Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 13 сентября 2022 года (направленную почтовой корреспонденцией 28 июля 2022 года) кассационную жалобу представителя Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонда кино) Зеболовой В.С. на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 24 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 9 июня 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Фонда кино к Управлению Федеральной налоговой службы по г. Москве, Главному управлению Министерства юстиции РФ по г. Москве, ликвидатору Фонда "Люблю и точка" Кабуловой З.З. об оспаривании действий, бездействий, распоряжений (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-699/2021).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителей административного истца Фонда кино Хлапотина В.Ю, административного ответчика УФНС по г. Москве Исаева А.Х, ликвидатора Фонда "Люблю и точка" Кабуловой З.З, судебная коллегия
установила:
Фонд кино обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия Управления ФНС по г. Москве и Главного управления Министерства юстиции РФ по г. Москве по ликвидации юридического лица Фонда поддержки культуры и искусства "Люблю и точка" (ОГРН 1087799005172, ИНН 7729440115) и его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, возложении на УФНС по г. Москве и ГУ Министерства юстиции РФ по г. Москве обязанности восстановить в ЕГРЮЛ Фонд поддержки культуры и искусства "Люблю и точка";
признать незаконным бездействие ликвидатора Фонда поддержки культуры и искусства "Люблю и точка" Кабуловой З.З. по невключению требований Фонда кино в промежуточный и ликвидационный балансы и необращению с заявлением о признании Фонда поддержки культуры и искусства "Люблю и точка" банкротом;
признать незаконными действия ликвидатора Фонда поддержки культуры и искусства "Люблю и точка" Кабуловой З.З. в представлении в уполномоченный орган документов (промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационный баланс) для ликвидации Фонда поддержки культуры и искусства "Люблю и точка", содержащих недостоверные сведения.
Требования мотивировал тем, что решением Никулинского районного суда г..Москвы от 3 сентября 2019 года, состоявшимся по иску Кабуловой З.З. к Фонду поддержки культуры и искусства "Люблю и точка" о ликвидации последнего, Фонд поддержки культуры и искусства "Люблю и точка" ликвидирован и ликвидатору Кабуловой З.З. поручено в установленные сроки осуществить все необходимые действия, предусмотренные действующим законодательством, для его ликвидации и внесении в ЕГРЮЛ соответствующих сведений. Ликвидатор уведомил ГУ Министерства юстиции РФ по г..Москве о принятии решения о ликвидации Фонда поддержки культуры и искусства "Люблю и точка". 30 октября 2019 года ГУ Министерства юстиции РФ по г..Москве вынесло распоряжение N 9205 о начале процедуры ликвидации некоммерческой организации и назначении ликвидатора некоммерческой организации Фонда поддержки культуры и искусства "Люблю и точка", в соответствии с которым УФНС по г..Москве было уведомлено о начале процедуры ликвидации и в адрес последнего направлены документы, необходимые для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. 7 ноября 2019 года УФНС России по г..Москве в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации и назначении ликвидатора. 18 декабря 2019 года ликвидатор опубликовал сообщение о возможности предъявления кредиторами требований по соответствующему адресу в течение двух месяцев. Фонд кино 14 февраля 2020 года направил в адрес ликвидатора заявление о включении задолженности в размере 30 173 000 рублей в реестр требований кредиторов (промежуточный и ликвидационный балансы) ликвидируемого фонда "Люблю и точка", подтвержденной решением арбитражного суда. Соответствующее заявление в тот же день также было направлено в МИФНС N 46, которая в ответе от 21 февраля 2020 года сообщила о перенаправлении информации о задолженности Фонда "Люблю и точка" в УФНС России по г..Москве.
Однако промежуточный и ликвидационный балансы не содержали сведений о задолженности ликвидируемого фонда перед Фондом кино. В связи с этим 26 февраля 2020 года ГУ Министерства юстиции РФ по г..Москве без осуществления должной проверки представленных ликвидатором документов, формально подойдя к указанной проверке, в нарушение правовых норм вынесло распоряжение N 1607 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о составлении некоммерческой организацией промежуточного ликвидационного баланса, в соответствии с которым поручило отделу по делам некоммерческих организаций направить в УФНС по г..Москве документы для внесения в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса фонда "Люблю и точка". 3 марта 2020 года УФНС России по г..Москве при наличии подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в предоставленных в регистрирующий орган документах сведений, без осуществления необходимой проверки документов, внесена запись за ГРН 2207701868141 в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса Фонда "Люблю и точка", 4 марта 2020 года - внесена запись за ГРН 2207701921403 в ЕГРЮЛ о ликвидации Фонда "Люблю и точка".
Решением Савеловского районного суда г. Москвы от 24 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 9 июня 2022 года, в удовлетворении требований Фонда кино отказано.
В кассационной жалобе представителя Фонда кино Зеболовой В.С. ставится вопрос об отмене судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждаются указанные в административном иске обстоятельства относительно состоявшегося решения Никулинского районного суда г. Москвы от 3 сентября 2019 года о ликвидации Фонда поддержки культуры и искусства "Люблю и точка", поручении ликвидатору Кабуловой З.З. осуществить все необходимые действия для ликвидации Фонда и внесении соответствующих сведений в ЕГРЮЛ;
внесения УФНС России по г. Москве соответствующих сведений в ЕГРЮЛ на основании распоряжения ГУ Министерства юстиции РФ по г. Москве от 30 октября 2019 года N 9205;
публикации ликвидатором 18 декабря 2019 года сообщения о предъявлении требований кредиторов;
направления Фондом кино 14 февраля 2020 года в адрес ликвидатора, а также в адрес МИФНС России N 46 по г. Москве заявления о включении задолженности в размере 30 173 000 рублей в реестр требований кредиторов (промежуточный и ликвидационный балансы);
получения ответа МИФНС N 46 от 21 февраля 2020 года о перенаправлении информации о задолженности Фонда "Люблю и точка" в УФНС России по г. Москве для учета указанной информации в процессе проверочных мероприятий в ходе ликвидации Фонда "Люблю и точка";
распоряжения ГУ Минюста РФ по г. Москве от 26 февраля 2020 года N 1607 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о составлении некоммерческой организацией промежуточного ликвидационного баланса;
распоряжения ГУ Минюста РФ по г. Москве от 28 февраля 2020 года N 1731 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации Фонда "Люблю и точка".
Судами также установлено, что 21 февраля 2020 года от Кабуловой З.З. в ГУ Министерства юстиции РФ по г. Москве поступили документы на государственную регистрацию внесения в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса Фонда: уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001 в двух экземплярах, протокол об утверждении промежуточного ликвидационного баланса в двух экземплярах, ликвидационный баланс в двух экземплярах, вестник, квитанция об уплате государственной пошлины.
26 февраля 2020 года поступили документы: заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001 в двух экземплярах, протокол об утверждении ликвидационного баланса в двух экземплярах, ликвидационный баланс в двух экземплярах, вестник, квитанция об уплате государственной пошлины.
УФНС России по г. Москве 3 марта 2020 года в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса Фонда "Люблю и точка", 4 марта 2020 года - запись о ликвидации Фонда "Люблю и точка".
В соответствии со статьей 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) (пункт 1);
решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его уполномоченными органами (пункт 2).
Органом, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, в силу пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1313, является Министерство юстиции РФ в лице его территориальных органов.
Согласно пункту 3 статьи 13.1 Закона N 7-ФЗ внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Закона N 129-ФЗ федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации.
Статьей 21 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, произведены все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации для работников, увольняемых в связи с ликвидацией юридического лица, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктами 2 и 2.4 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Статьей 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом (пункт 4).
Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 4.1).
Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 4.2).
Проанализировав приведенные положения действующего законодательства во взаимосвязи и оценив применительно к ним установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу
о том, что вся необходимая и установленная действующим законодательством процедура внесения сведений в ЕГРЮЛ, процедура рассмотрения поданных ликвидатором заявлений ГУ Министерства юстиции РФ по г. Москве и УФНС по г. Москве были проведены в соответствии с требованиями закона и без нарушения, в связи с чем оснований для удовлетворения требований административного истца в рамках процедуры ликвидации и предмета настоящего спора не усмотрел.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, приводя при этом дополнительно положения ГК РФ, а также ссылаясь на пункт 5 статьи 20 Закона N 129-ФЗ, указала, что процедура ликвидации юридического лица и порядок удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица предусматривают обращение кредитора в установленный срок с требованием к ликвидационной комиссии (ликвидатору) ликвидируемого юридического лица для включения его в промежуточный ликвидационный баланс, а при уклонении ликвидационной комиссии (ликвидатора) от рассмотрения требований - оспаривание такого уклонения в суд. Однако заявитель, как кредитор, зная об уклонении ликвидатора от рассмотрения заявленного требования, не соглашаясь с ликвидационным балансом, не обратился в суд с требованием об оспаривании данного баланса, в связи с чем действительность представленных налоговому органу документов не была опровергнута.
Отметила, что в соответствии с требованиями абзаца 2 пункта 4 статьи 51 ГК РФ заявитель не направил в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящего включения данных в ЕГРЮЛ, оформленные по форме N 38001 согласно Приказу ФНС России от 11 февраля 2016 года N ММВ-7-14/72@.
Не соглашаясь с выводами судов, в кассационной жалобе административный истец вновь приводит доводы о том, что 14 февраля 2020 года Фонд кино направил в адрес ликвидатора заявление о включении задолженности в размере 30 173 000 рублей в ликвидационный баланс, о чем проинформировал УФНС России по г. Москве, однако промежуточный и ликвидационный балансы не содержали сведений о задолженности.
Указывает, что ликвидатор знал о задолженности ликвидируемого Фонда перед истцом, поскольку подписывал договор о предоставлении средств из бюджета на производство фильма.
Также ссылается на то, что в соответствии с требованиями действующего законодательства ГУ Министерства юстиции РФ по г. Москве и УФНС России по г. Москве обязаны были проверить достоверность сведений в документах, представленных ликвидатором.
Проверяя приведенные доводы, судебная коллегия исходит из следующего.
Разрешая заявленные требования административного истца и отказывая в их удовлетворении, суды обеих инстанций фактически пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконными оспариваемых действий ГУ Министерства юстиции РФ по г. Москве и УФНС России по г. Москве.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что Законом о регистрации не предусмотрена обязанность органа, принимающего решение о государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица и регистрирующего органа осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе о достоверности данных промежуточного и окончательного ликвидационного балансов и об отсутствии у ликвидируемого юридического лица какой-либо задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию, установленным нормативными актами.
В то же время, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее относительно требований закона к обязанностям ликвидационной комиссии (ликвидатора).
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (пункт 2 статьи 63 ГК РФ).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 6 статьи 63 ГК РФ).
Из пункта 1 статьи 64.1 ГК РФ следует, что в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса.
Таким образом, действительно, установленная положениями статей 63 - 64.1 ГК РФ процедура ликвидации юридического лица и порядок удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица предусматривают обращение кредитора в установленный срок с требованием к ликвидационной комиссии (ликвидатору) ликвидируемого юридического лица для включения его в промежуточный ликвидационный баланс, а при уклонении ликвидационной комиссии (ликвидатора) от рассмотрения требований - оспаривание такого уклонения в суд.
Вместе с тем, как правильно указал районный суд, согласно пункту 2 статьи 64.1 ГК РФ кредиторы вправе также обратиться с требованием к ликвидатору о возмещении убытков, связанных с нарушением прав кредиторов при ликвидации юридического лица.
Отказывая в удовлетворении требований, предъявленных к ликвидатору Фонда "Люблю и точка" Кабуловой З.З, об оспаривании бездействия по невключению требований Фонда кино в промежуточный и ликвидационный балансы и действий ликвидатора по представлению в уполномоченный орган указанных балансов, содержащих недостоверные сведения, суды ограничились лишь отсутствием обращения заявителя в суд об оспаривании уклонения ликвидатора от рассмотрения его требования, не исследовав и не оценив при этом действия ликвидатора, которые по смыслу статьи 63 ГК РФ, прежде всего, должны быть направлены на разрешение надлежащим образом вопросов, касающихся расчетов с кредиторами.
Следует отметить, что в соответствии с положениями части 3 статьи 62, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Однако обжалуемые судебные акты об отказе в удовлетворении требований к ликвидатору Фонда "Люблю и точка" Кабуловой З.З. не содержат каких-либо выводов относительно заявленных к ней требований, что противоречит общему принципу законности и обоснованности решения суда (часть 1 статьи 176 КАС РФ).
Согласно части 2 статьи 14 КАС РФ суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.
По смыслу статьи 59, части 4 статьи 180 КАС РФ суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
При изложенных обстоятельствах обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными и обоснованными в части отказа в удовлетворении требований к ликвидатору Фонда "Люблю и точка" Кабуловой З.З. об оспаривании соответствующих действий, бездействий, они в указанной части подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении следует учесть изложенное выше, устранить допущенные нарушения, принять меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, совершить иные действия, направленные на правильное разрешение спора.
Руководствуясь статьями 328, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Савеловского районного суда г. Москвы от 24 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 9 июня 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении требований Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонда кино) к ликвидатору Фонда поддержки культуры и искусства "Люблю и точка" Кабуловой З.З, административное дело в указанной части направить на новое рассмотрение в Савеловский районный суд г. Москвы.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 ноября 2022 год
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.