Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Чумаков Ю.А., рассмотрев жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью "И-Пирамида" Симина В.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Волжского районного суда города Саратова от 31 марта 2022 года, решение судьи Саратовского областного суда от 30 мая 2022 года, вынесенные в общества с ограниченной с ограниченной ответственностью "И-Пирамида" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
27 января 2022 года референтом отдела государственного надзора контроля по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области Косенко Н.Е. в отношении общества с ограниченной ответственностью "И-Пирамида" (далее по тексту - ООО "А-Пирамида") составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.14.1 Кодекса российской Федерации об административных правонарушения.
Решением судьи Волжского районного суда г. Саратова, действия ООО "И-Пирамида" переквалифицированы на часть 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Решением судьи Саратовского областного суда в ходе рассмотрения жалобы общества в порядке статей 30.1, 30.2, 30.6 данного Кодекса, постановление судьи районного суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Симин В.В, действующий в интересах ООО "И-Пирамида", ставит вопрос об отмене судебных актов, состоявшихся в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными, прекращении производства по делу. Выражает несогласие с выводами, изложенными в оспариваемых судебных актах. Полагает, что судебными инстанциями не дана надлежащая оценка доводам заявителя о пропуске срока давности привлечения юридического лица к административной ответственности.
Заявленное ходатайство о приостановлении исполнения названных актов подлежит оставлению без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста, а также в иных случаях предусмотренных настоящим Кодексом. О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое при необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящими это определение в исполнение.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судом при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", приостановление исполнения вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, в связи с подачей жалобы лицами, перечисленными в статьях 25.1 - 25.5 названного Кодекса, недопустимо, поскольку частью 1 статьи 31.6 данного Кодекса такая возможность предусмотрена лишь в случае принесения прокурором протеста по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста.
Таким образом, при наличии соответствующих оснований исполнение постановления о назначении административного наказания может быть приостановлено органом или должностным лицом, которые вынесли соответствующее постановление.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", в соответствий с пунктом 1 статьи 33 которого, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор проведением этих работ (пункт 1 статьи 40 Федерального закона от 25 июня 2002 годаN 73-ФЗ).
В силу подпункта 3 пункта I статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен, юридическое лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, и третьи лица, владении или в пользовании которых находится указанный объект на основании гражданско-правового договора, обязаны не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр.
13 декабря 2021 года в ходе осмотра объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой, 1-я четв. XIX в.", расположенного по адресу; Саратовская область, г..Саратов, уд. Московская, дом 21, установлено, что здание не эксплуатируется, со стороны фасада (ул. Московская), на уровне карниза по поверхности стен на участках с нарушенным водостоком с крыши здания наблюдается намокание, размораживание кирпичной кладки, утрачена большая часть элементов декора здания, наблюдается утрата штукатурного слоя, пораженце грибком, локальное выкрашивание кирпичной кладки, а также осыпание штукатурного слоя и фасадной краски. Обнаружено обрушение межэтажных перекрытий, кровли здания. Со стороны двора имеется обрушение кирпичной кладка стен фасадов, часть междуэтажных перекрытий отсутствует, отсутствует кровельное покрытие, оконные заполнения, повреждена система водоотведения. Образовавшиеся провалы после обрушения кровли и межэтажных перекрытий объекта культурного наследия захламлены строительным и бытовым мусором. Внутри, по периметру дворового фасада, в месте обрушения из фундамента здания, а также на прилегающей территории растет сорняк и мелкий кустарник. На объекте культурного наследия частично отсутствует остекление, отсутствуют некоторые оконные рамы. На карнизной части объекта и парапетах здания имеются следы выпадения кирпичей, на фасадах имеются следы отслоения штукатурного слоя. Здание подвержено атмосферным осадкам, внутрь помещения попадают дождевые и сточные воды. Наблюдается отслоение штукатурного слоя фасада объекта по периметру всего здания. Объект культурного наследия не огорожен, доступ к нему посторонних лиц не прекращен, окна объекта открыты. Объект культурного наследия не эксплуатируется, инженерные коммуникации отсутствуют. Правообладателем не проведена консервация - комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия в целях предотвращения ухудшения состояния здания.
Во дворе дома имеется строительный мусор, визуальный облик здания изменен. Непосредственное управление указанным объектом осуществляется его собственниками. Сведений о том что, собственниками данного объекта культурного наследия достигнуто соглашение о распределении бремени содержания общего имущества в Управление по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области не поступало.
Согласно выписке единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект у ООО "И -Пирамида" в данном объекте культурного наследия имеются в собственности помещения общей площадью 105 кв.м.
Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что Обществу вменяется не проведение мероприятий, направленных на сохранение объекта культурного наследия и содержание его в ненадлежащем состоянии ссылкой на подпункт 3 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Вместе с тем, приложенные к протоколу материалы, в том числе акт осмотра объекта культурного наследия, фототаблицы здания, выполненные в 2015 году и в 2022 году, не позволяют сделать вывод об уничтожении данного объекта, иных документов, включая какие-либо исследования специалистов, экспертов, в материалах дела не имеется. Не представлено должностным лицом также доказательств, свидетельствующих о совершении ООО "И-Пирамида" действий, направленных на повреждение либо уничтожение данного объекта.
Указанные обстоятельства не позволили судье районного суда сделать однозначный вывод о наличии в действиях ООО "И-Пирамида" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.14.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом установленных обстоятельств, судья районного суда пришел к выводу о том, что действия ООО "И-Пирамида" следует квалифицировать по части 1 статьи 7.13 данного Кодекса как нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, что согласуется с правовой позицией изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Также судьей районного суда установлено, что ООО "И-Пирамида", как собственник помещений в здании по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. Московская, дом 21, являющегося памятником регионального значения "Дом жилой", не выполняет требования к сохранению объекта культурного наследия, и требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, что является нарушением требований законодательства об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются следующими доказательствами: приказом от 14 мая 2020 года N 01-04/193 управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области о включении выявленного объекта культурного наследия по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. Московская, дом 21 в единый государственный реестр объектов культурного наследия в категории объекта культурного наследия регионального наследия, утверждении границ территории, фотоматериалами, копией технического задания на реставрацию и ремонт фасада, выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости, сведения о зарегистрированных правах, актом осмотра объекта культурного наследия от 13 декабря 2021 года, протоколом об административном правонарушении N 23 от 27 января 2022 года, в котором изложены обстоятельства совершения административного правонарушения, иными доказательствами, имеющимися в материалах дела в совокупности, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 данного Кодекса.
С указанными обстоятельствами согласился судья Саратовского областного суда в ходе рассмотрения жалобы общества на данное постановление.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Таким образом, ООО "И-Пирамида" обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы направлены на иную, субъективную оценку имеющихся в деле доказательств.
Приведенные заявителем в поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобе доводы являлись предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций, сводятся к несогласию с принятыми по делу судебными актами, получили надлежащую правовую оценку судебных инстанций, не согласиться с которой оснований не имеется.
Иных доводов, не являвшихся предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, в настоящей жалобе не приведено.
Вопреки доводам жалобы постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО "И-Пирамида" вынесено судьей районного суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено обществу, в минимальных пределах предусмотренного санкцией части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Волжского районного суда города Саратова от 31 марта 2022 года, решение судьи Саратовского областного суда от 30 мая 2022 года, вынесенные в общества с ограниченной с ограниченной ответственностью "И-Пирамида" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, оставить без изменения, жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью "И-Пирамида" Симина В.В, без удовлетворения.
Судья Ю.А. Чумаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.