 минут 30 декабря 2020 года назначено проведение публичных слушаний по рассмотрению проекта внесения изменений в Генеральный план муниципального образования "Зональненское сельское поселение" в части изменения функциональной зоны земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, а также в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Зональненское сельское поселение в части изменения территориальной зоны указанных земельных участков.
Также названным решением определены место проведения слушаний на территории сельского поселения (пос. Зональная Станция, ул. Совхозная, 16), место нахождения комиссии по землепользованию и застройке администрации Зональненского сельского поселения. Гражданам, постоянно проживающим на территории, в отношении которой подготовлен проект, правообладателям находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладателям помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, предложено не позднее 5 дней до даты проведения публичных слушаний направить в комиссию по землепользованию и застройке Администрации Зональненского сельского поселения свои предложения по вынесенному на публичные слушания проекту внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки. На управляющего делами Администрации Зональненского сельского поселения возложена обязанность опубликовать настоящее постановление, оповещение о начале публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план (приложение N1), материалы по проекту внесения изменений в генеральный план (приложение N2), материалы по внесению изменений в Правила землепользования и застройки (приложение N3) в периодическом официальном печатном издании органов местного самоуправления Зональненского сельского поселения "Информационный бюллетень Зональненского сельского поселения" и на официальном сайте Администрации Зональненского сельского поселения в сети Интернет.
Из содержания оповещения о начале публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования "Зональненское сельское поселение" следует, что в нем указан вопрос местного значения, выносимый на публичные слушания; указано место размещения экспозиции проекта (открыта с 30 ноября 2020 года по 30 декабря 2020 года в фойе администрации Зональненского сельского поселения по адресу: Томская область, Томский район, пос. Зональная Станция, ул. Совхозная, 10) и время ее работы; дата, время и место проведения публичных слушаний на территории пос. Зональная Станция (ул. Совхозная, 16); участникам публичных слушаний разъяснено право вносить предложения и замечания в период размещения проекта на официальном сайте администрации муниципального образования в сети Интернет, а также порядок их подачи; указано, кто проводит публичные слушания, почтовый адрес, адрес электронной почты, телефон организатора; указано, что материалы по проекту подлежат опубликованию в периодическом печатном издании органов местного самоуправления Зональненского сельского поселения "Информационный бюллетень Зональненского сельского поселения" и размещению на официальном сайте администрации муниципального образования "Зональненское сельское поселение" в сети Интернет.
Решение Совета Зональненского сельского поселения от 30 ноября 2020 года N 43 вместе с приложением N 1 опубликовано в Информационном бюллетене N 122 от 30 ноября 2020 года и размещено 30 ноября 2020 года на сайте.
В связи с подачей ОАО "ТДСК" 08 декабря 2020 года заявления о проведении публичных слушаний только в части внесения изменений в Генеральный план муниципального образования решением Совета Зональненского сельского поселения от 09 декабря 2020 года N 49 внесены изменения в решение Совета Зональненского сельского поселения от 30 ноября 20202 года N 43, в результате которых наименование решения, а также его пункты 1, 6 и 7 изложены в новой редакции.
Исследовав представленный оригинал протокола заседания Совета Зональненского сельского поселения от 09 декабря 2020 года, суд первой инстанции в соответствии с частью 2 статьи 70 КАС РФ обоснованно признал данное доказательство отвечающим требованиям допустимости, правомерно заключив в результате его оценки, что решением Совета Зональненского сельского поселения от 09 декабря 2020 года N 49 внесены изменения, исключившие из числа вопросов, выносимых на публичные слушания, вопрос внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО "Зональненское сельское поселение". При этом дата, время, место проведения публичных слушаний по внесению изменений в Генеральный план в части изменения функциональной зоны в отношении земельных участков N, N не изменилось.
Выводы суда первой инстанции в указанной части полно и подробно мотивированы, являются правильными.
Установив приведенные выше обстоятельства, а также оценив представленные сторонами доказательства относительно порядка проведения публичных слушаний в виде писем, скриншотов, листов регистрации, бюллетеней для голосования, а также показаний допрошенных в качестве свидетелей И, К, Л, Е, В, суд пришел к выводу о том, что 30 декабря 2020 года публичные слушания по внесению изменений в Генеральный план в части изменения функциональной зоны в отношении земельных участков N, N были проведены в установленном законом порядке, доступ к информации о их проведении и материалам по обоснованию органом местного самоуправления был обеспечен.
При этом суд, делая вывод о соблюдении права граждан на получение информации о предстоящих публичных слушаниях, не усмотрел существенного нарушения процедуры их проведения в состоявшемся опубликовании в Информационном бюллетене Решения Совета Зональненского сельского поселения 30 ноября 2020 года N 43 без приложения N 2, равно как и в поступлении экземпляра данного Информационного бюллетеня в библиотеку, отметив, что вся предусмотренная законом информация о сроках проведения публичных слушаний, их предмете и иные были размещены на официальном сайте администрации поселения, в связи с чем являлась доступной для жителей.
Дополнительно к указанному суд отметил, что отсутствие в библиотеках Информационного бюллетеня N 122 от 30 ноября 2020 года и Информационного бюллетеня N 123/5 от 09 декабря 2020 года не явилось препятствием для обращения административным истцом Пятковым И.И. за получением информации в администрацию Зональненского сельского поселения по вопросу проведения публичных слушаний, назначенных на 30 декабря 2020 года по заявлению "данные изъяты", информация о которых также размещалась в сети Интернет.
Между тем, с выводами суда о соблюдении порядка оповещения жителей муниципального образования о проведении публичных слушаний и процедуры их проведения по заявлению ОАО "ТДСК" на территории Зональненского сельского поселения судебная коллегия согласиться не может, поскольку судом не учтено следующее.
Общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (далее в настоящей статье - общественные обсуждения или публичные слушания), проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования, за исключением случаев, установленных частями 3.1 и 3.2 настоящей статьи (часть 3 статьи 28 ГрК РФ).
Публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Положения статей 5.1 и 28 ГрК РФ призваны обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу, при этом результаты публичных слушаний носят для органов местного самоуправления только рекомендательный характер. Следовательно, значимым обстоятельством является сам факт проведения публичных слушаний, а не результаты высказанных на публичных слушаниях замечаний.
Кроме того, частью 3 статьи 28 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент подготовки оспариваемого нормативного правового акта) установлена необходимость проведения публичных слушаний в каждом населенном пункте муниципального образования.
Согласно пункту 2 статьи 1 Устава муниципального образования "Зональненское сельское поселение" названное поселение состоит из двух населенных пунктов - пос. Зональная станция и д. Позднеево.
Порядок проведения публичных слушаний в Зональненском сельском поселении определен Положением о публичных слушаниях в муниципальном образовании "Зональненское сельское поселение", утвержденным решением Совета Зональненского сельского поселения от 26 сентября 2013 года N 62 (далее также - Положение о публичных слушаниях).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (часть 3 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 3 Устава муниципального образования "Зональненское сельское поселение" закреплено, что официальным опубликованием муниципальных правовых актов признается первая публикация их полного текста в официальном печатном издании "Информационный бюллетень Зональненского сельского поселения" и (или) первое размещение на официальном сайте муниципалитета, либо официальное обнародование путем размещения в общественных местах.
Согласно приведенным в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснениям, в случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на "Официальном интернет-портале правовой информации", официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
В том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается только в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в 2021 году начата реконструкция официального сайта администрации МО "Зональненское сельское поселение" http://www.admzsp.ru, изменен сервер, каталог разделов приведен в соответствие с требованиями Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ, в связи с чем оказались частично стерты пути и не открываются по изначальным ссылкам нормативные документы, содержащие в себе архивные файлы. Все документы ранних периодов находятся на копии сайта и загружаются программистами по мере обнаружения технических неполадок и (или) заполнения вновь образованного раздела.
В соответствии с базой данных, скриншот которой обоснованно принят судом в качестве допустимого доказательства, установлено, что на официальном сайте администрации были размещены: 23 октября 20202 года - постановление N 253/гп о подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план, 09 декабря 2020 года - решение Совета N 49, 30 декабря 2020 года - заключение о результатах публичных слушаний и протокол публичных слушаний по внесению изменений в Генеральный план. Решение от 30 ноября 2020 года N 43 о проведении публичных слушаний размещено на сайте 30 ноября 2020 года (том 3 л.д. 124, 207).
Вместе с тем, доказательств, объективно и достоверно подтверждающих факт размещения на официальном сайте администрации Зональненского сеьского поселения информации о проведении публичных слушаний вместе с полным текстом проекта решения о внесении изменений в Генеральный план поселения в материалы дела не представлены; справка Главы администрации поселения, как и представленный суду скриншот, данной информации также не содержат (том 3 л.д. 123, 124).
Как следует из материалов административного дела, в Информационном бюллетене N 122 от 30 ноября 2020 года в числе приложений к Решению от 30 ноября 2020 года N 43 было опубликовано только оповещение о проведении публичных слушаний (приложение N 1) иные приложения, в том числе приложение N 2, в котором приводится проект муниципального правового акта по вопросам местного значения, в указанном официальном печатном издании опубликованы не были.
В соответствии с частью 8 статьи 28 ГрК РФ срок проведения публичных обсуждений или публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (часть 8 статьи 28 ГрК РФ).
Пунктом 10 Положения о публичных слушаниях предусмотрено, что публичные слушания проводятся не позднее 30 дней со дня принятия постановления об их проведении, а само решение о назначении публичных слушаний с приложением проекта муниципального правового акта по вопросу местного значения, выносимые на публичные слушания, подлежат официальному опубликованию в Информационном бюллетене и на официальном сайте муниципального образования.
Из системного анализа положений пункта 2 части 5 статьи 5.1, части 11 статьи 24, части 8 статьи 28 ГрК РФ следует, что предусмотренное пунктом 2 части 5 статьи 5.1 ГрК РФ условие о размещении проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта должны обеспечивать потенциальным участникам публичных слушаний (общественных обсуждений) возможность свободного доступа к данным материалам на протяжении всего срока проведения публичных слушаний, что применительно к обстоятельствам настоящего дела составляло период с 30 ноября 2020 года по 30 декабря 2020 года.
В свою очередь, ответ Главы администрации поселения от 18 ноября 2020 года на обращение гражданина Пяткова И.И. о невозможности получения им информации в связи с тем, что размещенные на официальном сайте администрации документы по назначенным на 30 декабря 2020 года по заявлению ОАО "ТДСК" публичным слушаниям не открываются, подтверждает то обстоятельство, что информация, обеспечивающая возможность ознакомления жителей муниципального образования с проектом решения, размещенная 30 ноября 2020 года во втором официальном источнике опубликования нормативным правовых актов Зональненского сельского поселения (на официальном сайте администрации) уже в период с 15-18 ноября 2020 года также не находилась в свободном доступе, поскольку была заархивирована, а ее получение было возможно исключительно в условиях применения разархиватора для RAR файлов.
В этой связи вывод суда первой инстанции о том, что вся необходимая информация о проведении публичных слушаний была размещена на официальном сайте администрации Зональненского сельского поселения и обеспечивала жителям сельского поселения возможность ознакомления с проектом Решения от 30 ноября 2020 года N 43 (с учетом внесенных изменений Решением от 09 декабря 2020 года) в течение предусмотренного законом периода (30 дней), по мнению судебной коллегии, представленными в материалы дела доказательствами не подтверждается.
Судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционных жалоб и представления о том, что доступ жителей поселения к информации о проведении публичных слушаний и непосредственно предмету их обсуждения в установленном Уставом сельского поселения порядке стал возможен лишь после поступления экземпляров Информационного бюллетеня N 122 и Информационного бюллетеня N 123/5 в межпоселенческую сельскую библиотеку Томского района Томской области, т.е. после 01 февраля 2021 года, поскольку доказательств более ранней даты обеспечения предусмотренной частью 3 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ гражданам возможности ознакомления с проектами решений по вопросам местного значения, ответчиком не представлено.
При этом судебная коллегия учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, приведенную в Определении от 03 апреля 2007 года N 171-О-П, согласно которой по смыслу статьи 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации тиражи официальных изданий, в которых публикуются нормативные правовые акты, и их распространение должны обеспечивать реальную возможность ознакомления с такими актами, не создавая неоправданных усилий по их поиску.
Однако судом первой инстанции указанным обстоятельствам надлежащей правовой оценки не дано.
С учетом изложенного судебная коллегия признает основанным на неверной оценке собранных по делу доказательств вывод суда первой инстанции о том, что при рассмотрении административного дела нашел свое подтверждение факт обеспечения населению Зональненского сельского поселения, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, своевременную возможность ознакомления с содержанием как Решения от 30 ноября 2020 года N 43 о проведении публичных слушаний, так и приложения N 2 к названному решению (с учетом изменений, внесенных Решением от 09 декабря 2020 года) относительно содержания предлагаемых для внесения в Генеральный план изменений.
Ссылка в решении суда на опубликование информации о проведении публичных слушаний в печатном издании "Милый Томск" и иных сайтах и переписках участников различных социальных групп доказательством соблюдения официального порядка опубликования нормативных положений не является, в связи с чем указанные обстоятельства не имеют правового значения для рассмотрения настоящего административного дела.
Судебная коллегия также находит основанным на неверном толковании норм материального права вывод суда первой инстанции о том, что при проведении публичных слушаний не было допущено нарушений требований части 3 статьи 28 ГрК РФ, предусматривающей необходимость их проведения в каждом населенном пункте муниципального образования, поскольку из материалов дела следует, что при принятии Решения от 30 ноября 2020 года N 43 и в последующем - при принятии Решения от 09 декабря 2020 года, внесшим в него изменения, организация и проведение публичных слушаний на территории д. Позднеево, входящей в состав сельского поселения, органами местного самоуправления Зональненского сельского поселения не планировалось и не проводилось.
Ссылка в обжалуемом решении на решение Томского областного суда от 29 января 2016 года, установившего в числе обстоятельств, не имеющих отношения к настоящему рассматриваемому административно-правовому спору численность населения в д. Позднеево на 2013 год, а также на показания Главы Зональненского сельского поселения К. о количестве проживающих в названном населенном пункте семей (7) и факт нахождения жителей д. Позднеево в социальных сетях правового значения для рассмотрения настоящего административного дела не имеют и выводов, опровергающих факт отсутствия организации и проведения публичных слушаний на территории д. Позднеево, не опровергают.
При этом сам по себе факт проживания на территории д. Позднеево количества жителей, кратно менее количества жителей с. Зональная Станция в редакции положений статьи 28 ГрК РФ, действующей на дату принятия оспариваемого акта, не могло являться основанием для исключения для жителей д. Позднеево гарантированного законом права на участие в публичных слушаниях по вопросам, относящимся к вопросам местного значения поселения, поскольку иное свидетельствовало бы о создании дискриминационных условий.
С учетом предмета административно-правового спора, имеющих значение для дела обстоятельств и доказательств, с помощью которых данные обстоятельства могут и должны быть установлены, судебная коллегия признает не отвечающими требованиям относимости доказательств показания допрошенного в качестве свидетеля Л, не являющегося жителем д. Позднеево и очевидцем происходивших там событий, показания которого об участии в публичных слушаниях 2 жителей д. Позднеево, кроме того, опровергаются содержанием письменных доказательств.
Вывод суда о создании для жителей д. Позднеево фактической возможности и условий для участия в публичных слушаниях 30 декабря 2020 года на территории иного населенного пункта - с. Зональная Станция Томского района Томской области не только не нашел своего объективного подтверждения при рассмотрении дела, но и опровергается письменными доказательствами.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 310 КАС РФ несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
С учетом установленных судебной коллегией по делу обстоятельств о существенных нарушениях процедуры принятия оспариваемого решения Думы Томского района Томской области от 25 марта 2021 года N 49, апелляционные жалобы и представление подлежат удовлетворению, а решение Томского областного суда от 07 июля 2022 года - отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят с существенным нарушением процедуры его принятия, судебная коллегия, учитывая сложившуюся в судебной практике последовательную правовую позицию, приходит к выводу о необходимости признания нормативных правовых актов не действующими с даты их принятия, независимо от факта их применения и того обстоятельства, что на основании этих актов были реализованы права граждан и организаций.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Томского областного суда от 07 июля 2022 года отменить, принять по делу новое решение.
Административные исковые требования Костарева Е.В, Костарева Д.В, Пяткова И.И, Михалева Д.Е. удовлетворить.
Признать не действующим с даты принятия решение Думы Томского района Томской области от 25 марта 2021 года N 49 "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования "Зональненское сельское поселение", утвержденный решением Совета Зональненского сельского поселения от 30.04.2015 N 38".
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в силу апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 октября 2022 года в официальном печатном издании, предусматривающем опубликование нормативных правовых актов Думы Томского района Томской области.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалобы, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Томский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 октября 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.