Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Александровой Ю.К, судей Рогачевой В.В, Осиповой Е.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амедова Эдуарда Ризаевича к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления и документов, об обязании изменить дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и направить информационное письмо в компетентную службу МВД России для внесения в Базу данных учета по единовременной выплате сотрудникам путем изменения уникального номера в базе данных, об обязании при решении вопроса о выплате единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения исходить из возникновения права на выплату с 10 декабря 2012 года
по кассационной жалобе Амедова Эдуарда Ризаевича на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Осиповой Е.М, объяснения Амедова Э.Р, поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Главного управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Баландиной А.Н, действующей на основании доверенности от 06.01.2021, судебная коллегия
установила:
Амедов Э.Р. обратился в суд с исковым заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором просил признать за ним право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления и документов, т.е. с 10 декабря 2012 года, обязать ответчика изменить дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 22 февраля 2013 года на 10 декабря 2012 года, направить информационное письмо в компетентную службу МВД России для внесения в Базу данных учета по единовременной социальной выплате сотрудникам путем изменения уникального номера в базе данных, об обязании при решении вопроса о выплате единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения исходить из возникновения права на выплату, то есть с 10 декабря 2012 года.
В обоснование заявленных требований Амедов Э.Р. указывал на то, что с 03.10.1995 по 12.10.2013 он проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации; 12.10.2013 был уволен со службы в ОВД в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона Российской Федерации от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Во время прохождения службы 10.12.2012 истцом подано заявление в Комиссию ГУ МВД России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам с приложением необходимых документов.
Заседание Комиссии по рассмотрению заявления истца состоялось 08.02.2013. По итогам заседания Комиссия приняла решение принять истца и членов его семьи на учет на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения, сведения об этом были внесены в протокол N 27/27П, о чем истец узнал по телефону от какого-то сотрудника Комиссии в середине марта 2013 г, при этом ему не сообщили, с какой даты его поставили на учет и он считал, что дата постановки на учет должна была совпадать с датой подачи заявления. Никакой выписки или справки о приеме документов истец тогда не получил.
Только в середине марта 2019 года истцу позвонила инспектор ОИЗО и СО УОТО тыла ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области Русакова М.М. с просьбой прийти к ней для актуализации учетного дела и предоставления разрешения для использования персональных данных при формировании электронной очереди ЦЖБК ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
22.03.2019 инспектор ОИЗО внесла изменения в учетное дело в части того, что истец стал пенсионером МВД по выслуге лет, а его старшая дочь достигла возраста 23-х лет и поэтому подлежала исключению из состава членов семьи, учитываемых для размера социальной выплаты. От неё истец также узнал, что теперь очередь на получение социальной выплаты станет общероссийской и всю информацию можно отслеживать на сайте МВД.
В ноябре 2019 года на сайте МВ/ЕСВ истец ввел данные своего СНИЛС и ему была выдана информация о том, что он состоит в очереди под N +13000, датой постановки истца на учет являлась дата распоряжения - 22 февраля 2013 вместо даты подачи заявления - 10 декабря 2012 года.
Истец считает, что ответчиком не соблюдены условия об установлении даты постановки истца на учет на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признания права на постановку его на учет с членами семьи для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в органах внутренних дел по месту пенсионного обеспечения с даты постановки на учет в органах МВД 10 декабря 2012 года, не внесены соответствующие изменения в базу, не присвоен новый регистрационный номер очереди, соответствующий дате постановки на учет.
Решением Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 12 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 июня 2022 года, в удовлетворении заявленных требований истцу отказано.
В кассационной жалобе Амедов Э.Р. оспаривает законность судебных актов по основаниям несоответствия выводов судов, установленным по делу обстоятельствам, нарушения норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Амедов Р.Ж. проходил службу в органах внутренних дел России с 03.10.1995 по 12.10.2013.
10.12.2012 Амедов Э.Р. обратился в Комиссию ГУ МВД России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о принятии его в составе из 4-х человек (он, супруга - Амедова Н.А, дочери - Амедова Д.Э. и Амедова В.Э.) на учет получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилья или строительства жилого помещения.
На момент подачи заявления о предоставлении социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 10 декабря 2012 года истец занимал должность дознавателя отдела дознания УМВД России по Выборгскому району г. Санкт-Петербурга, имел звание майора полиции, стаж службы истца в органах внутренних дел составлял 19 лет 3 месяца 3 дня.
Решением Комиссии ГУ МД России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам, оформленным протоколом N 27/27П от 08 февраля 2013 года Амедов Э.Р. в составе семьи из 4-х человек принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилья или строительства жилого помещения.
Распоряжением ГУМВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 22 февраля 2013 года N 20 было утверждено вышеуказанное решение Комиссии от 08 февраля 2013 года, при этом действие распоряжение распространено на правоотношения, возникшие с 08 февраля 2013 года.
Решением Комиссии ГУ МВД России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам от 20.06.2019 N 213 П в учетное дело истца внесены изменения в связи с его увольнением со службы в органах внутренних дел, а также в части состава семьи (исключена дочь).
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствовался положениями Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты", Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации"; Порядка формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета, утвержденного приказом МВД России от 30.03.2012 N 207, оценив представленные в материалы дела доказательства, признал установленным, что очередность предоставления единовременной выплаты определяется датой принятия на учет, а не датой подачи заявления, а дата принятия на учет определяется датой принятия правового акта, утвердившего решение о принятии на соответствующий учет.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены постановленных по делу судебных актов по доводам жалобы заявителя.
Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при указанных в законе условиях. Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (части 1, 2, 5 статьи 4).
Согласно пункту 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась с приложением перечисленных в настоящем пункте документов.
Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия) (пункт 10 Правил).
Решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (пункт 15 Правил).
Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа (пункт 16 Правил).
Заверенная в установленном порядке копия правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты или о снятии с учета направляется в уполномоченное подразделение в недельный срок с даты принятия соответствующего решения (пункт 17 Правил).
Выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения (пункт 18 Правил).
Сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления (пункт 20).
Книга учета ведется комиссией и является документом строгой отчетности. Изменения, вносимые в книгу учета, заверяются печатью и подписью должностного лица, на которое возложена ответственность за ведение книги учета (пункт 21).
На каждого сотрудника, принятого на учет для получения единовременной выплаты, заводится учетное дело, в котором содержатся заявление и документы, представленные в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге учета (пункт 22 Правил).
В силу пункта 25 Правил уполномоченное подразделение формирует и ведет базу данных о лицах, принятых на учет для получения единовременной выплаты, а также снятых с такого учета (далее - база данных), на основании информации, представляемой органами вместе с копиями правовых актов, указанных в пункте 17 настоящих Правил. Информация, содержащаяся в базе данных, представляется ежегодно в Министерство финансов Российской Федерации.
Порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета, утвержден приказом МВД России от 30.03.2012 N 207, при этом целью формирования базы данных является получение полной, достоверной и актуальной информации о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (п. 2 Порядка N 207). Ведение базы данных осуществляется уполномоченным подразделением центрального аппарата МВД (п. 3 Порядка N 207).
Формирование базы данных осуществляется путем внесения в нее информации о лицах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты согласно приложению к настоящему Порядку (п. 6).
Согласно приложению к Порядку N 207 при формировании базы указываются, в том числе, уникальны номер, ФИО сотрудника, звание и стаж службы, дата подачи заявление, а также дата принятия на учет (номер, дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет)
В сил п. 7 Порядка N 207 внесение информации в базу данных осуществляется на основании правовых актов МВД России и органов о принятии или снятии с учета для получения единовременной выплаты, а также решений комиссий по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам об изменении сведений учетных дел в течение пяти рабочих дней с момента их принятия.
Судами установлено, что согласно информации на сайте МВД России по вопросам ЕСВ истец значится в списке очередности под номером 3-78-222-220213-000785, в котором 1-й символ - код федерального округа Российской Федерации, 2-й и 3-й - код субъекта Российской Федерации, с 4-го по 6-й - код уполномоченного подразделения или органа, с 7-го по 12-й день, месяц и две последние цифры год - дата постановки на учет, что соответствует номеру протокола, которым истец и члены его семьи были приняты на учет, в данном случае - протокол Комиссии ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области N 27/27П от 08 февраля 2013 года, с 13-й по 18-й - номер учетного дела (в данном случае - 000785), который присваивается согласно очередности при постановке на учет для получения ЕСВ, который, однако, не отражает порядка очередности предоставления данной выплаты.
Исходя из вышеуказанных норм права, очередность предоставления единовременной выплаты определяется датой принятия на учет, а не датой подачи заявления, а дата принятия на учет определяется датой принятия правового акта, утвердившего решение о принятии на соответствующий учет в связи с тем, что сотрудник считается поставленным на учет для получения ЕСВ только после издания соответствующего правового акта, утвердившего решение комиссии. При этом, как правильно указали суды со ссылкой на пункт 20 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N1223 право истца будет реализовано в порядке очередности постановки на учет сотрудников, обладающих правом на получение единовременной социальной выплаты с учетом даты постановки на учет, стажа службы в пределах бюджетных ассигнований, выделенных ГУ МВД России на указанные цели.
Таким образом, вопреки доводам заявителя жалобы, основанным на неправильном применении нормативных положений, регулирующих спорные правоотношения, правовых оснований для возложения на ответчика обязанность изменить дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у суда не имелось.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит обжалуемые судебные акты законными, поскольку выводы, изложенные в них, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела, а нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, не допущено.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.